Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур Лаутеншлегер / САКак обрести правильную точку зрения на происходящее и найти твердую почву под ногами во множестве проблем современного бытия?

Культурные и этнические особенности Адыгеи всегда основывались на духовных истинах. Свою особую роль в этом, как и в формировании просветительства, в регионе играет Духовное управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края. В его состав сегодня входят 15 местных религиозных организаций, из которых три городские — в Майкопе, Краснодаре, Адыгейске, а также Исламский культурный центр в городе Сочи. Они объединяют 48 мечетей в Адыгее и еще 9 мечетей — на территории Краснодарского края. О духовной работе с людьми, проблемах, которые волнуют многих, читателям «СА» рассказал муфтий Адыгеи и Краснодарского края Аскарбий КАРДАНОВ.

О смысле убеждений

Аскарбий Хаджибиевич, тема нашей беседы — укрепление человека верой. Как вы считаете, людей верующих становится больше в нашем регионе, в Краснодарском крае? И кто они — молодежь, люди среднего возраста или пожилые?

— Людей, исповедующих ислам, с каждым днем становится больше как в нашей республике, так и в Краснодарском крае. Мусульманская община нашего Духовного управления — это местные жители разного возраста, от пожилого и среднего до молодых. Сегодня в большинстве своем в мечеть идет молодежь. И это положительный фактор. Молодому поколению сегодня доступен большой объем религиозной информации, которую они получают через книги, интернет.

Вопрос верования сегодня актуален как никогда, поскольку многим из нас посылаются разные испытания. Есть ли в испытаниях промысел Всевышнего? Или все-таки это — дела человеческие, земные?

— Отвечая на этот вопрос, человек должен понимать то, для чего он сотворен и создан Всевышним. Что является главной целью его существования? Всевышний в Коране дает на это ответ, указывает эту цель: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне» (Коран [51:56]). Толкуя этот аят, ученые ислама говорят, что Господь сотворил людей, чтобы они поклонялись Ему, познавали и любили Его, стремились снискать Его довольство, повиновались Его приказам и не искали для себя иных богов. И это то, ради чего Он, Бог, отправил к людям столько пророков и посланников. Другая мудрость, смысл которой заложен в сотворении человека, является испытанием. Аллах говорит: «Который (Аллах) сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (Коран [67:2]). В толковании этого аята есть особый смысл: Аллах создал людей и поселил их в этом мире, но при этом сообщил им, что они непременно покинут его. Всевышний, испытывая своих рабов, ниспослал им повеления и запреты, а затем искусил их страстями, отвлекающими от выполнения велений Господа. Тем же, кто будет следовать заветам пророков и посланников и не поддастся искушениям, будет послушен, Аллах воздаст прекрасной наградой как в этом, ближайшем мире, так и в раю. А чья душа склонится к удовлетворению земных страстей, последует за шайтаном (дьяволом) и отвергнет волю Всевышнего, тех постигнет злое возмездие — наказание в аду.

Важнейшая мудрость, которую заключил Всевышний в этом мироздании, — поклонение и обожествление только одного Господа Бога. Он определил для человека путь, установил границы дозволенного и запретного. Также он знал, что человеку свойственно ошибаться, заблуждаться и грешить. Божья милость в том, что Он дал людям возможность раскаяния. Вот Его наставления своему посланнику: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (Коран [39:53]). Это значит, что люди должны выстроить свою жизнь в соответствии с теми велениями, на которые указывает Всевышний. А если кто-то ошибся или впал в заблуждение, то у него есть возможность вернуться раскаявшись. Аллах этого ждет. Ответ на вопрос — во всем есть предопределение Всевышнего и Его всеобъемлющее желание, и в испытаниях тоже.

Но жизненные сложности порой кажутся непреодолимыми. Бывает, что с такими мыслями человеку не к кому и пойти. А переступить порог мечети или храма он просто боится — не готов морально, не так одет… Как быть?

— В Адыгее двери мечетей открыты всегда и для всех, для страждущих — тем более. Наши имамы с готовностью выслушают каждого человека. Я уверен, что это — лучший путь найти ответы на те или иные волнующие вас вопросы. По поводу одежды и внешнего вида скажу так. Конечно, хорошо, если человек одет подобающим образом. Но если нет, на этот случай сегодня у нас в мечети есть специальные накидки-халаты, которые можно надеть на время пребывания в мечети. Не следует стесняться или бояться войти в дом Аллаха. В мечети работают такие же люди, как и все остальные. Более того, наши имамы имеют глубокие знания в исламе. А ислам, как правило, это образ жизни. И кто, как не имам, сможет ответить на сложные жизненные вопросы? В этом суть служения.

О поиске истины

— Сегодня появляется много сектантских течений, разных некоммерческих организаций и объединений, проповедующих свои устои и нравственные ценности. Часто они находятся даже не на нашей территории, а в интернете, где весьма активно навязываются. Где найти истину?

— Все мы уже привыкли, что интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Любая информация теперь широко доступна даже для наших детей. Кроме пользы, глобальная сеть несет и деструктивную информацию, причем в немалом объеме. Уверен, что запретами, ограничениями бороться с этим сложно и непродуктивно. В этом отношении один из важнейших путей к преодолению всего чуждого — путь духовного просвещения, этнических традиций, исторической истины. Именно духовенство традиционных религий нашей республики, как специалисты по духовно-нравственному развитию общества, должно активно участвовать в социальных сетях, чтобы противоборствовать радикально настроенным группам. В этом немаловажный потенциал профилактики умонастроений, убеждений нашей молодежи от информационного зомбирования. А это зомбирование сегодня есть, его никто не отрицает. Переориентация людей от виртуального мира в мир реальный, как это ни странно, должна и может идти через те же интернет-ресурсы.

— Среди тех, кто приходит к вам за советом, есть те, кто не посещает мечеть, как положено, но соблюдает обычаи народа?

— За советом в мечеть приходят довольно часто. Немало среди них и людей, которые не посещают мечеть, а лишь придерживаются национальных традиций. И у них, как правило, вопросов гораздо больше. Если практикующий мусульманин ориентируется, в каком направлении двигаться в тех или иных вопросах, то людям, не имеющим никаких религиозных знаний, разобраться в важных вопросах гораздо сложнее.

— Какие вопросы вам задают чаще?

— Вопросов много. Они касаются как религиозной стороны нашей жизни, так и бытовой. Часто нас спрашивают, почему так мало времени сегодня выделяет наше телевидение религиозным передачам? Люди хотят понимать, разбираться в духовных течениях, но им не хватает знаний. Ждут, что в передачах специалисты могли бы им рассказывать, разъяснять правильный ислам, ведь именно этого не хватает нашему обществу. Очень часто спрашивают о религиозном образовании и обучении детей основам ислама в школах. Немалая доля вопросов посвящена обрядам брака и похорон, так как люди сталкиваются с этим чаще всего. Другие вопросы касаются семейных отношений, детей и родителей. Спрашивают и о дозволенности совершения тех или иных действий в бытовой жизни. Например, какие сделки дозволяются религией в предпринимательстве, где и как можно работать, как одеваться, что принимать в пищу, как себя вести и многое другое.

В Адыгее двери мечетей открыты всегда и для всех, для страждущих — тем более. Наши имамы с готовностью выслушают каждого человека. Я уверен, что это — лучший путь найти ответы на те или иные волнующие вас вопросы

О семье и браке

— Говорят, мировая глобализация, стремление людей привести все и всех к усредненному стандарту может упростить брак. А потому возникает немаловажный сегодня вопрос — воспитание молодежи в религиозных традициях семьи и брака. Что такое брачные узы с точки зрения ислама?

— Брак в исламе имеет важное место, так как является мостом, который объединяет двоих — мужчину и женщину. Он же упорядочивает отношения в семье. Брак является естественным ответом на те человеческие потребности, которые заложил в нас Всевышний. В Коране сказано: «И из Его (Аллаха) знамений — то, что Он создал из вас (мужчин) самих жен для вас (т.е. Аллах сотворил из ребра Адама его жену Хаву), чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих» (Коран [30:21]). И для того, чтобы правильно выстроить отношения мужчины и женщины, ислам обязывает обе стороны выполнять определенные требования. Поэтому для законности брака необходимо отсутствие причин, препятствующих соединению жениха и невесты. После чего опекун невесты в присутствии свидетелей выдает ее замуж за жениха, а жених берет нареченную невесту в жены. При этом ислам категорически запрещает выдавать девушку замуж против ее воли. Также не дозволяется препятствовать молодым людям в сочетании браком с любимым человеком, если нет весомой причины отказать в этом. В хадисе (пророческое высказывание) говорится: «Нельзя жениться на женщине, которая уже побывала замужем, не посовещавшись с ней, и нельзя жениться на девушке, которая еще не была замужем, не спросив ее согласия. Люди спросили: О, посланник Аллаха! Как она может выразить свое согласие? Он ответил: молчанием». Что это значит? И что может помешать сочетанию браком мужчины и женщины? В Священном Коране подробно расписано, с кем мужчина не может состоять в браке. «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам.» (Коран [2:221]). В другом аяте говорится: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями (т.е. падчериц), с которыми вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (Коран [4:23]). И это необходимо знать и понимать. Поэтому за советом, если хотите, благословением на брак нужно обращаться к имаму. Если говорить об этнической, национальной составляющей, то она зачастую накладывает свои оттенки и некоторые формы на бракосочетания в целом.

— Свадьбы в Адыгее проводятся по правилам ислама или все-таки более светские? И насколько велико влияние атеизма в национальных традициях?

— Можно сказать, что адыгские обычаи бракосочетания впитали в себя много религиозного, как и все другие обычаи. Поэтому в большинстве своем браки в Адыгее традиционные. Безусловно, исключением должно стать распитие спиртных напитков на свадьбах, а также другие светские устои. К примеру, когда мужчины и женщины, старшие и младшие, сидят за общими столами, а не порознь, как того требует религия, обычаи, и т.п.

О проблеме разводов

— Браков в нашем регионе совершается много, но разводов, к сожалению, не меньше. Почему так происходит? Чего не хватает молодым в семейных узах? И чем могут помочь им сохранить семью родители?

— К великому сожалению, сегодня мы все чаще становимся свидетелями разногласий между супругами, которые и становятся причиной развода. Есть и жалобы родителей на то, что они не могут примирить детей. Мы советуем родителям будущих молодоженов, молодых супругов в первую очередь уделять внимание воспитанию, обучению своих детей вести общее хозяйство, быть терпимыми друг к другу. В большой части невежество и плохой нрав служат причиной распада семей, когда супруги не знают своих обязанностей, не выполняют их и не хотят выстраивать между собой правильный диалог. Посланник Аллаха говорит: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам». В другом хадисе посланник Аллаха напоминает: «Если бы я мог приказать совершать земной поклон кому-то, помимо Аллаха, то приказал бы женщине склониться перед своим мужем». Эти высказывания побуждают супругов осознавать то бремя обязанностей, которое брак возлагает на них. Немаловажной для супругов стала бы и их сдержанность — умение не выносить сор из избы, когда у них случаются определенные разногласия. В свою очередь, их родители не должны бы следовать за своими страстями и чувствами, а занимать сторону истины. Здесь главное — следовать справедливости, даже если это против их дочери или сына. В таких случаях лучшее для родителей помолиться Всевышнему о своем благополучии и благополучии детей.

— Еще один момент — взаимоотношения невестки и свекрови. В Священном Коране есть такие слова о родителях: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям». Они обращены к детям. Как вы объясните это высказывание, чтобы было понятно и сыновьям, и дочерям-невесткам?

— Иногда мы видим нарушение во взаимоотношениях невестки и свекрови. Это случается из-за того, что свекровь старше по возрасту, хозяйка в своем доме. А невестка — молодая девушка, новый человек в семье, не знакомый с устоявшимися семейными традициями. Для решения этой проблемы невестка должна отнестись к свекрови как к своей матери, проявить любовь и уважение к ней, не забывая о требованиях религии, не нарушая национальных обычаев. Свекровь должна принять невестку как свою дочь, с пониманием и уважением. Посланник Аллаха сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Это высказывание наставляет нас относиться к людям так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам.

О правде и вымысле

— Как сохранить в себе доброе отношение к людям? Дайте, пожалуйста, совет как духовный наставник…

— Сохранению доброго отношения ко всему, что окружает нас, помогает нам вера. Сама доброта имеет духовную основу. Вера учит доброму отношению к людям, как сказал посланник Аллаха: «Лучшие из людей — те, кто приносит больше пользы другим». В другом высказывании говорится о хорошем отношении к соседям: «Не является верующим (в смысле — не имеет полноценной веры) тот, кто уснет сытым, в то время как рядом с ним будет голодный сосед». Именно вера учит нас бескорыстному отношению к людям. Секрет сохранения доброты раскрывается нам в Коране: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим благом». В другом аяте говорится: «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего!» (Коран [93: 9,10]). А также нужно проявлять доброе отношение к близким и родственникам.

— Аскарбий Хаджибиевич, актуальный вопрос, который задают наши читатели: было ли в традициях адыгов воровство невест? Это принято считать нормой или больше навеяно художественной литературой?

— Романтические сюжеты с похищением невесты действительно воспеты в литературе. Но там они должны и оставаться — в художественной литературе. С точки зрения канонов ислама похищение невесты — это преступление. Если традиция направлена против чести, достоинства и прав человека, то она требует осуждения. Есть множество красивых адыгских национальных традиций о замужестве и свадьбе, которые замечательны сами по себе и соответствуют нормам ислама.

Добавить комментарий




Мы в Facebook






Закон Республики Адыгея