Фото Артура ЛаутеншлегераФразу из старой песни «Нынче в школе первый класс вроде института…» родители учеников начальных классов повторяют не раз. Программа со времен их обучения серьезно усложнилась. Как подготовить ребенка к первому классу, стоит ли ругать за оценки и нацеливать только на пятерки и нужно ли нанимать репетитора — об этом наша беседа с учителем начальных классов майкопской гимназии №22 Ингой БЕЛЯШОВОЙ.

— Инга Владимировна, первый класс — сложный этап в жизни маленького человека. Он переходит на следующую образовательную ступень — из детсада в школу. У многих родителей возникает закономерный вопрос: как подготовить ребенка к этому новому периоду, настроить на учебу, помочь?

— Мнение о том, что ребенка не надо готовить к школе, давно устарело. Готовить надо. Ответственные роди­тели в этом заинтересованы. Сейчас есть много подготовительных школ — частных и государственных. И последние годы мы наблюдаем тенденцию: в первый класс приходят дети, уже умеющие читать, считать. Это хорошо и правильно.

Но не это должно быть на первом месте. Для начала ребенка нужно научить самостоятельно работать, слушать, думать, отвечать на заданные вопросы. Это гораздо сложнее. И еще немаловажный момент — развитие руки. Если ребенок не умеет правильно держать в руке карандаш, раскрашивать, его будет трудно научить писать.

Если у ребенка есть логопедические отклонения, их желательно устранить до начала обучения в школе. Потому что ему будет сложнее читать, выражать собственные мысли. Современные учебники рассчитаны и на читающего и на нечитающего ребенка. Конечно, мы будем обучать ученика чтению, но практика показывает, что такие дети будут сильно отставать от тех, кто уже владеет этим навыком. Возникнет психологическая сложность, потому что дети, умеющие читать, более уверенные.

Бывает, дети умеют писать и считать, но имеют бедные знания об окружающем мире — в какой стране живут, какие виды животных и растений существуют. Как правило, это касается ребят, которые не посещали детский сад, а родители не уделяли этому направлению должного внимания.

— Есть и другая проблема — когда ребенок настолько подготовлен к школе, на уроках в первом классе ему становится скучно: он уже многое знает.

Мнение о том, что ребенка не надо готовить к школе, давно устарело. Готовить надо. Ответственные роди­тели в этом заинтересованы.

— Настолько сильно подготовить ребенка нельзя. Не может быть, чтобы он все знал. В этом возрасте у детей кратковременная память. Даже если ребенок много узнал до школы, все равно он что-то забудет. Да, его научили читать, но мы будем изучать звуки — какие они, как ведут себя в слове, будем делать звуковой анализ слова, рисовать схемы. Материала очень много. Чему-то новому обязательно научится. Конечно, многое зависит от педагога. Если класс идет вперед, если программа для него легкая, учитель в силах ее разнообразить, увлечь учеников. Мы не станем затормаживать учебный процесс. Хотя это сложно сделать в условиях больших классов, когда на уроке присутствует до 40 человек. Индивидуально подойти к каждому трудно, но учитель видит возможности всего класса и работает в соответствии с этим.

— Сегодня закон об образовании запрещает в первом классе задавать домашнее задание. Но, как показывает практика, негласно некоторые учителя что-то задают ребенку для закрепления материала. Какое ваше мнение?

— Да, домашние задания в первом классе запрещены, но родителям мы даем рекомендации. Если у ребенка что-то не получилось на уроке, лучше дома повторить, закрепить материал. Только с одной оговоркой — если ребенок устал, если нервничает, что-то не получается, не надо настаивать обязательно выполнять задание.

Больше сложностей с домашним заданием возникает на следующих ступенях начальной школы. Родители жалуются, что во втором-третьем классе вынуждены заниматься с ребенком по 2–3 часа, чтобы его выполнить. Этого быть не должно. Как правило, ребенок отвлекается — попить воды, перекусить и прочее. Дайте ребенку время отдохнуть, накормите его, настройте на работу. Нужно ограничивать детей во времени, научить их работать по часам. Например, за этот промежуток времени ты должен выполнить задание. На всю домашнюю работу в начальной школе должно уходить не больше часа. Я противница черновиков. Часто родители говорят, что в черновике ребенок писал лучше, чем в чистовике. Охотно верю. Представьте: ребенок сначала пишет текст вчерне, затем мама проверяет, а потом он переписывает в школьную тетрадь. Он же делает двойную работу! И, конечно, устает. Это скучно и тяжело. Для начала сядьте и разберите с ребенком задание — когда поймет, пусть пишет в чистовик.

— Что касается оценок: в первом классе они тоже запрещены, но учителя поощряют детей смайликами, звездочками и т.д. Это их стимулирует?

— Оценок в первом классе быть не должно. Конечно, мы знаем, как позитивно дети реагируют на звездочку, смайлик, солнышко и т.д. Но я считаю, если и стоит поощрять детей такими знаками, то не в самом начале пути. Потому что у одного ребенка сразу все получается, а у другого нет. Один ребенок становится «звездным», а другой — нет. И у этого второго руки скорее опустятся, чем он станет стремиться вперед. Это позже мы научим его бороться и стремиться получить знания, а пока он только расстраивается и огорчается. И самое печальное, что может случиться, — ребенок не захочет идти в школу, потому что никакую звездочку там не получит.

Чуть позже, когда ребята начнут работать в рабочих тетрадях, я могу им написать: «Умница!», «Молодец!», «Очень меня порадовал», изредка и с большой осторожностью — «Старайся! Я в тебя верю». Слово, на мой взгляд, лучше всякой звездочки. И я заметила, что на «умница» и «молодец» реакция гораздо сильнее, чем на солнышки и звездочки.

Фото Артура Лаутеншлегера— А когда оценки появляются, как на них реагировать ученику, особенно если они неудовлетворительные? Бывает, что дети больше боятся реакции родителей, которые острее воспринимают неудачу сына или дочки.

— Всегда в преддверии выставления итоговых оценок на родительских собраниях я объясняю мамам и папам: дети приходят в школу не за оценками, а за знаниями. Родителям это сложно понять. Они хотят, чтобы у их детей были только пятерки и они могли хвастаться успехами своих чад. Успех будет, но он придет гораздо позже. У ребенка ведь бывают и неудачи. Не надо его за это наказывать или ругать. Я всегда говорю: никогда не сравнивайте своего ребенка с классом, сравнивайте своего ребенка только с ним самим. Если в прошлый раз он написал работу неудачно, а в следующий раз сделал хотя бы на пару ошибок меньше, это уже плюс.

Если в начале учебного года один ученик читает 60 слов в минуту, а другой — 20, то потом первый будет читать 65, а второй — 25. Разница вроде бы большая. Но для второго ребенка подняться на ступеньку выше — уже результат. Конечно, есть определенные нормы оценок, и мы, учителя, их придерживаемся. Это часть работы, которую я, признаться, не люблю. Когда приходится выставлять четвертные оценки, я переживаю не меньше детей. Если в первой четверти второго класса возникают двойки, не ставлю их, пишу «Постарайся!», еще раз объясняю. И никогда не оглашаю оценки в классе вслух, чтобы дети не чувствовали неловкости. Они сами увидят свой результат в тетради.

Бывает ситуация между четверкой и пятеркой, тройкой и четверкой, тройкой и двойкой. Тогда я ставлю оценку в пользу ученика. И при выставлении оценок разговариваю с каждым учеником индивидуально, один на один объясняю, где недоработал, где упустил и т.д. И я заметила, если в первой четверти у меня были сомнения («три» или «четыре») и я поставила четверку, все проговорила с учеником, то во второй четверти он работает на хорошую, твердую четверку. Я радуюсь этому. Я считаю, что нужно дать ребенку крылья. Пусть летит. Я это и детям стараюсь образно донести: перелетишь и взлетишь. Но если ты опустишь свои крылья, можешь упасть. А нам нужно стремиться лететь вперед.

Но бывает и по-другому. Ребенок шел на пятерки, а потом заленился. И умный ученик, и хороший, и может. Тогда оценка играет воспитательную роль. Значит, надо объяснить. Да, ты можешь работать на «пять», но за этот период времени ты не старался, поэтому оценку свою потерял. Все зависит от тебя. Ты потрудишься и вернешь ее.

Я всегда связываю оценки с радостью. В первую очередь оценка для тебя (ученика), потом для меня (учителя), а потом для твоей семьи, которая за тебя переживает и очень хочет, чтобы у тебя все получалось.

Если родители переживают за оценку, то и ребенок будет постоянно дрожать и переживать. А если он не понимает? Ему же надо объяснить. Для того мы и пишем проверочные работы, чтобы выявить, где ребенок отстает, что не понимает, в чем проблема. Потом разбираемся, объясняем. И тогда слез по поводу оценок не будет.

Я всегда говорю: лучше, чем родители, репетитора не бывает. Это ежедневный труд. Иногда родители не хотят заниматься или говорят: ребенок меня не слушает. Это уже проблема семьи.

— Порой родителям кажется, что сегодня школьная программа гораздо сложнее, чем была в их время. Начинают нанимать репетиторов чуть ли не со второго класса.

— Как родитель и как мама, я считаю, что детям всегда нужно давать пищу для ума. Если интересно преподать материал, дети его поймут. Необучаемых детей у нас нет. Я всегда говорю: лучше, чем родители, репетитора не бывает. Это еже­дневный труд. Иногда родители не хотят заниматься или говорят: ребенок меня не слушает. Это уже проблема семьи. Почему до семи лет ребенок рос в семье и вдруг не воспринимает маму? Если аккуратно и ежедневно выполнять домашние задания, перед этим просматривать классную работу, вспоминать, что делали на уроке, никаких репетиторов не понадобится. Первые четыре класса учебная программа вполне по силам каждому родителю.

— У мам и пап сегодня претензии к предмету «Окружающий мир», который предполагает много заданий, и выполнять их приходится всей семьей.

— Мне нравится этот предмет. Дети любят изучать мир, природу, но у них идет отторжение, когда в рабочих тетрадях много заданий на нескольких листах. Составители таких пособий — ученые, кандидаты и доктора наук, но мы, учителя, ближе к детям и сами должны решать, что лучшее взять от этих программ. Я решила не использовать такие тетради, мы работаем по учебнику и заводим обычную ученическую тетрадь, в которой рисуем, выписываем понятия, оформляем по теме. Мне нравится проектная деятельность, в которой ученик может раскрыться. Конечно, презентации помогают делать родители, но плюс в том, что ребенок, не заглядывая в тетрадь, не заучивая что-то наизусть, представляет исследование своими словами одноклассникам. Пусть это будет 10–15 предложений, но те, которые ребенок понимает сам и может объяснить. Мы берем интересные темы, например, даю задание рассказать о какой-нибудь профессии. И для детей целое открытие, что кинолог занимается не фильмами, а собаками.

И все же самое важное в начальной школе — сплотить детей и дарить им радость прихода в школу. Для себя я вижу это на первом месте. Если дети любят друг друга в классе, это уже половина успеха. Они же не просто пребывают в школе, а проживают жизнь в течение 11 лет. Поэтому мы всегда проводим много праздников, спектаклей, которые сплачивают ребят. Я и родителям говорю: научитесь видеть в классе не только своего ребенка, а своего ребенка в коллективе и всех детей вместе.

Любите своих детей, время быстротечно, возможно, потом вы захотите посидеть с ними и сделать вместе уроки, а они уже выросли. Цените это время общения с ребенком, не ругайте, а поощряйте его.

Добавить комментарий


К 95-летию "СА"

К 95-летию СА - Аслан Тхакушинов
К 95-летию СА - Аслан Джаримов
К 95-летию СА - Аслан Трахов
К 95-летию СА - Аслан Тлебзу
К 95-летию СА - Сергей Погодин
К 95-летию СА - Ася Еутых
К 95-летию СА - Дауд Мамий



Мы в Facebook


Закон Республики Адыгея