Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Легко ли играть на адыгской флейте и почему на этом инструменте не играют женщины — выяснял корреспондент «СА», побывав на I Межрегиональном фестивале флейтистов-камыляпща.

Адыгея стала организатором первого фестиваля, возрождающего игру на старинном национальном инструменте — камыле. Он собрал в республиканской столице музыкантов из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Турции. Как уже писала «СА», 16 марта фестивальное движение стартовало в Майкопе, на следующий день музыканты выступили в Нальчике, завершился фестиваль 18 марта в Черкесске. В каждом городе мероприятие вызвало интерес у национальной молодежи, представителей музыкального искусства, ученых — этнографов и историков.

В Адыгее возрождением старинных народных инструментов и пропагандой аутентичного фольклора занимается руководитель ансамбля «Жъыу», заслуженный художник РА Замудин Гучев. Именно ему принадлежит идея проведения фестиваля, поддержку в организации которого оказало Министерство культуры Республики Адыгея при участии Центра народной культуры РА, Адыгейской республиканской детской школы искусств имени К.Х.Тлецерука, Центра адыговедения АГУ, а также учреждений культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. 

Замудин Гучев не только сам виртуозно владеет игрой на адыгских инструментах и занимается их изготовлением, но и щедро делится своими знаниями с каждым, кому по душе музыка предков. С его подачи в Адыгейской республиканской детской школе искусств им.К.Тлецерука было открыто отделение народных инструментов, и маленькие музыканты получили возможность учиться играть на шичепшине. Но если гармоника, трещотки и адыгская скрипка — шичепшин хорошо известны на Северном Кавказе и за его пределами, то камыль был незаслуженно забыт. Хотя научиться играть на нем несложно, достаточно обладать хорошим музыкальным слухом.

Камыль — традиционная адыгская флейта. Этот духовой инструмент всегда был обязательным инструментом джэгуако-песнетворцев, без него не обходился ни один свадебный обряд или праздник. Кстати, в культуре других народов есть его аналоги: у абхазов — ачарпын, у башкиров — курай.

Само название «камыль» говорит о материале изготовления — озерном камыше, из которого инструмент делали в старину. Несколько экспонатов прошлого века хранится в фондах Национального музея. Они послужили образцами для современных мастеров, которые в конце 1980-х годов начали восстанавливать технику изготовления инструмента, изучать специфику игры и собирать народные наигрыши. В настоящее время камыли делают из металла, пластмассы, дерева. 

— Я надеюсь, что в будущем камыль получит широкую известность. Хочется, чтобы народ вспомнил древнюю флейтовую музыку, корни которой идут от нартского эпоса. Наша цель — рассказать о камыле и продемонстрировать его возможности, а также выявить современных самобытных исполнителей и мастеров по изготовлению инструмента, — рассказал «СА» Замудин Гучев.

Площадкой для демонстрации мастерства флейтистов-камыляпща стала сцена Национального театра им.И.С.Цея. Гостей и участников поприветствовал Министр культуры Адыгеи Мухамед Кулов. Он пожелал фестивалю расти, привлекать в свои ряды новых музыкантов и дальше пропагандировать национальное музыкальное искусство, а Министерство, в свою очередь, будет изыскивать материальные средства на поддержку фестиваля.

Условия позволяли участвовать в фестивале любому играющему на камыле, без каких-либо ограничений по возрасту и образованию. Участников было немного — всего 16 человек. С другой стороны, адыгской флейтой профессионально владеют буквально два десятка человек во всем мире. Так что, можно сказать, впервые в истории Северного Кавказа свое искусство продемонстрировало рекордное число мастеров игры на камыле. 

Большая часть участников фестиваля либо в прошлом, либо в настоящее время музыканты ансамбля «Жъыу». Мадин Сташ, Казбек Нагароков, Аслан Четыз не только сами играют на шичепшине, камыле и других инструментах, но и учат играть своих товарищей. Они познакомили с адыгской флейтой 15-летнего Азмина Брантова из Хакуринохабля. А самым молодым участником фестиваля стал 10-летний Дамир Гуагов из Майкопа. 

Рамазан Дауров играл в ансамбле «Жъыу» во время учебы на факультете адыгейской филологии и культуры АГУ. С окончанием вуза интерес к инструменту не утратил. Правда, публично не выступает. По его словам, играет скорее для себя, чем для других.

— Камыль всегда у меня с собой в машине — он по размеру маленький, компактный. Когда душа просит музыки, я играю. Могу даже на улице начать играть. И оказывается, не многие знают, что это за инструмент, подходят, интересуются, — поделился Рамазан Дауров. 

Карачаево-Черкесию на фестивале представили автор и исполнитель Тимур Китов, а также преподаватели музыкальной школы Азамат Ашибоков и Асият Озова. В музыкальной школе аула Хабез они преподают игру на шичепшине, так как в программе обучения пока нет камыля. Но это дело времени, считает Азамат Ашибоков, который не только играет на камыле, но и изготавливает инструмент из металла, пластмассы, камыша, шпона. Его коллега, играющая на шичепшине, объяснила корреспонденту «СА», почему женщины не играют на камыле.

— В отличие от традиционной флейты при игре на камыле сильно искажается мимикой лицо. Это выглядит неэстетично, а девушка всегда должна оставаться красивой. Поэтому камыль — удел сильного пола, — уверена Асият Озова.

Оказывается, до недавнего времени ни в Кабардино-Балкарии, ни в Карачаево-Черкесии не было музыкантов, владеющих этим инструментом. Вторую жизнь в современном обществе камылю подарили Замудин Гучев и творчество ансамбля аутентичного пения «Жъыу». Показательно, что в числе тех, кто проявил интерес к камылю, не только музыканты, но и молодые люди без музыкального образования, которые искренне считают, что играть на национальных инструментах должен каждый уважающий себя черкесский мужчина. 

— Несколько лет назад я услышал, как играют на камыле музыканты ансамбля «Жъыу». Я заинтересовался и даже заказал камыль у мастера, причем в Барнауле. Честно говоря, свой интерес не афишировал. Играть учился самостоятельно, искал учебный материал. В Институте гуманитарных исследований КБР мой друг отыскал архив звукозаписей, записанных еще в начале прошлого века. Мы их слушали и подражали. Кроме этого, сейчас достаточно много видео- и аудиофайлов в Интернете. Затем, когда «Жъыу» приезжал в Нальчик на презентацию диска «Нарты», я показал, чему научился. «Твой камыль красиво звучит», — сказал тогда Замудин Лелевич и заверил, что мне стоит учиться играть дальше. В книге «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» я нашел ноты песни «Мэзгуащэ», что переводится как «Лесная красавица», и выбрал ее для выступления на фестивале, — рассказал «СА» Науруз Агоев из Нальчика, приехавший на фестиваль с другом, самодеятельным музыкантом Беталом Бекановым.

Специальным гостем фестиваля стал Эрхан Туркав из турецкого города Дюздже, в прошлом студент МГТУ и музыкант ансамбля «Жъыу». Его друзья Фатих Якваш из Анкары, Хамид Шарууко из Стамбула и Чеглан Четао из турецкого аула Хакуринохабль, которые в силу обстоятельств не смогли приехать, приняли участие в режиме онлайн. Это молодые ребята, представители черкесской диаспоры, которые стремятся сохранить музыкальное искусство предков за пределами исторической родины.

Фестиваль привлек внимание не только музыкантов, но и журналистов, причем не только с Северного Кавказа. В Адыгею из Нальчика приехал журналист радио Кабардино-Балкарии Булат Халилов, который вместе со своим другом Тимуром Кодзоковым развивают этнографический проект «Ored recordings». Они ездят по селам и аулам и в полевых условиях записывают аутентичный фольклор разных народов. За несколько лет, помимо Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, они побывали в Северной Осетии—Алании и Южной Осетии, Дагестане, Чечне, Абхазии и Калмыкии. Обработанные записи — уже сделано 7 альбомов — они выкладывают в Интернете для бесплатного скачивания. 

— Нет другого способа сохранить аутентичную музыку, кроме как поехать и самим ее записать, — уверены молодые люди.

Как Замудин Гучев в Адыгее, так Булат Халилов и Тимур Кодзоков в КБР в силу своих возможностей стараются сохранить наследие предков, которое с каждым годом утрачивается. Именно они в своей республике выступили соорганизаторами первого Межрегионального фестиваля флейтистов-камыляпща и пригласили на него из Москвы авторов проекта «Sygma», посвященного культуре народов России. Один из материалов портала будет посвящен фестивалю, о котором через интернет-портал могут узнать в России и за ее пределами. 

Второй день фестиваля прошел в Нальчике на сцене Кабардино-Балкарского драматического театра им.Алия Шогенцукова и торжественно завершился в Государственной филармонии Карачаево-Черкесии, где к флейтистам-камыляпща присоединились новые музыканты. Всего же фестивальное движение в трех республиках привлекло более 30 исполнителей на различных национальных музыкальных инструментах. По словам Замудина Гучева, организаторы планируют сделать фестиваль традиционным.

Елена Маркова.

Фото Аллы Загуменновой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея