Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Дмитрия ВойноваО специфике профессии фоторепортера, о самых экстремальных и страшных съемках в своей карьере студентам МГТУ рассказал фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ» Анатолий Жданов.

Мероприятие организовано Адыгейским региональным отделением Союза журналистов России при содействии сотрудников отдела социально-бытовой и воспитательной работы МГТУ и медиацентра вуза.

Уроженец Адыгеи Анатолий Жданов входит в кремлевский пул, является лауреатом премии Союза журналистов России, победителем ряда международных фотоконкурсов в самой престижной номинации «новости».

Как признался в начале разговора Анатолий Жданов, к своим титулам и наградам он относится с определенной долей самоиронии и не считает их чем-то серьезным. Для него важнее сам рабочий процесс, который должен быть выполнен честно.

— Путь человека начинается с учителей. Своим главным учителем считаю Аркадия Кирноса (председатель Союза фотохудожников Адыгеи. — Прим. ред.), который мне дал в руки фотоаппарат и научил этой профессии. Без учителя, наставника никакого прогресса не будет ни у кого, — поблагодарил своего наставника Анатолий Жданов.

Путь в профессию начинался со школьной скамьи. В старших классах ребята обучались в учебно-производственном комбинате. В основном мальчишки шли учиться на водителей, а юный Анатолий пошел учиться с девочками искусству фотографии. Оказалось, выбрал занятие на всю жизнь. Именно тогда способного паренька заметил и пригласил в фотоклуб «Лагонаки» Аркадий Кирнос. Первые свои репортажные снимки публиковал в «Советской Адыгее» (в те годы «Адыгейская правда»), много лет работал в газете «Комсомольская правда», последние годы — в издательстве «Коммерсантъ».


Я снимал одного парня, который семь дней провел под завалом, а его соплеменники-мародеры пробегали мимо, грабили, не обращая на него внимания.


За время президентства Владимира Путина и Дмитрия Медведева Анатолий Жданов объ­ездил и облетел с ними всю страну и почти весь мир. Он снимал президентов во время официоза и на отдыхе, на военных учениях и на приемах у королей, пытаясь поймать самый классный кадр, который на следующий день увидит вся страна. Но Жданов известен не только как мастер политического портрета. C объективом наперевес он прошагал сотни километров по перуанским джунглям, достиг «вершины земли» — Северного полюса, снимал концерт симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева в только что отбитой у боевиков Пальмире, работал в воюющих Афганистане и Чечне, снимал трагедии Беслана и Цхинвала, был единственным российским фотожурналистом на разрушенном землетрясением Гаити.

По признанию фотокорреспондента, работать зачастую приходится в тяжелых условиях, как морально, так и физически. Однако плохих новостей никто не отменяет, и материал должен выйти в газете оперативно и качественно, несмотря ни на что.

Сложными были съемки после разрушительного землетрясения на Гаити. В Москве стояла зима с тридцатиградусными морозами, а на Гаити — сорокоградусная жара. Приехавшего в редакцию утром фотокорреспондента сразу отправили в аэропорт.

— Прилетаем в столицу Республики Гаити Порт-о-Пренс. Там жилья нет, еды нет, воды нет, интернета тоже. На аэродроме для журналистов соорудили палатку, куда периодически заползали фаланговые пауки. В этой ситуации в разрушенном городе нужно было не только как-то существовать, но и делать материал, отправлять снимки в редакцию. В теплых ботинках на меху я так и проходил в жару, достать другие не было возможности, — рассказал Анатолий Жданов.

— Один день мы подрядились снимать с американскими спасателями. Я был удивлен, как они работают. Спасатели ставят по периметру зданий датчики и слушают в наушники: никто не отозвался — свернулись и ушли, оставив надпись «Живых не обнаружено». Российские спасатели приходят после них, проникают под завалы и находят там живых людей. Я снимал одного парня, который семь дней провел под завалом, а его соплеменники-мародеры пробегали мимо, грабили, не обращая на него внимания. Только российские спасатели вытащили его и спасли, — добавил Анатолий Жданов.

Самые экстремальные съемки в карьере фотокорреспондента были в перуанских Андах. Целый месяц экспедиция под охраной перуанского спецназа искала легендарное Эльдорадо. Две предыдущие экспедиции бесследно пропали, вещи одной из них позже нашли... на индейцах местного племени.

В режиме онлайн Анатолий Жданов отправлял снимки и путевые заметки через спутниковую антенну в редакцию. Индейцы, сопровождавшие экспедицию, видели свои фотографии в ноутбуке и не понимали, как это возможно. Анатолия они окрестили шаманом, у которого есть третий глаз — объектив фотокамеры.

— Высоко в Андах до сих пор живут племена, которые никогда не видели белого человека, не знают, что существует другая цивилизация. Когда мы причалили на лодках к одному месту, там горели костры, люди, увидев нас, убежали. Сами джунгли населены всякими гадами. Если укусит змея или кто-то еще, дело идет на секунды. Смерть наступает быстро, и помочь практически невозможно. Сыворотка с противоядием была только у начальника экспедиции. А в походе ее участники растягивались на километр. И если что произойдет, то, пока добежишь за сывороткой, пройдет драгоценное время. Да и не факт, что она поможет, — вспоминает фотокорреспондент.

Самой страшной съемкой Анатолий считает последствия теракта в Беслане и похороны более сотни погибших детей.

— Когда опускал фотоаппарат, слезы начинали литься из глаз. Меня спасала только камера: когда ею прикрывался, становилось немного легче, как будто все наблюдал по телевизору. Что бы ни происходило, ты должен работать. Такие новости никто не отменяет. Они бывают очень страшными, но нужно оставаться профессионалом. Есть, конечно, этические нормы. Человеческая жизнь дороже, чем сюжет, показанный в интернете. Журналисты тоже люди. Если требует ситуация, они откладывают камеру и начинают помогать. Но если ты можешь помешать МЧС или другим структурам, то этого делать не надо. Бывает, что сюжет может помочь в расследовании, и он важен, — говорит Анатолий Жданов.

Хотя многие съемки были сопряжены с риском для жизни, Анатолий их не избегал, не прикрывался работой в пуле президента России, всегда был честен перед обществом и добровольно ехал туда, где была необходимость в его фотообъективе.

По убеждению мастера, главное для фоторепортера — информированность о ходе мероприятия, чувство предвидения, своеобразная журналистская «наглость», творческий подход и профессионализм в любых обстоятельствах. В ближайших планах нашего земляка — красные дорожки Каннского кинофестиваля и съемка кинозвезд мирового уровня.

В завершение встречи Анатолий Жданов подарил участникам студенческой медиагруппы МГТУ свою книгу «Фоторепортер. С объективом наперевес», в которую вошли 700 фото, снятых за всю его карьеру.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея