Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур Лаутеншлегер / САДавно отзвенели первые школьные звонки, первоклассники привыкли каждое утро идти с портфелем в школу, готовить домашние задания. Только вот оценок им почему-то не ставят — дневник родители даже не купили. Почему?

Адаптация

Когда мы говорим об оценках, то в голову сразу приходят «тройки», «четверки» и «пятерки» — то, что учитель ставит в журнал.

— На самом деле мы как психологи разделяем оценку и отметку. Вот то, что ставят в дневник или в журнал, — это отметка. А оценка — это более широкое понятие, — поясняет психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Майкопа Андрей Турыгин.

Что еще, помимо отметки, включает в себя оценка? Если учитель хвалит ученика, говорит за какую-то работу «молодец», или же, наоборот, ругает, говорит «плохо», — это тоже оценка. Фразы типа «соберись», «не отвлекайся» — тоже своего рода оценка.

Да, сейчас в первом классе отметки отменены. Хотя во многих классах практикуется использование аналогов — треугольники, звездочки и прочее. Это не столько отметка, сколько действительно оценка работы ребенка, того, как он старался или же не старался. Эта система оценивания не так значима, как стандартная отметка. Но она уже есть. Тем более появляется возможность двусторонней связи с родителями — ребенок будет видеть их реакцию на успехи и неуспехи. К слову, подобные практики были всегда.

— Помню, что, когда мне в первом классе поставили треугольник за то, что неправильно зарисовал ежика, я страшно расстроился и разлюбил школу навсегда. И дело было не в треугольнике, а в отношении моей мамы — она представила это как трагедию вселенского масштаба. Видимо, ожидала от меня гениальной учебы с первых же дней, — вспоминает свою адаптацию студент Александр.

Действительно, если у родителей очень завышенные ожидания, то это отразится на ребенке. Даже то, что к пятеркам мама с папой будут относиться как к должному, а к другим оценкам, даже четверкам, — с критикой, лишит ребенка мотивации. Важно помнить — в первое время школьник учится не для себя, а для родителей, ему очень важна их поддержка, похвала.

На самом деле проблема ребенка не в том, что он получит тройку или двойку. Проблема в том, как ребенка обучают преодолевать эту ситуацию

Так почему все-таки в школах в первый год обучения отказываются от отметок и насколько это адаптивно?

— Во-первых, первоклассник должен просто привыкнуть к месту. Чтобы не усложнять ему учебную деятельность, просто убирают лишний стрессор, а ведь оценивание деятельности — это стрессор даже для отличника, — говорит Андрей Турыгин.

Первый класс должен быть переходным этапом к получению уже серьезных отметок и формированию роли ребенка в классе. От учителя будет зависеть, насколько хорошо пройдет адаптация. Он может подготовить детей к системе оценивания — именно отметкам.

Ключики к ребенку

Очень часто для того, чтобы мотивировать ребенка учиться и учиться лучше других, детей сравнивают друг с другом. Этим пользуются и учителя в школе, и сами родители, сравнивая свое чадо со сверстниками. У кого в детстве не было ненавистных Саш и Маш, идеальных во всем, которых без конца ставили в пример? Вот только правильно ли так делать?

— Гуманисты говорят, что нельзя сравнивать ребенка ни с кем, особенно в негативную сторону. Но каждый родитель должен находить свои ключики к ребенку. Если для вашего малыша такое сравнение — стимул для дальнейшего роста и совершенствования, то можно и сравнить. Но если ключик не подходит и подобная тактика родителей угнетает ребенка, то стоит ее сменить, попробовать другую, — отмечает Андрей Турыгин.

Часто дети сами сравнивают себя с окружающими. Оценивание — неотъемлемая часть жизни человека. Из оценки уже формируется самооценка — она переходит из внешнего плана во внутренний.

— Наблюдая за реакцией окружающих, сравнивая себя с другими, человек оценивает себя. Но нужно помнить, что изначально эта оценка была чужой, потом вы научились оценивать себя сами. Поэтому заложить в ребенка можно все что угодно, как уверенность, так и неуверенность в собственных силах, — говорит психолог.

Конечно, помимо соперничества, существуют так называемые мозаичные методики обучения, когда дети формируются в группы, в которых они дополняют друг друга. Не соревнуются, а кооперируются, и без какого-то ребенка у них не получится выполнить задание. Но, как правило, это искусственно, все-таки современное образование строится на конкурентной основе. Цель родителей — сделать так, чтобы благодаря конкуренции ребенок тянулся к хорошим оценкам. Как этого достичь?

Здоровая конкуренция

Можно «влюбить» ребенка в какой-то предмет. Но, как правило, такой ребенок только этот предмет и изучает — осознание того, что нужно иметь полное образование, приходит уже в юности.

Лучше всего работает планка лидерства, к которой ребенок будет стремиться: почувствовав однажды себя в качестве лучшего в учебе, он будет стремиться сохранить эту позицию, стараться для этого и без внешней мотивации.

Когда же ребенок находится на противоположном конце этой условной планки, то есть учится на «три» и «два», он ощущает себя немогущим, на него навешивается ярлык неудачника, который мешает вырваться из негативной ситуации.

Чтобы исправить это положение, необходимо выяснить причину попадания в него. Одно дело, если ребенок туда попал, но еще не пытался подняться, и совсем другое — когда у него это не получается по тем или иным причинам. Например, он может банально не тянуть программу, это случается, когда родители, идя на поводу своих ожиданий, отдают школьника в сильную школу с трудной программой, не соответствующей способностям ребенка.

— Нужно понимать, что сильная школа не всегда залог успешного будущего ребенка. Жизнь непредсказуема, необходимо развиваться в разных областях, — советует психолог.

Фото Артур Лаутеншлегер / СА

Сложный выбор

Поэтому если ребенок не тянет программу, стоит перевести его в школу попроще. Важно выйти из зоны комфорта родителей в зону комфорта ребенка, не переходя в стадию отрицания, когда родитель считает, что ничего страшного не происходит. Ведь главное, что удобно по времени и территориально, школа — одна из лучших и прочие подобные причины. А учеба со временем подтянется.

Но нет — такое бывает крайне редко, почти никогда. Если ребенок запустил процесс обучения, то наверстать будет архисложно.

— Родитель должен трезво оценивать, в какую школу отдает ребенка, если видит, что она может оказаться сложной, то лучше или сразу выбрать что-то попроще, или постоянно держать руку на пульсе, при первых же звоночках перевести в другую школу, не затягивая, — рассказал Андрей Турыгин.

Однако процесс перехода в новую школу ни в коем случае не должен быть связан с принижением ее статуса. Иначе ребенок не будет стараться учиться: хоть и пятерка, но в плохой школе,— это нулевая мотивация. А ребенку необходимо откуда-то черпать уверенность, обращаться к своим внутренним ресурсам.

— На самом деле проблема ребенка не в том, что он получит тройку или двойку. Проблема в том, как ребенка обучают преодолевать эту ситуацию. К сожалению, в школах, как правило, детей этому не учат, а у учителя нет на это времени. И нагрузка по обучению ложится на плечи родителей, — говорит психолог.

Здесь главное — не перегнуть палку. И четверка — хорошая оценка, нельзя требовать от ребенка одних пятерок — он будет болезненно воспринимать любую оценку, кроме «отлично», как личную трагедию. Важно уметь поддерживать баланс — мотивировать на хорошую учебу без фанатизма. В крайних случаях доходит до самоубийства — настолько сильно ребенок воспринимает «неудачу» в учебе как трагедию.

Это происходит, если круг жизненных интересов ребенка ограничивается только учебой.

— Важно, чтобы помимо школы были кружки, увлечения, друзья — тот спасательный круг, который возьмет на себя часть тяжести неудачи в учебе, — подсказывает специалист.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook




Закон Республики Адыгея