Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Алла ЗагуменноваЗа первое полугодие в дорожно-транспортных происшествиях на территории Адыгеи погибли 42 человека. Это почти на треть больше, чем за год до этого. Еще 290 человек пострадали. Ситуация требует серьезного внимания со стороны органов правопорядка и общественности. Но жителям республики также самим стоит в большей мере озаботиться вопросами личной безопасности и безопасности своих близких, в том числе склонных к лихачеству и нарушению правил дорожного движения.

По неосторожности

Помимо административной ответственности за нарушение правил дорожного движения грозит ответственность уголовная. Статья 264.1 УК РФ содержит санкции за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения. Это мера в первую очередь превентивная, призванная перевоспитать недобросовестных водителей еще до того, как пагубная привычка доведет до настоящей беды. Статья 264 УК РФ предусматривает уже ответственность за ДТП, которое повлекло по неосторожности смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. «Тяжкий вред здоровью» в переводе с юридического языка на обыденный означает, что скорее всего пострадавший в аварии человек останется инвалидом...

Данные криминальной статистики, размещенные на сайте прокуратуры Адыгеи (www.adygproc.ru), свидетельствуют о том, что за первое полугодие по региону зарегистрировано 110 преступлений, связанных с повторным управлением автомобилем в состоянии опьянения. Еще 32 преступления — по ст. 264 УК РФ, из этого числа 12 — случаи со смертельным исходом.

граф

Если обратиться к сайту Майкопского горсуда (maikopsky.adg.sudrf.ru), можно получить данные о более чем двух десятках уголовных дел, рассмотренных и рассматриваемых его судьями в этом году. Вот типичный пример. Водитель, двигаясь на автомобиле «Хюндай» по пригородной дороге, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «Фольксвагеном». Пассажир, ехавший в машине виновника аварии, получил множественные травмы и скончался в больнице.

Нужно выносить на суд общественности вопиющие случаи нарушений правил дорожного движения

Как следует из размещенного на сайте суда приговора, по версии подсудимого авария случилась из-за того, что водитель второй машины не вписался в поворот, двигаясь ему навстречу. Однако эта позиция не нашла подтверждения, а вину подсудимого подтвердили показания очевидцев и выводы автотехнической судебной экспертизы. Последняя установила, что местом столкновения была именно полоса движения автомобиля «Фольксваген».

Суд квалифицировал случившееся по ч.3 ст.264 УК РФ. При назначении наказания учтены преклонный возраст подсудимого, состояние его здоровья и, что немаловажно, позиция потерпевшей — близкой родственницы погибшего. Она пояснила суду, что претензий материального и морального характера не имеет, просила не лишать подсудимого свободы. В итоге суд, признав гражданина виновным, назначил ему условное лишение свободы сроком на три года. Испытательный срок, в течение которого ему предстоит доказать свое исправление, также составит три года.

В другом случае виновником аварии стал водитель самосвала, не уступивший дорогу легковой машине. Пассажир легковушки получил множественные резаные раны головы, лица, шеи, перелом носа, закрытую черепно-мозговую травму, ушиб грудной клетки, перелом бедра. Смягчающими наказание обстоятельствами суд счел признание вины, раскаяние, наличие на иждивении у подсудимого детей, частичное возмещение причиненного ущерба. Приговор — шесть месяцев ограничения свободы.

Еще один водитель ехал по городу со скоростью 40–50 км/ч и сбил человека на пешеходном переходе. В этом случае суд прекратил дело в связи с примирением сторон — подсудимый принес извинения и добровольно возместил причиненный потерпевшему моральный вред и материальный ущерб. Таким образом, в некоторых случаях у виновника ДТП есть возможность избежать уголовной ответственности, но это потребует реальных шагов для примирения. Прекращение уголовного дела в связи с примирением возможно далеко не всегда. Этого не будет, если виновный не впервые совершает преступление или, к примеру, если ДТП, в котором погиб человек, совершил пьяный водитель. Но и в этом случае реальные шаги к тому, чтобы загладить вред, будут учтены судом в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Будет добровольно заглажен вред до вынесения приговора или нет, но если водителя признают виновным, то деньги в пользу потерпевшего все равно могут быть взысканы. Перед горсудом предстал гражданин, ранее уже судимый за грабеж и причинение тяжкого вреда здоровью. На этот раз он решил в вечернее время прокатиться на «девятке», не имея ни водительского удостоверения, ни документов на автомобиль, ни полиса страхования гражданско-правовой ответственности. Двигаясь по городу со скоростью около 80 км/ч, водитель проигнорировал запрещающий сигнал светофора и на перекрестке улиц Шовгенова и Пушкина столкнулся с еще одной отечественной легковушкой. В аварии пострадали три человека — водитель и пассажир другой машины, а также пассажир машины, которой управлял виновник аварии. Подсудимый пытался переложить ответственность на второго участника ДТП, заявив, что сам ехал на зеленый свет, когда тот внезапно начал поворачивать и ослепил его фарами. Но эта версия, как следует из приговора, опровергалась исследованными в судебном заседании доказательствами. Подсудимый уже имел две непогашенных судимости и вновь совершил преступление. По совокупности приговоров ему было назначено наказание — один год десять месяцев принудительных работ. В пользу потерпевших взыскана компенсация морального вреда. Также признано их право потребовать в судебном порядке возмещения затрат на лечение.

Фото МВД по Адыгеи

Путь в колонию

За дорожное нарушение можно лишиться свободы. Шансы на это увеличиваются для тех, кто сел за руль в состоянии опьянения: в таких случаях содеянное автоматически квалифицируется по более тяжкой норме уголовного закона. Один такой водитель в вечернее время ехал по улицам Майкопа со скоростью не менее 135 км в час. Он не справился с управлением, его «Мерседес-Бенц» врезался в припаркованный «ВАЗ». У водителя отечественной машины были сломаны ноги, ребра и ключица, серьезно пострадал пассажир. После случившегося водитель иномарки был заключен под стражу — суда он дожидался уже в следственном изоляторе. Как следует из приговора, подсудимый признал вину. Смягчающим наказание обстоятельством признано и наличие у него на иждивении малолетнего ребенка. Тем не менее суд пришел к выводу, что исправление подсудимого возможно лишь в условиях временной его изоляции от общества, и назначил наказание в виде двух лет лишения свободы.

Серьезно ужесточена уголовная ответственность для виновников ДТП, севших за руль в состоянии опьянения, если их деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного, двух или более лиц. Санкция в таких случаях — вплоть до девяти лет колонии

Несколько лет назад была серьезно ужесточена уголовная ответственность для виновников ДТП, севших за руль в состоянии опьянения, если их деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного, двух или более лиц (ч.2, 4 и 6 ст.264 УК РФ). Санкция в таких случаях — вплоть до девяти лет колонии. Однако эти нормы предусматривают ответственность за уже свершившиеся по вине пьяных водителей дорожные происшествия. Поэтому ключевой статьей Уголовного кодекса РФ, призванной вразумить нарушителей и не допустить беды, которую еще можно предотвратить, является та, которая посвящена водителям, повторно садящимся за руль в состоянии опьянения. Напомним, что за первое полугодие по региону зарегистрировано 110 таких преступлений.

— В советские времена существовала уголовная ответственность за повторное управление транспортными средствами в состоянии опьянения. На волне преобразований девяностых годов было решено отказаться от подобной практики. Однако жизнь показала необходимость возвращения к прежнему порядку вещей — автомобилей на улицах стало гораздо больше, а уровень правосознания некоторых водителей оставляет желать лучшего, — рассказал «СА» про тонкости законодательства пресс-секретарь Майкопского городского суда Илья Каримов. — Поэтому специально посвященная этому вопросу статья (ст.264.1 УК РФ) была возвращена в Уголовный кодекс России и вступила в силу с июля 2015 года.

Ответственность по ней наступает за управление транспортным средством в состоянии опьянения, если виновный ранее уже подвергался административному наказанию за аналогичное нарушение либо невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования.

— Если наркотическое или алкогольное опьянение водителя подтвердило медицинское освидетельствование, сложностей с доказыванием вины по таким делам не возникает. Водитель, не выполнивший законного требования о прохождении подобного освидетельствования, в равной степени признается находящимся в состоянии опьянения и несет уголовную ответственность, — прокомментировал Илья Каримов.

Бывает, что пьяные водители специально скрываются с места ДТП. Проходит несколько дней, и они являются с повинной. За скрытие с места дорожного происшествия предусмотрено наказание, но оно не столь сурово, как за управление в нетрезвом виде. А если в аварии есть пострадавшие, то нетрезвое состояние серьезно усугубляет ответственность.

— По этому поводу есть специальные разъяснения Верховного суда РФ: если все же будет установлено, что водитель в момент аварии был нетрезв, назначается более строгое наказание, — отметили в пресс-службе.

ё

Поможет профилактика

Далеко не всегда осужденные по статьям о пьяных ДТП, в том числе отбывающие лишение свободы убийцы поневоле, — это деградировавшие в социальном плане люди. В отношении большинства из них сработал суровый жизненный принцип: «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Знали бы эти люди, к чему приведет их поведение, они не раз бы подумали, прежде чем сесть за руль в пьяном виде. Немало среди таких сидельцев молодых людей. Они не только принесли горе другим семьям, но и своим безрассудным поведением перечеркнули свои жизни. И как тут не вспомнить расхожие истории про то, как родители радуют свое чадо в день совершеннолетия, покупая ему машину.

Очевидно и то, что ДТП с тяжкими последствиями — это далеко не всегда простое стечение неблагоприятных обстоятельств. Трагедия может стать следствием предрасположенности к не­оправданному риску, готовности игнорировать закон. В нашей республике были примеры, когда люди вновь и вновь садились за руль, будучи лишенными водительских прав на десятки лет вперед. Был даже случай, когда женщина с учетом неоднократности нарушений должна была отправиться в места лишения свободы. Но суд дал ей отсрочку отбывания наказания до достижения ее ребенком 14 лет. Понятно, что эта мера — проявление гуманизма в первую очередь к ребенку, а не к матери.

ДТП с тяжкими последствиями — это далеко не всегда простое стечение неблагоприятных обстоятельств. Трагедия может стать следствием предрасположенности к неоправданному риску, готовности игнорировать закон. В Адыгее были примеры, когда люди вновь и вновь садились за руль, будучи лишенными водительских прав на десятки лет вперед

В целом происходящее заставляет задуматься о том, насколько эффективно работает система профилактики дорожных нарушений. В ходе недавнего заседания региональной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения было озвучено, что на учете ГИБДД состоят более 3,7 тыс. лишенных прав водителей. Списки нарушителей направляются на места для адресной профилактической работы. Но в ряде случаев приглашаемые не являются на заседания профильных муниципальных комиссий. И как раз те водители, которые игнорируют подобные приглашения, обычно попадают в поле зрения дорожной полиции по второму и третьему разу.

Если подходить формально, то явка на заседание для нарушителя — это дело сугубо добровольное. Глава региона Мурат Кумпилов поручил менять ситуацию, привлекая к проблеме внимание старейшин, местный актив и, что очень важно, родителей самих молодых нарушителей. Кроме того, правоохранителям предложено делать достоянием общественности информацию о злостных нарушителях.

— Нужно выносить на суд общественности вопиющие случаи нарушений правил дорожного движения: освещайте такие факты в СМИ, говорите о них на сходах граждан, беседуйте с родственниками злостных нарушителей, вызывайте их на заседания муниципальных комиссий по безопасности дорожного движения. Наша реакция должна быть жесткой, без оглядки на чины и звания, — считает глава Адыгеи.

Ночные гонки все еще не редкость, причем далеко не всегда по ночным улицам носятся водители на скромных машинах отечественного производства. И в целом озвученный руководством Адыгеи посыл ясен и понятен — недоработки системы профилактики могут обойтись очень дорого. Об этом свидетельствует все та же нерадостная судебная практика: есть и примеры того, как «повторники» совершают ДТП, в которых гибли люди. Так, например, житель одного из районов Адыгеи в пьяном виде несся по трассе. Когда у машины разорвало колесо, он не смог справиться с управлением и врезался в бетонное ограждение. Погиб пассажир. Суд пришел к выводу, что при условии соблюдения правил дорожного движения водитель мог предотвратить случившееся. Было назначено наказание — четыре года и один месяц в колонии-поселении с лишением водительских прав на три года. Приговор был обжалован в Верховный суд РА.

Фото МВД по Адыгеи

Вышестоящая инстанция нашла несостоятельными доводы о невиновности подсудимого, вместе с тем сократила срок лишения свободы на месяц — до четырех лет. Смягчающим наказание обстоятельством было признано частичное возмещение морального вреда родственникам погибшего. Одним из доводов жалобы, к слову, было то, что управлял машиной в момент аварии не осужденный, а погибший пассажир. Тем не менее, как установила экспертиза, полученные пассажиром травмы не могли быть получены при ударе о руль в момент столкновения.

Но опять-таки очевидно, что дорожная преступность — это имеющее социальные корни явление и исключительно уголовными санкциями проблему не решить. Недавно Адвокатская палата Адыгеи и региональное отделение Ассоциации юристов России провели круглый стол, посвященный вопросам правового просвещения жителей региона. Председатель Верховного суда Адыгеи Аслан Трахов предложил профессиональному юридическому сообществу республики обратить самое серьезное внимание на вопросы, касающиеся профилактики пьяной дорожной преступности, в том числе через разъяснение положений уголовного закона.

— Даже угроза привлечения к уголовной ответственности не является для некоторых нарушителей убедительным аргументом. Самое горькое при этом то, что в совершенных пьяными водителями авариях гибнут и получают травмы другие участники дорожного движения. Поэтому необходимо объяснять опасность и последствия управления автомобилем в состоянии опьянения. Если мы сможем убедить трех или четырех из каждого десятка потенциальных нарушителей изменить свое поведение — это уже будет серьезное достижение, — сказал председатель Верховного суда Адыгеи.

В зеркале статистики

Если обратиться к официальному порталу ГИБДД России (http://stat.gibdd.ru), то можно узнать, что за первое полугодие в Адыгее произошло 246 ДТП. Рост показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 1,2%, но число погибших увеличилось почти на треть — до 42. Еще 290 человек получили ранения (-2,4%). За это время в авариях погибли 22 водителя (рост на 70%), еще 123 — пострадали (-10%). На 2 погибших пассажиров пришлось 96 раненых. Среди пешеходов погибло 16 человек, получили травмы 52. На 13 ДТП с участием велосипедистов погиб один велосипедист, 12 — ранены.

Как сообщили представители ГИБДД на минувшем заседании региональной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, самыми смертоносными видами ДТП являются наезд на пешехода, опрокидывание, наезд на препятствие и стоящее транспортное средство. Около половины от общего числа происшествий с участием пешеходов произошли на пешеходных переходах, 90% из которых в Майкопе, здесь же и рост этих ДТП почти в 2 раза. Уровень смертности из-за наезда на пешеходов повысился более чем на треть. Наезды на пешеходов со смертельным исходом произошли в темное время суток и в основном по вине самих пешеходов. Все они передвигались без световозвращающих элементов на одежде.

По итогам обсуждения вопроса ответственным службам дано поручение наносить более заметную бело-желтую разметку на пешеходных перекрестках. Также будут специально устанавливаться новые камеры для фиксации заезда водителей за стоп-линии перед пешеходными переходами.

По-прежнему одним из проблемных вопросов остается управление транспортом в состоянии опьянения. Вместе с тем благодаря принимаемым мерам на протяжении последних трех лет сохраняется тенденция сокращения числа ДТП по вине пьяных водителей. Помимо повседневного надзора за дорожным движением активно применяется метод сплошных проверок водителей, к участию в которых регулярно приглашаются представители муниципальных властей, общественности и журналисты. Проводятся рейды.

В результате этой работы задержаны 994 водителя, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения.

Количество зарегистрированных транспортных средств по региону увеличилось на 24,5 тыс. (до порядка 210 тыс.). Дорожная полиция усиливает патрулирование мест концентрации ДТП, участки с наибольшей интенсивностью движения, объекты массового пребывания людей, учреждения образования, здравоохранения и другие. Организован скрытый надзор на автодорогах, инспекторы взаимодействуют с авиационным отрядом отдела Росгвардии. Благодаря этому число аварий по причине выезда на полосу встречного движения сократилось на 16%, а количество погибших в них людей — на четверть.

Это значит, что правоохранительные органы и власть могут влиять на дорожную ситуацию. Но в этой работе нужна поддержка общества. Только так можно добиться снижения общего числа погибших и пострадавших в ДТП.

Кроме того, необходимо продолжить работу по приведению дорог к нормативному состоянию, ведь человеческий фактор — далеко не единственная причина ДТП. Только за это полугодие Госавтоинспекцией выдано 785 предписаний дорожного надзора на устранение выявленных недостатков на улично-дорожной сети, внесено 112 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению ДТП.

Добавить комментарий


К 95-летию "СА"

К 95-летию СА - Аслан Тхакушинов
К 95-летию СА - Аслан Джаримов
К 95-летию СА - Аслан Трахов
К 95-летию СА - Аслан Тлебзу
К 95-летию СА - Сергей Погодин
К 95-летию СА - Ася Еутых
К 95-летию СА - Дауд Мамий


Мы в Facebook


Закон Республики Адыгея