Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур Лаутеншлегер / САО том, как здесь учат «слышать» мир и как закладывается фундамент для социализации особенных детей, — в материале «СА».

Летопись школы

Школа глухих детей, а именно так изначально называлось учреждение, была открыта в Майкопе в октябре 1933 года. Располагалась она по улице Пушкина, 204. Первым директором школы была Антонина Николаевна Тихонова — учитель с большой буквы, прекрасный организатор. Обучалось в школе 25 человек. Шесть раз школа меняла здания. И только в 1972 году наконец-то обрела постоянный адрес — в новом трехэтажном здании по улице 2-я Крылова, 2.

С первых же дней основания она стала важнейшим специальным учебным заведением не только для тогда Адыгейской автономной области, но и для Краснодарского края. В то время в Краснодарском крае отсутствовали коррекционные учебные заведения, поэтому на учебу в Майкоп, в школу для глухих детей, съезжались дети со всей Кубани.

За десятилетия плодотворной, успешной работы с глухими и слабослышащими детьми школа-интернат зарекомендовала себя в числе лучших по стране. Летопись школы хранит на своих страницах имена первых учителей, учителей-ветеранов, документальные факты их важной и нужной работы.

Профессиональный коллектив

С 2016 года и по сегодняшний день директором школы и руководителем коллектива из более чем 70 человек является Роман Николаевич Чумаков.

Педагогический состав можно по праву назвать коллективом профессионалов. Высшую квалификационную категорию имеют 36 человек, первую — 11 педагогов. Четыре педагога являются заслуженными работниками народного образования Адыгеи, один — заслуженным работником народного образования России. Пятеро имеют звание «Отличник народного просвещения РФ», 11 человек являются почетными работниками общего образования РФ.

Для учащихся работают 9 объединений дополнительного образования, занятость ребят в этих объединениях — свыше 70%. Каждый ребенок может посещать 3–4 кружка.

Педагоги делают все возможное, чтобы воспитанники школы-интерната были уверены в том, что не бывает абсолютной тишины, в ней тоже живут звуки

Школа-интернат сотрудничает с Центром дополнительного образования РА.

В рамках сотрудничества школьники посещают кружок «Техническое творчество», занимаются хореографией и верховой ездой, тхэквондо, футболом, пауэрлифтингом.

С декабря прошлого года школа-интернат сотрудничает с МГТУ. В рамках совместного проекта «Шаг в профессию» с ребятами проводится кружковая работа по пяти направлениям: рукоделие, овощеводство, цветоводство, флористика, веб-дизайн.

Учащиеся школы-интерната принимают активное участие во всероссийских, республиканских, районных и городских конкурсах по различной тематике.

В республиканском конкурсе дизайнеров одежды «Модный дебют — 2018» среди учащихся школ и студентов до 18 лет в номинации «Декоративное творчество» Мария Бобрышова, ученица 11 класса школы-интерната, заняла 2 место. В региональном этапе всероссийского конкурса «Открытка РДШ» диплом 1 степени завоевала ученица школы-интерната Татьяна Самко.

Все победы — на всероссийском и региональном уровнях — это прежде всего заслуга всего коллектива школы-интерната, который делает все возможное для того, чтобы для учащихся школы (а в настоящее время здесь обучаются около 140 учащихся, из них 68 — с нарушением слуха) она стала домом, в котором каждого из учеников любят и заботятся о нем.

Надо верить!

В моей семье все или мед­работники, или педагоги, — улыбается учитель начальных классов республиканской школы-интерната для глухих детей Ольга Крупская. — Я родилась и выросла в Благовещенске, после школы окончила педагогическое училище, затем — пединститут. Познакомилась с хорошим парнем, он был курсантом военного училища, родом из Майкопа. В 1989 году, став женой офицера, оказалась в этих краях.

В то время устроиться в школу учителем было практически невозможно, и Ольга Владимировна пошла работать в детский сад воспитателем. Если бы не соседка Надежда Колесникова, которая работала в школе-интернате завучем, кто знает, как бы сложилась трудовая биография Ольги Крупской.

Вот что значит — дружить с соседями, — улыбается Ольга Владимировна. — Она пригласила меня на работу в школу-интернат. Я вначале даже оробела: ведь глухие дети требуют совершенно иного подхода, чем все остальные школьники. Но все же пришла, посмотрела на детей, познакомилась с педагогами, да так и осталась — более чем на четверть века! Вначале два года я проработала воспитателем, а затем стала учительницей.

Фото Артур Лаутеншлегер / СА

В ее первом дошкольном классе ребята только познают мир, учатся слушать его, разбираться в какофонии звуков, обрушившейся на них после абсолютной тишины при установке современного слухового имплантата или иного вспомогательного устройства.

Дети наговаривают словарный запас, — поясняет Ольга Крупская. — Будь то столовая, учебный класс или прогулка на свежем воздухе, мы стараемся все время с ребятами разговаривать, называем предметы, природные явления. Находясь в своем безмолвном мире, они не знают, как звучат слова, например осень, портфель, цветок. Этому всему им еще предстоит учиться, прежде чем сесть за парты уже как школьники.

В классе у Ольги Крупской — пятеро учеников, и каждый требует огромного внимания, заботы. Это же маленькие дети, оторванные от родного дома, от родителей, от привычной домашней обстановки. Конечно, в первое время они очень скучают по дому, грустят. Задача и педагогов, и воспитателей — окружить первоклашек вниманием и заботой так, чтобы они не чувствовали себя одинокими.

С родителями иногородних ребят мы постоянно на связи, информируем их, чем занят ребенок, как подготовился к урокам, как вел себя на прогулке. Мы делаем фото- и видеоматериал с уроков, рассылаем его родителям учеников. Ведь они тоже скучают по своим детям и волнуются за них, — рассказала Ольга Крупская.

Работа с учащимися в школе-интернате расписана по минутам: день начинается с завтрака. Затем — школьные занятия, занятия по развитию речи, слухового восприятия, постановке звука. После обеда ребят ждет кружковая работа: хореография, жестовое пение, экология растений, декоративно-прикладное искусство, сценические движения, футбол.

У педагогов школы-интерната немало творческих, учебных и спортивных планов. Все, кто работает в этом учреждении — учителя, воспитатели, руководители кружков и творческих объединений, уверены, что глухота — это не пожизненный диагноз и не повод считать себя несчастным, и ориентируют на это и своих воспитанников. Они делают все возможное, чтобы воспитанники школы-интерната были уверены в том, что не бывает абсолютной тишины, в ней тоже живут звуки. Надо только в это поверить.

Добавить комментарий




Мы в Facebook






Закон Республики Адыгея