Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Майкопводоканал» в 2015 году снизил свои убытки более чем в 5 раз, но спасет предприятие лишь государственно-частное партнерство

Султан Апажихов: «Коммуналка» - это не «нефтянка», где добывают сверхприбыли» 

Проблемы водоснабжения столицы Адыгеи весьма остро обсуждались в последние годы. Финансирование строительства водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и города Майкопа велось в рамках федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)». С начала его реконструкции и строительства новой ветки магистрального водопровода на эти цели из федерального бюджета было выделено и освоено порядка 1,2 млрд. рублей. Для завершения стройки необходимо 4,6 млрд. рублей. По словам Главы Адыгеи Аслана Тхакушинова, «объемы выделенных средств не обеспечили достижения значений изначально запланированных результатов федеральной целевой программы, цель которой – обеспечить водоснабжение инфраструктурных объектов  для развития туризма и жизнеобеспечения населения на территории Майкопского района и столичного центра региона».

Программа строительства новой ветки водовода была запланирована и начата в 2008 году. С ней в Адыгее связывали бесперебойное обеспечение питьевой водой, контроль ее качества для населения не за счет роста тарифов, а в силу энергоэффективности. Как сегодня обстоят дела в МУП «Майкопводоканал» и что предпринимают муниципальные власти для его развития, рассказал читателям «СА» начальник предприятия Султан Апажихов.

Источники активов 

- Султан Нурбиевич, какова сегодня экономическая ситуация на предприятии?

- Есть положительная динамика, она наметилась по итогам 2015 года. Объем доходов, полученных от оказания услуг в прошлом году на 9,3% больше, чем в предыдущий 2014 год. Увеличение доходов произошло, во-первых, за счет роста объемов оказанных услуг – в прошлом году мы произвели учет потребителей и доначисления в доходную часть производства по Майкопскому району. Во-вторых, на увеличении дохода отразилось повышение государственных тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению с 1 июля 2015 года. При росте доходов наши расходы сократились, в сравнении с 2014 годом, на 6,6%.   

- Вы руководите предприятием чуть более полугода. С чего пришлось начинать? С оптимизации? 

- Оптимизацией это назвать сложно, поскольку предприятие полностью зависимо от тарифа. С конца 2014 года начался значительный рост стоимости материалов, работ, услуг. В таких условиях добиться уменьшения затрат трудно. Искали, на чем можно сэкономить: 19 автомашин  предприятия мы перевели с бензина на газ и внесли изменения в нормы расхода ГСМ. В целом, приобретение товаров, работ и услуг во втором полугодии 2015 года мы производили только после изучения рынка. В первую очередь каждый руководитель соответствующего структурного подразделения обосновывал необходимость расходов. Затем была введена процедура согласования с руководителями подразделений, отвечающих за технические, юридические и экономические вопросы.  В результате этого во втором полугодии прошлого года убытки удалось уменьшить в 5,5 раза. При последовательном продолжении этой политики по увеличению доходов и оптимизации затрат возможно, что в текущем году наше предприятие сработает безубыточно. 

- Все это отразится на состоянии Майкопского группового водовода? Какие проблемы в этом отношении вам удалось выявить?

- «Майкопский групповой водовод» как объект нашей хозяйственной деятельности представляет собой систему сетей и сооружений, которые предназначены для сбора, обеззараживания и транспортировки воды от источников водоснабжения до населенных пунктов Майкопского района и столичного центра Адыгеи. Он был введен в эксплуатацию в 1982 году, находится в рабочем состоянии. Его техническое обследование проводилось проектным институтом «Ростовводоканалпроект» перед тем, как стали готовить проектно-сметную документацию на строительство второй нитки водовода и дополнительного источника водоснабжения «Водопадистый». Сегодня мы решаем вопросы подачи жителям Майкопа качественной питьевой воды в бесперебойном режиме. Хотя надо заметить, что наш групповой водовод – уникальное сооружение, которому, пожалуй, нет равных в стране. Но его наполнение во многом зависит от погодных условий. 

Буря в стакане

- К слову, конец зимы и начало весны в Майкопе традиционно характеризуются падением напора в водопроводной сети, а то и отключениями воды, в связи с авариями на водоводе…

- К сожалению, большой проект «Строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и города Майкопа» не завершен. Аварийные ситуации на групповом водоводе напрямую связаны с погодными условиями в горной местности, прогнозировать их невозможно. Подача воды идет по одному трубопроводу, поэтому у предприятия практически нет запаса времени для проведения профилактики, ремонта. Если возникает авария, запаса воды городу хватает не более чем на 15 часов. В результате населению Майкопа и района вода подается в ограниченном режиме. В городе мы подключаем артезианские источники, но даже их объемов не хватает, чтобы обеспечить всех жителей многоквартирных домов до верхних этажей. 

- Пока нет новой трубы у группового водовода, как быть с качеством воды? Проблему можно решить иными средствами?

- Вторая нитка водовода решила бы вопрос стабильного и бесперебойного водоснабжения города и района. До 2015 года из общей его протяженности в 64 км уже построено 42 км. И хотя водовод не достроен, мы его обслуживаем, поскольку это необходимо по техническим условиям, иначе в нем начнутся процессы старения. Периодически туда закачивается вода, контролируется состояние, но это тоже затраты. Вопрос качества питьевой воды действительно довольно острый, его решение также зависит от технического состояния группового водовода. Опыт 2015 года показал, что при ухудшении погодных условий в горах повышается мутность дополнительного источника В-1А – река Цица. При понижении температуры в горах уменьшается наполнение основных источников, из которых «питается» водовод, и мы подключаем дополнительный открытый источник В-1А. В морозы его наполнение также падает, река мелеет. В  оттепель снег, интенсивно тая, образует грязные ручьи, которые, попадая в реку Цица, повышают его мутность. Получается, что водоснабжение людей пока напрямую зависит от непреодолимой силы погодных условий. 

- Этот вопрос сможет решить новый водовод?

- Ее может решить подключение к водозабору на головных сооружениях  нового водного источника «Водопадистый», которое входит в проект. Этот источник находится выше в горах, у него большой запас воды, независимо от погоды. Проблему качественного и бесперебойного водоснабжения он бы решил.

- Говорят, что цена на услуги поставки воды в Майкопе самая низкая в стране и поэтому у нас возникают проблемы с водой. Это так?

- В сравнении с другими регионами ЮФО, цена на поставки воды в Майкопе действительно самая низкая. За один кубометр потребления население города платит 14,86 рубля. В соседних городах Краснодарского края она значительно выше. Сравните: в Апшеронске 1 кубометр стоит 26,4 рубля, в Армавире – 36,26 рубля, в Белореченске – 40,48 рубля. Цены на услуги по водоснабжению и водоотведению устанавливает региональное Управление регулирования цен и тарифов – в пределах утвержденного Правительством РФ индекса изменения платы за коммунальные услуги для населения. Но рост тарифа, по законодательству, не может быть больше процента инфляции, вместе с тем, повышение цен вызывает негодование у людей, и это понятно в современных экономических условиях.    

- Предприятие «Майкопводоканал» может приносить прибыль? Что для этого необходимо? 

- На сегодняшний день не может. Тариф маленький, а расходов очень много, поскольку теперь предприятие обслуживает и Майкопский район. У нас ежедневно работает спецтехника, которая постоянно передвигается на большие расстояния – по всему Майкопскому району, накатывая в день по 100 км на каждую машину. Износ механизмов при таких нагрузках велик. Еще одна проблема – неплатежи населения. С юридическими лицами в случае неплатежей вопрос решается в Арбитражном суде, с населением  в судах общей юрисдикции.  

Кому реформа – бремя?

- Вы давно работаете в сфере ЖКХ, у вас большой опыт. Был ли у коммунальной реформы путь через акционирование? Возможно, если бы люди изначально приобрели акции, вложили свои деньги и контролировали их движение через акционерное общество, модернизация систем произошла бы раньше? И смысл раздувать государственные тарифы, заставляя жителей оплачивать потери сетей, не возник…

- Когда ЖКХ только начинали реформировать, я знаю города, в которых акционировались тепловые сети и даже водоканалы. По-моему, даже в соседнем Краснодарском крае в некоторых городах это было. К примеру, в Белореченске было акционировано все теплоснабжение. Но не слышал, что бы жители получали дивиденды по этим акциям или само акционерное общество, как и теплоснабжение, процветали. Система ЖКХ сама по себе не предусматривает получение сверхприбыли. Если предприятие коммунальной сферы работает с рентабельностью 1,5 - 2%, оно считается супер-доходным. Если оно само себя содержит, оплачивает энергоносители, есть ресурс собираемости платы за услуги, и предприятие не создает никому проблем, это уже успех! 

- Реформа ЖКХ, которая уже столько лет продвигается в стране, вас как специалиста и практика удовлетворяет или в ней что-то не додумано теоретиками?

- По отношению к предприятию, которое я возглавляю, могу сказать, что с тех пор, как началась реформа ЖКХ, серьезных вложений средств от государства не было. Ни в реконструкцию сетей, ни в замену насосного оборудования или любого другого из госбюджета не вложено ни копейки. Все, что было построено здесь с давних времен, а Майкопский групповой водовод введен в эксплуатацию в 1982 году, используется в том же виде. Поэтому говорить о том, что такая реформа была необходима, я бы не стал. Понятно, что реформа ЖКХ была нужна государству, поскольку для России в целом «коммуналка» - это непосильное бремя, которое лежало на госбюджете. Сейчас оно потихоньку переместилось на плечи населения, которое с большим трудом оплачивает услуги коммунальной сферы. Почему у нас огромные дебиторские задолженности по услугам ЖКХ, ведь по России они выросли до громадных значений? Потому что у населения нет денег оплатить даже тот объем ресурсов, которые они получили, оплачивать содержание сетей люди не могут.

- По мысли основоположников реформы коммунальной системы, которая озвучивалась еще в начале 2000-х годов, модернизация должна была вестись за счет населения и коммерческих вложений…

- Предполагалось, что модернизация и реконструкция коммунальной сферы произойдет за счет тарифа на услуги ЖКХ, но это не реально. В прошлом году в Майкопе реализовывалась программа «Чистая вода», и на нескольких улицах города, где вопросы водоснабжения были наиболее острыми, мы поменяли трубы. Городской бюджет на это выделил порядка 1,723 млн. рублей. Мы заменили 90 м труб - в поселке Северном, и 640 м  уличных водопроводных сетей города, но это – капля в море. С такой протяженностью сетей, как у «Майкопводоканала», с более чем 80% их износа частичная замена – это латание дыр. Да, у нас очень работоспособный и профессиональный коллектив, по заявкам они готовы выезжать в любое время дня и ночи, любая утечка, авария устраняется в течение суток, что снижает и потери коммунального ресурса. Но сети у нас очень изношены, полагаю, все об этом знают.

- Вся инфраструктура «Майкопводоканала» содержится за счет тарифа?

- На сегодняшний день городские сети подачи воды и водоотведения находятся в хозяйственном ведении нашего предприятия и полностью содержатся за счет установленного государственным органом тарифа. Бюджетных средств на содержание городских сетей сегодня не предусмотрено. 

- Возможно ли привлечение инвестиций? И как тут быть, если федеральное законодательство запрещает передачу предприятий – поставщиков водных природных ресурсов в частные руки?

- Это не совсем так. Да, в частные руки передавать водоснабжение запретили, но есть путь так называемого концессионного соглашения, то есть на условиях государственно-частного партнерства. Это означает, что государство может сдать свои объекты во временное пользование концессионеру на договорных условиях. Концессионер при этом обязуется выполнить определенные условия, включая модернизацию предприятия и повышение качества обслуживания населения. В этом же направлении ранее была принята программа, по которой все муниципальные унитарные предприятия – МУПы должны были до конца 2015 года перейти в концессию. Но, к большому сожалению, предусматривающий это закон оказался сложным и противоречивым. В нем прописано очень много требований, а специалистов, которые знают, как это реально внедрить, подготовить, в регионах пока еще мало. Могу сказать, что сейчас администрация города Майкопа и наше предприятие заняты этим вопросом. Первый этап практически завершен – проведена полная инвентаризация канализационных сетей и водоснабжения, инвентаризация Майкопского группового водовода, уже составлены технические планы на оформление имущества. Все эти документы переданы в Кадастровую палату. После получения кадастровых паспортов, имущество МУП «Майкопводоканал» будет оформлено, и только тогда мы сможем двигаться дальше. 

- Султан Нурбиевич, проблема в том, что любой представитель бизнеса не станет браться за дело себе в убыток. Как вы считаете, из чего он сможет извлечь здесь выгоду, если тариф ограничивается государством?

- Государство отдаст ему в эксплуатацию имущество. Концессионер обязуется повысить качество услуг. По идее, он может на этом заработать,  вложив средства в реконструкцию сетей. Модернизация оборудования повысит энергоэффективность, и это позволит заработать доход. Сейчас, к примеру, насосное оборудование на очистных сооружениях, артезианских водозаборах предприятия работает то, которое было установлено в 60-е годы прошлого века. Можно себе представить насос с электродвигателем, которому больше полувека? Он работает, поскольку за ним ухаживают наши специалисты, а на новый двигатель нет денег. Сколько при этом он потребляет электроэнергии? Это большие затраты, которые несет на себе предприятие. За минувшие годы технический прогресс ушел далеко. Есть экономичное оборудование, но оно стоит очень дорого. У «Майкопводоканала» нет собственных средств, чтобы покупать такое оборудование, внедрять его. У бюджета Майкопа тоже нет возможности на это. Поэтому есть только один выход – привлекать инвесторов.       

- Есть заинтересованные в этом концессионеры у Майкопа?

- Все будет проведено в соответствии с законом – через конкурс. Будет размещена конкурсная документация, и, я думаю, что желающие поучаствовать в концессии появятся. Сейчас это модное направление, достаточно распространенное. По большому счету, все, что приносило быстрые деньги  давно в частных руках. Осталось коммунальное хозяйство, поэтому те, кто хочет вкладывать деньги в бизнес, придут и в эту сферу. Безусловно, «коммуналка» не даст таких сверхприбылей, как «нефтянка», но обеспечить доходность в ней можно, при условии модернизации отрасли.

- Придет концессионер, но при этом предприятие «Майкопводоканал», его руководство, работники остаются с тем, чтобы, во-первых, трудиться, во-вторых, чтобы контролировать действия бизнеса?

- Нет, когда концессионер забирает предприятие в концессию, политику работы предприятия он ведет сам. Как он будет это делать, мы не знаем. Естественно, он не может ухудшить состояние вверенного ему имущества, а только улучшить, другого пути у него нет. Но структуру управления, кадры – на его усмотрение. В концессионном соглашении подробно прописывается, какие улучшения будут произведены, что будет модернизировано, на какие суммы и пр. Как и с кем он будет это делать, выбирает сам. 

- Это может отразиться на коллективе предприятия? 

- Обычно замены происходят в руководстве. Если концессия состоится, не думаю, что перемены затронут трудовой коллектив – здесь работают высококлассные специалисты, а найти опытных рабочих в такой сфере сегодня очень сложно. Это ценно. В январе этого года мы даже смогли увеличить на 7% зарплату своим работникам. Пусть это не много, но все-таки. Если предприятие работает с убытками, люди же в этом не виноваты. Об этом тоже надо помнить. 

Елена Космачёва.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook




Закон Республики Адыгея