Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Алексей ГусевВпервые за несколько лет в Адыгее потери газа сведены к минимуму. Что изменилось в работе газовиков, удалось ли наладить диалог с абонентами, что ждет злостных неплательщиков и какие задачи ставит руководство компании в ближайшие годы —обо всем этом в интервью «СА» рассказал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» и АО «Газпром газораспределение Майкоп» Руслан Арашуков.

Руслан Михайлович, на ваш взгляд, каковы главные результаты работы газовых компаний Адыгеи за последние два года под вашим руководством?

— За это время нам пришлось совершить — не побоюсь этого слова — настоящую революцию в работе обеих газовых компаний. Масштаб потерь газа и дебиторской задолженности заставил нас искать слабые звенья и внедрять новые методы. Процесс оказался болезненным, но эффективным. Думаю, самый острый период позади, теперь наша задача — закрепить результат и планомерно повышать качество обслуживания потребителей.

Мы активизировали работу абонентской службы, ввели новые стандарты для контролеров газового хозяйства, придумали механизм, который позволяет исключить коррупционный сговор между контролером и абонентом. Кратно увеличилось количество материалов о нарушениях, которые мы передаем в правоохранительные органы. По экспертным оценкам, объемы похищенного газа могли достигать в минувшие годы до 50 млн. кубометров газа ежегодно. Наши реформы значительно уменьшили количество вмешательств в приборы учета газа. Это напрямую отразилось в балансе газа: по итогам 2017 года потерь газа фактически нет.

Ключевая задача на сегодня — выстроить правильные коммуникации с потребителями, ведь многие ошибки и нарушения — просто следствие того, что абоненты слишком мало знают о своих правах и обязанностях. Поэтому немало сил мы вложили именно в это направление: создали удобные информативные сайты, открыли полноценный контакт-центр, где всегда можно проконсультироваться со специалистами. Сейчас решаем вопрос с модернизацией абонентской базы, в которой часто встречались ошибки. Осенью в центре города откроем полноценный центр по работе с потребителями, удобное и современное «единое окно», куда можно будет обратиться с любым вопросом, касающимся газа.

Но в то же время в конце года обострилась ситуация с количеством обращений граждан. Удалось ли выстроить конструктивный диалог с абонентами? И на что жалуются чаще всего?

— Действительно, изменения в работе абонентской службы привели к росту обращений граждан, не согласных с оценкой состояния счетчика и заявляющих о своей непричастности к вмешательству в прибор учета. Мы начали масштабную инвентаризацию домовладений и столкнулись с очень тревожной статистикой: из 25 тысяч проверенных нами счетчиков каждый 10-й оказался с повреждениями, и по закону данные таких приборов принимать к учету мы не имеем права. Дело в том, что эти проблемы копились много лет: кому-то такой счетчик достался от предыдущих владельцев, у кого-то повреждения приборов учета произошли по недоразумению или недосмотру, а кто-то шел на сознательные правонарушения. Достоверно выяснить это фактически невозможно, да и в обязанности поставщика газа это не входит. Счетчик — собственность абонента, и следить за состоянием прибора учета — его святая обязанность.

Но мы понимали, что нужно дать людям привыкнуть к нормальным стандартам работы газовой службы, выйти из сложных ситуаций с наименьшими потерями. Глава республики Мурат Кумпилов предложил дать возможность абонентам без штрафных санкций привести свои счетчики в порядок, и мы разработали специальный алгоритм, установили льготный период — с декабря прошлого года до 15 апреля нынешнего.

Мы предложили всем добросовестным потребителям газа, у которых счетчики подлежат выбраковке, просто заменить приборы учета без начислений по нормативу. И впредь относиться к их состоянию внимательно и ответственно.

Каким был минувший отопительный сезон? Для газовиков это всегда самый напряженный период работы.

— Зима, как вы помните, выдалась теплая, экстремальных морозов не наблюдалось, тем не менее мы были готовы в любой момент обеспечить наших потребителей необходимым объемом газа. Это самое сложное для нас время, в первую очередь потому, что именно в этот период чаще всего происходят аварийные ситуации. Газоиспользующее оборудование, не прошедшее качественное техобслуживание, оказывается под высокой нагрузкой. Есть доказанная статистикой тенденция: чем больше потребителей газа ответственно подходят к процедуре техобслуживания, тем меньше возникает аварийных ситуаций. Именно поэтому по решению Госдумы начиная с сентября прошлого года такую «профилактику» нужно будет проводить не раз в 3 года, а ежегодно. На данный момент в Адыгее только 56% потребителей газа, чье оборудование требует технического обслуживания, провели необходимую процедуру. Около 20000 собственников газоиспользующего оборудования по разным причинам продолжают рисковать собственной безопасностью.

После отопительного сезона традиционно начинаются отключения от газа злостных неплательщиков. Какова сейчас ситуация с долгами за газ?

— В отопительный сезон мы стараемся быть максимально лояльными к потребителям: предупреждаем, разъясняем, но фактически отключаем только в самых крайних случаях. И чаще всего именно в это время абоненты копят долги: объем потребленного газа резко возрастает, и при несвоевременной оплате через пару месяцев вполне можно попасть в списки на отключение. В этом году нам удалось не допустить роста задолженности населения, стабилизировать ситуацию: на 1 апреля 2017 и 2018 годов задолженность одинаковая. Но сумма для региона, в котором всего 160 тысяч потребителей, все же существенная, сейчас просроченная задолженность составляет около 425 млн. рублей.

Поэтому мы вынуждены идти на крайние меры — отключать от газоснабжения должников, которые не платили за газ более двух месяцев. На сегодня 3150 должников уведомлены о предстоящем отключении через Почту России, более 5000 абонентов получили такие уведомления под роспись от контролеров. Сейчас в нашей базе числится 8847 абонентов с задолженностью более 15 тыс. рублей. К сожалению, иного способа добиться платежной дисциплины от этой категории граждан мы пока не нашли. Самое удивительное, что добросовестное отношение к обязанностям потребителя газа зачастую никак не связано с уровнем доходов. Самые дисциплинированные плательщики, по нашей статистике, — пенсионеры. А в списках злостных должников очень часто оказываются весьма небедные люди — владельцы огромных домовладений. В прошлом году было отключено почти 2000 должников, в этом мы увеличили количество специализированных бригад и планируем до конца года ограничить поставку газа как минимум 4500 должникам.

Какую главную задачу для себя ставите в этом году?

— Наши задачи не меняются — это обеспечение безопасной и бесперебойной поставки газа потребителям, обеспечение 100%-ной оплаты за поставленный газ, недопущение производственных потерь. Конечно же, важнейшей задачей остается строительство новой газораспределительной станции в Тахтамукайском районе, где наиболее остро ощущается дефицит газа. А в целом кредо газовиков Адыгеи можно сформулировать коротко: хищения газа мы в республике не допустим, но права наших добросовестных потребителей будут надежно защищены.

Справка СА

Руслан Михайлович Арашуков родился в 1986 году в ауле Хабез Карачаево-Черкесской Республики. Окончил Ставропольский государственный университет по специальности «Юриспруденция». В газовой отрасли работает одиннадцать лет. Трудовую деятельность начал в 2007 году в ЗАО «Ставрополькрайгаз», впоследствии возглавил филиал ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии. В июле 2016 года назначен генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» и АО «Газпром газораспределение Майкоп». За успехи в работе отмечен благодарностью ОАО «Газпром», почетными грамотами ООО «Газпром межрегионгаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Женат, воспитывает четверых сыновей.

Блицвопросы от народа

1. Почему так часто проверяют газовые счетчики в частных домовладениях?

Контролер может появиться у вас дома в двух случаях. Первый: раз в полгода поставщик газа обязан провести проверку счетчика, убедиться, что он исправен, пломбы на месте, и его показания мы имеем право принимать к учету. Второй: просто снять показания счетчика. Это занимает буквально минуту — контролер записывает в журнал цифры и делает фото арифмометра. В отопительный сезон, когда расход газа большой, контролер может снимать контрольные показания даже раз в месяц. Это позволяет нам иметь реальные данные о расходе газа потребителями и уберегает невнимательных и недобросовестных абонентов от целого ряда проблем.

2. Имеет ли право собственник домовладения не пускать контролера?

Недопуск контролера для проведения проверки — не решение проблемы. В этом случае поставщик газа направит вам письмо для согласования даты и времени проведения проверки. Если и в этом случае контролер не будет допущен, то вам направят уведомление о прекращении подачи газа, а спустя 20 дней после его направления поставщик имеет право остановить подачу газа.

3. Насколько целесообразно оборудовать газовым счетчиком квартиру с колонкой?

В соответствии с частями 1 и 2 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении» газовые счетчики в квартирах нужно устанавливать обязательно. Эти требования распространяются на жилые помещения, где использование природного газа превышает два кубических метра в час (среднее использование природного газа плитой). Поэтому собственники помещений, где установлена только варочная плита, освобождаются от обязанности переходить на счетчик. В абсолютном большинстве случаев оплата по счетчику выгоднее цены, которую складывают из расчета нормативного потребления газа.

4. Кто должен проверять исправность газового котла, например, если есть запах газа? Куда обращаться? И как оплачивать эту услугу  — наличными или требовать квитанцию?

При запахе газа первым делом нужно звонить в аварийную службу — 04 (104 с мобильных телефонов). Также необходимо раз в год проводить техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Вызвать мастера домой для проведения технического обслуживания и заключения договора можно по телефону 52-37-00.

5. Какие льготы по выплате долгов предусмотрены для социально незащищенных граждан?

Конечно, для граждан существует право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия на оплату коммунальных услуг, в том числе и газоснабжения.

Компенсация этих расходов предусмотрена для многих категорий (многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды І и ІІ группы, участники боевых действий, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, малоимущие семьи и др.). Необходимо оформить заявление на получение данной компенсации в органах социальной защиты. Чтобы своевременно получать пособие, необходимо передавать показания счетчика до конца текущего месяца, а оплату газа производить не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Помимо этого, требуется передавать фактические показания приборов учета — во избежание путаницы с начислением компенсации и возможным перерасчетом ее размера.

6. Почему зимой давление газа резко падает?

Нарушения в работе газовых домовых систем чаще всего происходят зимой. При понижении среднесуточной температуры воздуха резко увеличиваются объемы потребления газа, что и приводит к снижению его давления в газопроводах. Следует учитывать и высокие требования современных газовых котлов. При недостаточном давлении многие агрегаты в лучшем случае выдают меньшую мощность, чем указал производитель, а в худшем случае — отключаются до момента появления нужного давления в системе.

Что делать? «Народный» ответ таков: «добавить газа в трубы». Но, к сожалению, для этого не существует технической возможности. С наступлением отопительного сезона газораспределительное оборудование выставляется в «зимний» режим, а дальше регулировка идет в автоматическом режиме. Если продолжать увеличивать давление газа в трубах, то для тех потребителей, чьи дома находятся в непосредственной близости от газораспределительных пунктов, это может кончиться аварийной ситуацией (так называемый «срыв пламени»).

Добавить комментарий


К 95-летию "СА"

К 95-летию СА - Аслан Тхакушинов
К 95-летию СА - Аслан Джаримов
К 95-летию СА - Аслан Трахов
К 95-летию СА - Аслан Тлебзу
К 95-летию СА - Сергей Погодин
К 95-летию СА - Ася Еутых
К 95-летию СА - Дауд Мамий


Мы в Facebook


Закон Республики Адыгея