Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

пропорциональныйОбъединению потребителей России в этом году исполнилось 10 лет. О том, что это за организация, чем полезна жителям Адыгеи и какие планы у нее на ближайшее время, — в интервью с председателем регионального Объединения потребителей России в РА Геннадием Пропорциональным.

— Геннадий Николаевич, расскажите, что это за организация?

— Региональное отделение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» в Адыгее существует с 2011 года, с января 2018 года — уже как юридическое лицо. В России эта организация возникла в 2009 году. По всей стране у нее есть уже 64 региональных отделения. Председателем Объединения потребителей России является Алексей Корягин. Рабочую группу возглавляет председатель Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Степанович Тимченко, председатель наблюдательного совета движения — член Совета Федерации России Алексей Майоров. Открыть региональное отделение в нашей республике — инициатива центрального совета Объединения потребителей России. Мне позвонили, пригласили на ознакомительную беседу. Видимо, то, что я и раньше работал в сфере защиты прав потребителей, склонило чашу весов именно в мою сторону.

— В чем отличие объединения от других общественных организаций по защите прав потребителей?

— Во-первых, она самая массовая по количеству отделений и по количеству ее участников — любой гражданин Российской Федерации может стать ее членом, выступать в роли общественного контролера или выполнять другие функции. Для этого необходимо прийти к нам в офис и написать заявление.

— В Адыгее уже работает общественный кон­троль?

— Это все как раз сейчас организуется. В июне я приглашал коллег из Москвы, чтобы они провели первый общественный контроль, показали, как это делается. О выявленных нарушениях мы в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и законом «Об общественном контроле» сообщили в территориальный орган Роспотребнадзора. Они свое­временно отреагировали и уведомили нас о результатах своих проверок — на предпринимателей было наложено административное наказание. На данном этапе мы полностью исполнили свое предназначение — общественный контроль. Осенью мы планируем самостоятельно выходить в регулярные общественные рейды, первоначально раз в месяц.

— Вы будете работать в соответствии с планом и предупреждать предпринимателей о проверке или же все будет происходить спонтанно?

— План у нас, конечно же, есть, он составляется на основе жалоб потребителей. Мы не должны никому сообщать о проверке, только заинтересованным органам, таким как Управление Роспотребнадзора по РА, Общественная палата, СМИ, которые будут участвовать в рейде, и другим. Визит в магазин всегда будет неожиданным для продавцов и предпринимателя, в этом вся суть.

— Чем отличается Объединение потребителей России от Роспотребнадзора?

— Роспотребнадзор в первую очередь — государственный надзорный орган, он выполняет свои функции. Мы помогаем ему в том смысле, что это ведомство в основном проводит плановый контроль предпринимателей, внеплановый возможен на основе жалоб, но эта процедура непростая. А мы можем гораздо быстрее отреагировать на сигнал потребителя, выйти в рейд и донести до Роспотребнадзора информацию об обнаруженных правонарушениях.

— Выход в магазин как-то оформляется? Есть протокол?

— У нас есть направление, которое выписывает руководитель регионального отделения, в него вносится магазин, куда мы пойдем, основания для проведения контроля. После обнаружения недостатков товара мы, как и любой гражданин, оставляем замечания в книге отзывов и предложений. Предприниматель должен в течение определенного времени нам ответить. После прошлого контроля нам ответили, как и положено. Кроме этого, мы сообщаем о найденных нарушениях в соответствующий надзорный орган, в данном случае Роспотребнадзор. Чтобы исключить какие-либо претензии в наш адрес, мы делаем фото- и видеофиксацию нарушения. К тому же эту информацию мы передаем в СМИ, размещаем в соцсетях. Все это делается в соответствии и с посланием президента России Владимира Путина, и с установками главы Адыгеи Мурата Кумпилова о том, что жизнь людей должна стать более качественной. А это в том числе подразумевает право на качественный товар и качественно оказанную услугу. При этом, подчеркну, мы не ставим целью «кошмарить» бизнес, мы, наоборот, ему помогаем.

— В чем заключается такая помощь?

— Нам важно, чтобы недобросовестный бизнес уходил с рынка, стал убыточным. На самом деле в Адыгее есть много добросовестных предпринимателей, которые не гонятся за быстрым рублем и при этом обманывают потребителя, а строят на долгосрочной основе свое дело. Мы таких приветствуем, поощряем, даже по своей линии. С 2014 года в рамках проекта «Знак качества» Объединение потребителей России проводит всероссийский конкурс отечественных производителей товаров и услуг «Звезда качества России». Его цель — демонстрация и поддержка отечественных предпринимателей, которые выпускают качественную продукцию широкого народного потребления, важно публично отметить их высокопрофессиональный и добросовестный труд. За пять лет проведения конкурса в нем приняло участие 248 предприятий из 67 субъектов Российской Федерации. Лауреатами конкурса стали 67 предприятий из 23 регионов России. В 2018 году лауреатом конкурса стал молзавод «Гиагинский».

— Насколько я знаю, сфера интересов общества выходит за пределы проверок?

— Да, мы не только занимаемся контролем предпринимателей, но и участвуем в различных мероприятиях Совета Федерации. В частности, все наши съезды, конференции проходят на площадке СФ. Председатель Совета Федерации РФ Валентина Ивановна Матвиенко приветствует наше движение. Нашу рабочую группу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей возглавляет первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Вячеслав Тимченко, что дает нам возможность заниматься законотворчеством на серьезном уровне. Наше объединение выдвигает обоснованные законотворческие инициативы, а сенаторы оформляют их в законопроект, направляя на рассмотрение.

— Есть ли какие-то законопроекты, которые были инициированы вашей организацией и впоследствии стали законом?

— Мы явились инициаторами законопроекта об ужесточении административного наказания за продажу некачественных товаров и оказание некачественных услуг. Мы активно участвовали в его разработке. По мнению Объединения потребителей России, штрафы не соответствуют той мере правонарушений, которое тот или иной хозяйствующий субъект допустил. То есть предпринимателю проще и дешевле заплатить штраф, чем исправить нарушение: в любых сетевых магазинах в бюджет заложены огромные суммы на подобные расходы. Поэтому мы выступили за ужесточение штрафов для юридических лиц в разы — в основном за повторное нарушение.

Мы готовы принять законодательные инициативы в сфере защиты прав потребителей от муниципалитетов Адыгеи — провести с ними встречу и на заседании очередной рабочей группы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей в Совете Федерации РФ я могу предложить инициативу от конкретного муниципалитета по тому или иному вопросу. Как раз сейчас группа работает в свете поручений президента России над законодательными инициативами по усилению ответственности за нарушения прав потребителей и обеспечению потребительской безопасности.

— Чем еще занимается ваша организация?

— Мы можем не только выступать инициаторами общественного контроля, но и стать заявителями о проведении экспертизы того или иного товара. Мы, в частности, выявили обман потребителей в обороте молочной продукции. Сметана «Божья коровка» не соответствовала требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» по показателю идентификации и по наличию жиров неживотного происхождения. Такие же результаты дала экспертиза молока под маркой «Фрау Му». В одном из видов творога было обнаружено сухое молоко. После экспертизы такие продукты должны быть сняты с продажи до исправления недостатков. Наша организация следит за тем, чтобы эти и другие подобные продукты не появлялись на прилавках магазинов.

Кроме всего прочего, мы занимаемся работой с гражданами, адресной юридической помощью потребителю — от заявления до решения суда.

— Возмездной?

— По-разному. Если работа многоплановая и обращаемся в суд, составляем договор, при оплате —возмездный. По уставу мы имеем право брать деньги за оказание юридических услуг.

— С чем чаще всего обращаются люди?

— Больше всего проблем у потребителей возникает с техникой — некачественными бытовыми товарами. К сожалению, иногда из простой ситуации может возникнуть конфликт, который можно разрешить только в суде. И здесь очень важно правильно провести процесс медиации — урегулирования сторон на начальном этапе. Потому что, во-первых, мы облегчим этим жизнь потребителю, а во-вторых, мирное разрешение таких конфликтов снижает социальную напряженность. И это очень важно.

— Какие инструменты для борьбы с такими предпринимателями у вас есть?

— Это общественный контроль, о котором мы уже говорили и который проводился в Майкопе, инициирование экспертиз в отношении подозрительных товаров, законотворческие инициативы, участие в общественных советах при министерствах Адыгеи, в работе временной рабочей группы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, СМИ, социальные сети. Мы сообщаем о своей деятельности в региональных СМИ, в изданиях Объединения потребителей России, в частности это интернет-издание «Права потребителя» и агентство информирования потребителей «Осока». Кроме того, скоро заработает объединенный информационно-справочный портал по вопросам защиты прав потребителей, на котором будут сосредоточены ведомственные и общественно-информационные онлайн-ресурсы, через которые граждане смогут обращаться с заявлениями о защите своих потребительских прав, узнавать информацию о некачественных товарах. Там будет содержаться и информация о результатах общественного контроля.

— Для чего все это?

— Мы хотим, чтобы каждый потребитель или предприниматель мог свободно ознакомиться с этой информацией. Предприниматель будет знать, какие продукты имеют сомнительное качество, а потребитель, в свою очередь, — в каких местах проверки обнаружили обман покупателя. Для того, чтобы такой информации было больше, в сентябре мы начнем проводить регулярные рейды общественного контроля.

— То есть вы готовы принимать к себе в общественную организацию новых членов?

— Да, мы приглашаем неравнодушных людей, которые помогут нам с проведением этих мероприятий. Большую ставку хочется сделать на молодежь, приятно будет, если ребята будут юридически подкованы, потому как главный наш принцип: «Не навреди». Количество рейдов будет варьироваться. Возможно, раз в месяц. Все будет зависеть от количества жалоб, необходимости в проведении общественного конт­роля. Поэтому прошу всех неравнодушных граждан сообщать о фактах нарушения прав потребителей по телефонам 8-961-971-36-93, 8-918-420-45-55, на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по адресу: Майкоп, ул.Жуковского, 51.

— Кто помогает вашей организации работать?

— Большую помощь в нашей работе оказывает Общественная палата республики, я очень благодарен ее председателю Руслану Байзетовичу Устову. Поддержку оказывают СМИ. Очень помогают люди, которые сообщают о выявленных нарушениях.

Справка

Геннадий Пропорциональный в 1998 году окончил Волгоградский юридический институт МВД РФ. Работал юристом в различных организациях. С 2006 года занялся общественной деятельностью, в том числе и в сфере защиты прав потребителей. С 2011 года — председатель регионального Объединения потребителей России в РА. С декабря 2017-го — член рабочей группы Комитета Совета Федерации по экономической политике по совершенствованию законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей. Член координационного совета по экономической политике при главе Адыгеи.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея