Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото PixabayЕсли раньше в системе образования стоял вопрос о том, что учитель должен быть профессионально подготовлен, то сегодня новый вызов — где этого учителя взять? Сегодня в республике есть потребность почти в 200 преподавателях по разным предметам. В каких районах самая сложная ситуация с педагогическими кадрами? Как привлечь молодых специалистов в школы, особенно сельские? И почему инициативность директора играет в этом вопросе решающую роль?

«СА» побывала на выездном заседании парламентского Комитета по образованию, науке, делам молодежи, спорту, СМИ и взаимодействию с общественными организациями, которое прошло на базе гимназии №1 села Красногвардейского, вошедшей в ТОП лучших сельских школ России, и собрала экспертные мнения по каждому из вопросов.

Кадровая арифметика

— Мы объективно видим, что дефицит молодых педагогов в сельских школах сегодня в республике есть. Число учителей в возрасте более 60 лет в некоторых районах вдвое, а то и втрое превышает число молодых учителей. Поэтому нам нужно разработать муниципальные программы, которые бы стимулировали студентов педагогических вузов после их окончания возвращаться в родной аул, село. Механизмы могут быть разными — более активная профориентация, стипендии. Если мы сейчас совместно с минобром, главами муниципалитетов не займемся этой работой, то проблема будет только усугубляться, — сказал руководитель парламентского комитета Тембот Шовгенов.

С чего начать? С самих школьников! Их прежде всего нужно заинтересовать перспективой получения педагогической профессии. Если выпускник будет знать, что, поступив на педфак, он будет получать весомую прибавку к стипендии, то это вполне может повлиять на выбор его будущей профессии. Такой опыт сегодня применяется на некоторых крупных предприятиях, в банках. Они сами растят для себя специалистов: во время учебы платят им стипендии — на условиях, что после получения диплома молодые специалисты обязуются несколько лет у них отработать. Либо возместить потраченные на него деньги. В выгоде остается и компания, которая избавляет себя от проблемы нехватки кадров, и будущий специалист, который не только получает финансовую поддержку во время учебы, но и обеспечен работой после.

Можно ли перенять такую практику для пополнения учительских кадров? Эксперты отвечают утвердительно. Тем более что в бюджетах всех муниципалитетов Адыгеи уже заложены средства на стипендии студентам-отличникам. Вопрос в том, что эти средства нужно тратить, возможно, более рационально. Предусмотрев, например, обязательное условие, что студент вернется уже специалистом в район.

— На сегодняшний день в республике не хватает почти 200 педагогов. Именно столько молодых специалистов потенциально мы должны привлечь. Предположим, что для стимула каждому из них будет выплачиваться стипендия в 5 тысяч рублей. Понятно, что арифметика эта условная. И далеко не каждого и такая стипендия заставит получать профессию учителя. Но ведь какой-то процент молодежи это простимулирует! — говорит первый замминистра образования Адыгеи Надежда Кабанова.

И еще о стимулах. В России эффективно сработала программа «Земский доктор» по привлечению в село врачей. Только в одной Адыгее за время ее действия более 300 молодых специалистов приехали работать в сельскую местность. Почему бы аналогичную программу не запустить и в сфере образования? Минобр Адыгеи уже направил в федеральные органы власти свои предложения, касающиеся в том числе возможности обеспечить молодых учителей «подъемными» деньгами. Парламент республики со своей стороны также подготовит подобные обращения.

— Мы понимаем, что в этой сфере нужны серьезные реформы. В том числе это касается внесения изменений в законодательную базу. Совместно с органами исполнительной власти будем доводить свои предложения до руководства страны, — сказал председатель Госсовета-Хасэ Адыгеи Владимир Нарожный.

Опыт наставничества

Итак, первый момент в решении вопроса нехватки учительских кадров — как привлечь школьников в педагогические вузы. Второй — как мотивировать выпускников этих вузов работать по специальности?

— Сами школы, у которых есть кадровые проблемы, должны привлекать к себе лучших студентов! Приглашать на практику, создавать условия для проживания на этот период. Будущие учителя должны понимать специфику этой образовательной организации и видеть, что в них заинтересованы. Из студентов нужно растить педагогов с помощью наставников. У нас же система наставничества зачастую скорее формальна, — считает руководитель комитета по образованию Майкопа Юлия Миллер.

Вопрос, который точно никто не отнесет к формальным, — зарплаты. В глобальном смысле над их повышением работают на государственном уровне. Но и каждая конкретная школа может менять финансовую ситуацию работающих в ней учителей.

— Изменения положения по оплате труда — это полномочия школы. Практически все надбавки молодому учителю могут быть установлены директором. То есть можно более справедливо распределить фонд оплаты труда. Но об инициативности некоторых директоров стоит вести отдельный разговор. Нет грамотного, компетентного руководителя — не будет хорошей школы. Какую же позицию занимают некоторые наши директора? Безответственную! Сетуют на то, что к ним не приходят педагоги на работу, что дети слабые… Причем он должен сделать так, чтобы в его школе работали лучшие учителя, которые воспитывают лучших выпускников, — говорит Надежда Кабанова.

Проблемы территорий

Практически во всех районах республики ситуация с кадрами в целом схожа. Несколько более остро вопрос стоит в Тахтамукайском районе. Сегодня здесь самая высокая потребность в учителях. С учетом быстрого развития района можно прогнозировать, что она будет только усугубляться.

— С каждым годом потребность в педагогах в районе растет. Темпы этого роста пропорциональны темпам ввода жилья. В новые микрорайоны — а это сотни, тысячи квартир — постепенно заселяются семьи, в том числе молодые, с детьми. И естественно, встает вопрос — где и кто будет этих детей учить? — говорит замглавы Тахтамукайского района — руководитель управления образования Махмуд Каратабан.

Еще один момент — соседство с Краснодарским краем. Многие преподаватели из республики сегодня работают в соседнем регионе. В таких условиях району приходится конкурировать. Одно из новых преимуществ — недавно построенная школа на 990 мест в ауле Новая Адыгея. Это образцовое образовательное учреждение с самыми современными технологиями и комфортными условиями. В районе рассчитывают, что кого-то из педагогов, которые пока работают у соседей, ее открытие вернет в муниципалитет.

Добавить комментарий


К 95-летию "СА"

К 95-летию СА - Аслан Тхакушинов
К 95-летию СА - Аслан Джаримов
К 95-летию СА - Аслан Трахов
К 95-летию СА - Аслан Тлебзу
К 95-летию СА - Сергей Погодин
К 95-летию СА - Ася Еутых
К 95-летию СА - Дауд Мамий


Мы в Facebook


Закон Республики Адыгея