Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Дела сердечныеКогда сберегать жизнь и поправлять здоровье пациентам становится делом жизни.

В семье Светланы не было медицинских работников, но ее мама болела, поэтому часто приходилось вызывать «скорую помощь», буквально и днем и ночью. Люди в белых халатах для нее, девчонки, были словно волшебники, которые облегчали страдания, давали надежду на выздоровление.

— Очень хотелось помочь самому близкому человеку, и в 15 лет я решила — буду врачом, — вспоминает Светлана Панеш, кардиолог дневного стационара поликлиники №3 Майкопа, стаж работы которой уже без малого 30 лет.

Она в свое время окончила Кубанский медицинский институт по специальности «лечебное дело». После прошла клиническую интернатуру на базе республиканской больницы в Майкопе, здесь она приняла решение — стать кардиологом. Получила бесценный опыт, работая рядом с Ириной Ерохиной, Сусанной Дауровой, Мирой Нехай, Лидией Гиш.

Клиническая ординатура молодого врача прошла на базе зипповской больницы в Краснодаре.

Первый год работы в больнице аула Понежукай в качестве молодого специалиста тоже дал ей необходимый практический опыт.

— Работала в Краснодаре, в госпитале инвалидов войны, в кардиологическом отделении. Когда вышла замуж, мы с супругом в 1986 году уехали в Ленинград. Там более года я трудилась в больнице имени Куйбышева, затем — в институте кардиологии — ведущем в стране учреждении по заболеваниям сердца и сосудов — в стационаре и в поликлиническом отделении, — рассказала Светлана Ахмедовна при нашей встрече. — Здесь я много почерпнула для своей профессиональной деятельности. Имела счастье работать с высокопрофессиональными специалистами, например с бывшим директором института, ныне ушедшим из жизни, Владимиром Алмазовым. Он раз в месяц консультировал пациентов института в особо сложных случаях, делал обход кардиологического отделения.

 Вот один из тех случаев, о которых помнит Светлана Панеш: у мужчины 44 лет после перенесенного инфекционного заболевания возникли тяжелые осложнения с выраженной сердечной недостаточностью. Директор института дал ему рекомендацию по пересадке сердца, пациента с помощью санавиации перевезли в Москву, где в институте трансплантологии прошла операция. Следует отметить, что не всегда существует такая возможность, ведь нужно время для поиска подходящего донора. Но этому молодому еще мужчине, можно сказать, повезло. В период реабилитации он снова наблюдался в институте, и Светлана принимала в этом участие. 

Самое интересное — наша героиня через 12 лет вновь увидела этого спасенного врачами человека — во время телевизионной передачи. И порадовалась тому, что жизнь, буквально висевшая на волоске, продолжилась. В это время она уже вернулась на родину, в Адыгею. В поликлинике №3 работает с 1993 года, с небольшим перерывом — переводилась в городскую больницу в кардиодиспансерное отделение.

— Сейчас пациентов обращается к кардиологу больше, чем, допустим, в первые годы вашей работы?

— В Понежукайской участковой больнице принимала за день до 37 обратившихся за медицинской помощью. Это невозможно забыть, нагрузка была очень большая, у меня чередовались поликлинический прием и стационар. В Краснодарской клинике была норма — 20 пациентов на одного врача. В Ленинграде в институте было строго по графику — 18 человек в день приема. 

Сейчас норма приема пациентов в кардиологическом дневном стационаре на одну ставку — 18 человек, но по факту бывает до 32, порой до 40, когда идет совмещение с приемом. С некоторым облегчением можно вздохнуть в июле и первой половине августа, в целом летом люди обращаются меньше, а в остальное время года снова наплыв.

— От чего зависит эффективность лечения?

— От многих параметров: своевременной правильной диагностики, своевременного правильного назначения препаратов, грамотной схемы лечения. От дисциплины самого пациента по выполнению этой схемы. Все это важно для успеха лечения, особенно если есть сопутствующие факторы — тяжелые заболевания, индивидуальная чувствительность, непереносимость некоторых лекарственных средств. Один из важнейших факторов — внутренний настрой пациента.

— Все ли строго следуют назначениям лечащего врача?

— Исходя из опыта могу сказать, что в лучшем случае 25 процентов от всех обращающихся за помощью — полностью дисциплинированные пациенты. Относительно неплохо соблюдают рекомендации 40—45 процентов. К сожалению, остальные не соблюдают те аспекты лечения, которые назначает им специалист.

У женщин, более чувствительных, чем мужчины, на клеточном и генетическом уровне, наблюдается больше случаев непереносимости лекарств, поэтому и подбор их более сложный. От пациенток больше жалоб на побочные эффекты от применения тех или иных препаратов. Бывает, происходит аллергическая реакция. В таких случаях помогает разобраться аллерголог, с которым я тесно взаимодействую.

В большинстве случаев удается подобрать такие препараты, которые минимизируют побочные эффекты, с их помощью удается избежать аллергической реакции. Повторюсь, многое зависит от дисциплины пациента.

Наиболее сложная категория — пациенты в возрасте от 75 лет и старше. Люди старшего поколения, которые лечатся в дневном стационаре, составляют 70 процентов от общего числа пациентов.

Моему старшему пациенту 87 лет. Говоря языком медицины, выглядит он хорошо, при этом предпочитает принимать минимум препаратов, допустим, вместо трех-четырех наименований — одно-два. Но тем не менее в преклонном возрасте, к сожалению, у большинства имеются серьезные заболевания, поэтому нужно регулярно наблюдаться у специалиста.

— При мне вы затратили на прием одного человека 45 минут... 

— Это пожилой человек, заболевание его весьма сложное, он принимает много лекарств, нужно было посмотреть, выяснить, как препараты совмещаются, что ему можно принимать, а от чего нужно отказаться. У него присутствует сложная патология, следствием чего является ограниченность в движении. Приходится затрачивать больше времени на прием каждого такого пациента.

— Есть пациенты, которые прибавляют сил?

— Есть, конечно: это благодарные, открытые, доброжелательные люди. С ними легко общаться. Как правило, они строго следуют назначениям врача.

Пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив поликлиники №3, всех коллег города и Республики Адыгея с профессиональным праздником! Желаю здоровья, семейного благополучия, успехов в работе, благодарных, дисциплинированных пациентов, мира и добра!

Марина Лебедева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить






Закон Республики Адыгея