Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото vkalendare.comСотрудники отдела философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им.Т.М.Керашева провели социологическое исследование в молодежной среде, целью которого стало выявление их ценностных ориентиров.

Социологи опросили 300 человек разных национальностей в возрасте от 16 до 30 лет, среди которых как учащиеся, так и уже работающие молодые люди.

Семья

Исследование проводилось в форме анкетирования. На предложенные вопросы можно было дать несколько ответов. И вот какие результаты получили социологи. Самым важным для молодежи республики оказалось счастье в семье. За него высказались 75% опрошенных. Вторым по значимости молодые люди назвали здоровье (56%). На третьем месте оказалась материальная обеспеченность (31%).

— Ориентация на семейное счастье обусловлена стремлением молодежи найти в семье важные социально-психологические опоры: любовь, уважение, честность, прощение и другие. Выбор приоритета семейного счастья может указывать также на то, что молодежь осознает личную ответственность индивида за благо семьи. На это указывает и увеличение возраста вступления в брак, которое произошло в Адыгее, как и в целом по всей стране, — говорит кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии и социологии АРИГИ Олег Цветков.

Исследователи полагают, что неспособность совсем юной молодежи принимать на себя долгосрочные обязательства (брак и дети) обусловлена ее неуверенностью в своих экономических возможностях, также надо учитывать то, что они еще находятся в стадии социализации. Не зря же респонденты поставили приоритет материального благополучия на третье по важности место. Однако материальное благополучие хоть и является одной из ведущих ценностных ориентаций, но далеко не главной. Оно приоритетно только для трети опрошенных.

Более чем половина опрошенных уважительно относится к этническим традициям и обычаям и старается им следовать

Позитивным фактором социологи назвали наличие среди ценностных ориентаций у молодежи республики здоровья.

Исследование показало, что молодые люди осознают собственную ответственность за свое здоровье.

Анкетирование выявило, что ведущие ценностные ориентации молодежи республики носят современный, модернистский характер. Однако, как показал опрос, для них значимы и традиционные ценности. Почти четверть респондентов к ним безразлична. 15% опрошенных не может им следовать, поскольку, с их точки зрения, это не соответствует современным жизненным условиям.

Проведенное исследование позволяет предположить, что большая часть молодежи ориентируется на светский, а не на религиозный тип семьи.

— Лишь немногим более 16% респондентов назвали себя верующими, соблюдающими религиозные обряды. Строгость соблюдения таких обрядов в исследовании не уточнялась, поэтому можно предположить, что под соблюдением религиозных обрядов респондентами имелось в виду любое их исполнение, в том числе и нерегулярное, чисто формальное, — говорит Олег Цветков.

Существенная часть рес­пондентов (45%) назвала себя скорее верующими, чем неверующими, но при этом не соблюдающими религиозных обрядов. Такая категория номинально верующих прослеживается по всем регионам России.

Любовь и дружба

Как это ни удивительно, но почти равнодушно молодежь отнеслась к таким ценностям, как любовь (26%), образование (15%), саморазвитие и духовное просвещение (15%), карьера (14%). Дружба в этом списке и вовсе на последнем месте — ее выделили всего 13%. Еще меньше молодежь среди ценностных ориентиров выделяет власть и обладание ею (4%), безопасность (6%), благоприятную окружающую среду (7%).

Впрочем, больше половины респондентов допускает, что со временем их ценностные ориентации могут измениться. Причем чем старше возрастная группа молодежи, тем больше она это допускает. Только 9% молодых людей настроены достаточно максималистски и убеждены, что их ценности не изменятся.

Кто или что влияет на формирование ценностных ориентаций? Как полагают сами молодые люди, в большей степени влияние оказывают родители. Так думает 71% опрошенных. Треть респондентов считают, что друзья. Дальше по степени влияния идут образовательное учреждение (23%), интернет (17%), художественная литература (10%), телевидение и другие СМИ (8%).

— Несмотря на то, что у подавляющей части молодежи ценностные ориентации сформировались под влиянием родителей, большинство молодых людей считает, что их ценности отличаются от родительских. Это одно из проявлений классического «конфликта отцов и детей», которое указывает лишь на то, что каждое новое поколение заново открывает и утверждает для себя ценности, — говорит доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела философии и социологии АРИГИ Руслан Ханаху.

image001

Политика

Проводя опрос, сотрудники АРИГИ отметили, что идейно-политические ценности, как и участие в политике, для значительной части молодежи не актуальны. Если старшее поколение «советской закалки» было тотально вовлечено в политическую идеологию (через комсомол, школьное образование, пропаганду и пр.), то новое поколение в значительной степени характеризуется аполитичностью и слабой степенью политического участия. Не интересуются политикой 54% респондентов. 35% поровну склонны к идеологиям социалистического либо либерально-демократического толка. 9% затруднились определить свои идейно-политические пристрастия. Впрочем, по мнению политологов, такая раскладка является признаком здорового стабильного общества.

Современное отношение к жизни прослеживается также в ориентациях молодежи на проживание в мегаполисах и крупных городах. По мнению большинства респондентов (58%), в них легче всего добиться успеха. 21% опрошенных считает, что успеха легче добиться в зарубежных странах с развитой экономикой.

— Исследование в очередной раз подтвердило, что в качестве индивидуальной ценности молодежь республики рассматривает свою общероссийскую гражданскую идентичность. 55% респондентов хотели бы, чтобы их воспринимали прежде всего как граждан Российской Федерации. Существенная часть молодежи (почти треть) хотела бы, чтобы ее считали «гражданами мира», полагая, что географическая локализация идентичности не важна. Подобное стирание границ в идентичности может указывать на то, что в сознании части молодежи утверждается глобальная картина мира, характерная для эпохи глобализации с ее трансграничными перемещениями индивидов, коммуникациями и конкуренцией, — говорит Руслан Ханаху.

Опрос проводился в преддверии самого любимого всеми праздника — Нового года, который принято отмечать в кругу семьи. Возможно, это как-то повлияло на приоритеты молодежи. Кто знает. И все же факт остается фактом: главные ценностные ориентации молодых людей — счастье в семье и здоровье. Пусть они остаются в лидерах не только в дни праздников, но и в будни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Фотогалерея

Дороги: открытие Шовгеновского моста и реконструкция трассы Майкоп — Армавир
Мурат Кумпилов
Первый международный инвестиционный форум «INVEST IN ADYGEA»
Майское наводнение
Мурат Кумпилов
Адыгейский сыр: патент и фестиваль в новом формате

Мы в Facebook




Закон Республики Адыгея