Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур ЛаутеншлегерВ столице республики Общественная палата Адыгеи и Объединение потребителей России провели повторные рейды общественного контроля в магазинах питания и детских товаров. Региональному отделению Объединения помогали коллеги из Москвы. Проверка прошла в магазинах, которые общественники посетили весной: их интересовало, насколько ответственно руководство торговых точек отнеслось к устранению выявленных нарушений. В рейде приняла участие «СА».

Оценка качества

Вопрос общественного контроля в сфере потребительского рынка в последнее время стоит очень остро. Ему уделяют особое внимание на государственном уровне. На одном из заседаний комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции при главе Республики Адыгея обсуждались вопросы, касающиеся пресечения правонарушений при обороте продукции легкой промышленности, а это в том числе и детские товары. По данным руководства Управления Роспотребнадзора, в сфере легкой промышленности было проведено 30 плановых проверок. Выявлено, что 10% товаров, предназначенных для детей и подростков, реализовывалось с нарушениями. Глава республики Мурат Кумпилов отметил, что зачастую размер налагаемых штрафов не стимулирует нарушителей в будущем реализовывать качественную продукцию, соответствующую всем нормам.

Каждый товар, который продается на полках магазина, должен иметь информацию о составе, дате производства, производителе.
Иначе непонятно, как он попал в магазин и насколько безопасен.

— Управлению Роспотребнадзора необходимо в плотном взаимодействии с органами власти республики проработать соответствующие предложения, касающиеся увеличения штрафных санкций к такого рода нарушителям. У нас есть возможности законодательной инициативы, с которой мы можем выйти в федеральный центр для увеличения штрафов, — подчеркнул Мурат Кумпилов.

Поэтому вопрос качества детских товаров и продуктов питания при проверках магазинов общественниками стоял на первом месте.

— В мае Объединение потребителей России провело для представителей своего регионального отделения и Общественной палаты обучение по работе общественного контроля. Прошли рейды в магазинах различной направленности, где выявили определенные недостатки. Они были задокументированы и направлены в Роспотребнадзор, были взысканы штрафы, — рассказала заместитель председателя Общественной палаты Адыгеи Анна Крюкова.

Чтобы выяснить, все ли недостатки и нарушения устранены, мы вместе с проверяющими отправились в уже знакомые им магазины.

Продуктовая корзина

В ходе весенних проверок общественники нашли всевозможные недостатки, которые только можно выявить в продуктовой сетке. За первые полчаса нахождения в магазинах изъяли с полок две тележки с продуктами, которые хранились неправильно (когда продукт еще в сроке годности, но его уже нельзя употреблять) либо с нарушением сроков годности. Были выявлены несоответствия ценников, захламленность торгового зала, пыль, грязь и прочее.

В этот раз тот же сетевой продуктовый магазин порадовал несколько меньшим количеством нарушений, но и их было достаточно. Захламленность зала никуда не делась, пройти с тележкой в некоторых местах достаточно трудно. Директор магазина, сопровождающий группу общественного контроля, объяснил это поступлением товара, который еще не убрали на склад. Что удивительно, в предыдущую проверку объяснения были точно такие же.

Проверка магазина началась с полок с молочной продукцией.

— Для того чтобы потребителю было проще и быстрее выбрать в торговом зале более полезную молочную продукцию, не содержащую заменителя молочных жиров, продавец должен размещать такие продукты способом, позволяющим визуально отделить их от иных пищевых продуктов. Они должны находиться в отдельном холодильном оборудовании, на специальных полках и так далее. Здесь этого не делается, есть только указание мелким шрифтом на ценниках. Кто-то этого может и не увидеть, — сказала руководитель правового управления Объединения потребителей России, член Общественного совета при Россельхознадзоре Наталия Старостина.

Где сроки годности?

Также большое внимание проверяющие обратили на маркировки сроков годности на готовых товарах, например на тортах. Они не напечатаны, а наклеены. Легкое движение руки — и срока годности нет вообще. Так же легко его можно переклеить, чем пользуются недобросовестные продавцы.

— Мы эти наклейки не клеим. Все приходит в таком виде от поставщиков, — объяснил ситуацию директор. На что ему, конечно, посоветовали обратить внимание и не принимать подобный товар.

— В прошлый раз было много просрочки в холодильниках с молочкой и овощами, потому что не соблюдался температурный режим. Сейчас температуру отрегулировали, приняли во внимание наши замечания, — сказала Наталия Старостина.

А вот по морозильным камерам претензии остались. Температура не соблюдается, некоторые упаковки с курами и рыбой разорваны, есть грязь… И просроченные товары. На вопрос, как часто проверяется товар на полках магазина, ответ был: «Ежедневно». На следующее замечание о том, почему же тогда имеют место товары, просроченные не на день, а на семь, проверяющим ответили:

— Торговый зал большой, позиций очень много, не успеваем все убирать. Теперь будем более качественно проверять данную группу.

К сожалению, со сроками годности связаны и другие уловки магазина. Именно эта торговая точка в данном случае не оригинальна. Это традиция практически всех сетевых магазинов: сниженная цена на товар, у которого через день-два кончается срок годности. Но в информации о скидке это не указывается.

— Нарушением это не является, но что делать, если потребитель не увидит, что сроки ограничены? А вот просроченное на месяц детское питание с 20%-ной скидкой, то есть продаваемое сознательно, — это уже серьезное нарушение, — отметил председатель регионального отделения Объединения потребителей России Геннадий Пропорциональный.

Детские игрушки

Помимо продуктов питания этот магазин продает и детские игрушки. В этой сфере были выявлены классические нарушения: отсутствие этикеток, знака сертификата соответствия, упаковки.

— Игрушки, которые продаются таким образом, небезопасны. Продавцы крупных сетей не делают никаких экспертиз, они надеются на те сертификаты, которые им дает производитель. А производитель часто вводит всех в заблуждение, делая сертификаты на качественные товары, а поставляя в магазины уже некачественные. Поэтому эти игрушки — бомбы замедленного действия. Часто сталкиваемся с тем, что они могут быть опасными. По внешним данным определить качество игрушки нельзя, хотя оно и вызывает сомнения, нужна экспертиза. Прежде чем купить такую игрушку, необходимо запрашивать сертификаты и проверять. Понятно, что продавцы здесь ни при чем, вопросы необходимо задавать отделу закупки, — отметил руководитель службы общественного контроля Объединения потребителей России Алексей Старостин.

Помимо всего этого, были выявлены и другие нарушения. Все некачественные товары складывались в тележку, снимались с продажи. Проверяющие попросили у администрации магазина акты списания, чтобы убедиться, что все это не положат снова на полки.

— В этом магазине мы были повторно. Уже меньше просрочки — одна тележка, не две. Но как было захламление, так и есть. Много товаров без упаковки, просроченное детское питание. Это, конечно, и человеческий фактор, но директор должен лучше следить за порядком на прилавках. Нужно чаще выходить с проверками. Мы будем опять писать в Роспотребнадзор: за повторное нарушение в течение года магазин должны будут привлечь к более крупной сумме штрафа. Будем настаивать, чтобы к ответственности привлекли не директора, а юридическое лицо. По нашему мнению, штраф должен составить не менее 100 тысяч рублей. Желательна, конечно, приостановка деятельности: не хотят работать нормально — приостановить, — заключила Наталия Старостина.

Без значка ЕАС

Следующий магазин детских товаров также проверялся во второй раз. В нем были выявлены все те же нарушения, что и в первом магазине: на многих товарах нет информации о составе, дате изготовления, производителе. Хотя и написано, что соответствует техническому регламенту, но значка EAC (маркировка продукции в Таможенном союзе. — Прим. ред.) нет, а это значит, что игрушка при въезде в Россию не прошла сертификацию и потенциально может быть опасна. Также встречаются игрушки, произведенные более пяти лет назад, на них стоит устаревший значок сертификации.

— Наличие контрафактной продукции на прилавках — огромная проблема. Буквально через дорогу от нашей гостиницы мы приобрели игрушку безо всякой информации. Понятно, что никаких сертификатов на нее не существует. Совсем недавно Минпромторг провел исследование, и оказалось, что в 42% случаев люди приобретают контрафакт сознательно, из-за его низкой цены, хотя при этом основная масса родителей говорит, что для них важна в первую очередь безопасность игрушки, — говорит Алексей Старостин.

Каждый товар, который продается на полках магазина, должен иметь ярлык с информацией о товаре — состав, дата производства, производитель. Иначе непонятно, что это вообще такое, как он попал в магазин и насколько безопасен. И обязательно знак ЕАС — сертификата соответствия.

— В этом магазине есть положительные изменения: на штучных товарах появились наклейки с информацией, раньше не на всех игрушках были наклейки на русском языке. По части маркировки нарушения тоже частично устранили, их стало намного меньше. К сожалению, сейчас далеко не на все товары в магазине есть сертификаты, но сотрудники готовы прислать их. А ведь любой потребитель вправе запросить товаросопроводительные документы, — говорит Геннадий Пропорциональный.

Кстати, по словам продавцов, покупатели никогда не просят никаких документов, просто покупают, и все.

— Потребители в магазине часто не подкованы, не знают, как вести себя, если находят некачественные товары, — объясняет Алексей Старостин.

В последнем магазине детских товаров ситуация была намного лучше. Да, были проблемы с чулочно-носочными товарами — отсутствовали информация об изготовителе, составе и маркировка ЕАС, не было информации на русском языке. Но продавец, узнав, что это незаконно, сама убрала все с прилавка. Также были проблемы с детскими игрушками — неправильная упаковка, отсутствие знака ЕАС и другие нарушения. Но в целом в корзину попало совсем немного товаров. И продавец, и предприниматель поинтересовались, как избежать нарушений, записали для себя, какие требования есть к маркировке.

С детским питанием все было в идеальном порядке — и по срокам годности, и по подаче информации.

Фото Артур ЛаутеншлегерИтоги рейда

— Пройдя по всем магазинам, можно сделать вывод, что с последней проверки ситуация стала лучше. Даже в продуктовом магазине, где было много нарушений. Во время первого рейда мы оставили все свои координаты, чтобы предприниматели могли обратиться за консультацией, предлагали провести обучающие семинары. Пока никто не обратился. Значит, все выявленные нарушения допускаются сознательно. В последний магазин мы пришли впервые, но впечатление о себе он оставил самое благоприятное. Думаю, что, когда придем сюда повторно, все будет устранено, — отметил Геннадий Пропорциональный.

Во всех проверенных магазинах общественники убирали с прилавков те товары, которые продавались с нарушениями технических регламентов и закона «О защите прав потребителей», в книге отзывов и предложений делали запись о рейде и выявленных нарушениях, обязательно заполняли бланк общественного конт­роля. По итогам будут составлены письма в надзорно-контролирующий орган — Управление Роспотребнадзора по Адыгее.

— Московские коллеги оказали нам ощутимую помощь, поскольку на сегодняшний день они являются специалистами в области общественного контроля. Первый обучающий рейд был проведен в мае. Второй рейд мы провели уже сами, но попросили нам помочь, чтобы все прошло более качественно. Планируем, что подобные рейды будут проводиться каждый месяц. Они могут быть самостоятельными или с привлечением иногородних специалистов. Потребительская грамотность людей постепенно растет, в том числе благодаря нашей организации и Общественной палате Адыгеи, — сказал Геннадий Пропорциональный.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея