Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На рисунках шестилетнего малыша танки, самолеты, вертолеты — все взрывается и стреляет. Лужи крови, страдающие люди. Недавно Руслан впервые посмотрел фильм о войне. Реалистичная картинка так затронула воображение ребенка, что теперь баталии из кино превратились в его собственные страхи. Мальчик плохо спит, иногда просыпается ночью в слезах.

Что же пугает наших детей, что их волнует? Пожалуй, больше всех об этом знают психологи «телефона доверия». Каждый день они принимают звонки от жителей республики.

Больше всего звонков от детей весной, в период экзаменов. Кто-то не может справиться с волнением, а кто-то боится сообщить о нежелательной оценке родителям. В среднем разговор длится около сорока минут. Но бывают случаи, когда психолог общается с абонентом больше трех часов.

Все звонки на «телефон доверия» анонимные. По наблюдениям дежурных, чаще всего детские тревоги оживают к вечеру. Возраст разный, например, был случай, когда психологу дозвонился восьмилетний малыш. О чем шел разговор, есть запись в журнале. За месяц в нем накопилось около 50 переживаний.

В прошлом году на детский «телефон доверия» поступило более 1,3 тыс. звонков. Всего с начала его функционирования на территории Адыгеи поступило более 3 тыс. звонков.

— Вопросы жестокого обращения с ребенком в семье возникали в 16 обращениях, вне семьи — в 19, — рассказала ведущий специалист-эксперт Министерства труда и социального развития Адыгеи Мария Гриднева. — У нас был звонок из Гиагинского района по поводу жестокого обращения, но проверка факта жестокости не установила.

Задача психолога — внимательно выслушать, поговорить и вместе найти выход. Главное и самое сложное — вывести ребенка на разговор. Ведь довериться взрослым даже по телефону многим ребятам непросто.

— Если человек откликается, мы и по телефону можем небольшой сеанс провести. Конечно, это не столь полноценное консультирование, но это лучше, чем совсем никакой помощи, — говорит психолог Лариса Третьякова. — Очень много звонков-розыгрышей и «молчунов».

Около 20% обращений в день — это как раз звонки-розыгрыши. Порой дети ругаются матом или молчат. К таким звонкам консультанты детского «телефона доверия» относятся как к проверочным, ведь это значит, что дети стесняются позвонить и таким образом проверяют, чтобы потом обратиться с настоящей проблемой.

Специалисты экстренных служб как никто другой подвержены синдрому эмоционального выгорания. По словам Ларисы Третьяковой, для сотрудников службы проводятся тренинги по профилактике эмоционального выгорания.

— Есть даже такая фраза: у каждого психолога есть свой психолог, и в ней больше правды, чем шутки. Если звонок сложный, всегда есть человек, который поможет сотруднику, выслушает его. Все консультанты в нашей службе имеют псевдонимы, чужие проблемы не нужно брать с собой домой, — комментирует она.

Отличие психолога на «телефоне доверия» от психологов очной службы в том, что у первого нет возможности работать с человеком длительно. На сложный звонок уходит от 40 минут до часа. Нужно использовать краткосрочные, экстренные методы терапии, чтобы они были эффективными.

Детский «телефон доверия» предназначен для того, чтобы оказывать психологическую поддержку и помощь в особо тяжелых кризисных состояниях. На первом месте — звонки детей по семейным проблемам (конфликты с родителями), на втором — по проблемам в школе (поставили плохую оценку, стресс перед экзаменами, взаимоотношения с учителями). На третьем — проблемы отношений со сверстниками.

«Телефон доверия» не обещает мгновенного избавления от бед, но он учит брать ответственность за свои действия и решения, а также помогает найти приемлемый выход из трудной жизненной ситуации.

— Например, звонит ребенок и рассказывает, что его бьют родители, — объясняет Лариса Третьякова. — Мы даем ему рекомендации, которые будут в этой ситуации наиболее полезны: что делать, кому звонить, куда обращаться.

Бывает, что звонок поступает от третьего лица, чаще всего это соседи, которые слышат, как плачет ребенок. В этом случае необходима контактная информация для подтверждения сообщения. Важно, чтобы информация не оказалась ложной. Далее — обращение с официальным запросом в органы опеки, чтобы они провели проверку семьи. Если звонит маленький ребенок, психолог информирует его, что будут такие-то последствия, действия после его звонка. Спрашивают, готов ли он к этому. Многие дети находятся в настолько трудной жизненной ситуации, что готовы уже на все, только бы ее разрешить.

Психологам «телефона доверия» звонят родители, учителя и даже бабушки. Детский «телефон доверия» работает круглосуточно. Его номер — 8-800-2-000-122. Звонок совершенно бесплатный и анонимный. Телефон республиканской службы доверия «Шанс»— 56-86-80.

Валентина Остапенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея