Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Вчера состоялось XLI заседание Государственного Совета — Хасэ РА.

В его работе приняли участие Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, Главный федеральный инспектор Аппарата Полпреда Президента РФ по ЮФО в РА Адам Тлеуж, председатели Верховного суда РА и Конституционного суда РА Аслан Трахов и Аскер Тлехатук, прокурор РА Василий Пословский, руководители федеральных, республиканских органов власти и органов местного самоуправления. Вели заседание Председатель Госсовета-Хасэ РА Владимир Нарожный и заместитель Председателя Госсовета-Хасэ РА Мухамед Ашев.

Первым вопросом повестки дня значилось избрание заместителя председателя парламентского Комитета по экономической политике, предпринимательству и внешнеэкономическим связям. Путем голосования на эту должность был назначен депутат Александр Карпенко, представляющий одномандатный избирательный округ №21 города Майкопа.

В рамках правительственного часа с информацией Кабинета Министров РА о результатах повышения размера заработной платы учителям средних общеобразовательных учреждений выступила Министр образования и науки РА Аминет Хуажева. Она рассказала, что по итогам 2013 года плановые показатели по средней заработной плате педагогических работников школ к средней зарплате по республике достигнуты на 101,2% (18,35 тыс. руб. к 18,14 тыс. руб.). По итогам текущего года прогнозируемая средняя заработная плата учителей составит 21,1 тыс. руб.

Евгений Салов, руководитель фракции КПРФ (в целом в ходе заседания представители этой фракции активно участвовали в дискуссиях) и председатель Комитета по культуре, делам семьи и взаимодействию с общественными организациями, отметил, что картина, представленная в докладе и учитывающая среднюю заработную плату по республике, — вполне благостная. Однако она не в полной мере совпадает с тем, что говорят сами учителя. В реальности оплата труда может значительно отклоняться от среднего уровня.

Глава республики обозначил ряд ключевых моментов.

— Поставленный на правительственный час вопрос очень важен. Я лично отчитывался перед Президентом страны за эти показатели. Нас не должна успокаивать положительная динамика по средней заработной плате учителей. Также важно обеспечить достойную оплату труда всем работникам школ, не только педагогическим, — подчеркнул Аслан Тхакушинов, поручив Минфину РА уделить особое внимание финансовому обеспечению выполнения майских указов по линии различных республиканских министерств и ведомств.

Собравшиеся констатировали тот факт, что с учетом реальных возможностей регионального бюджета рассматриваемая сфера сталкивается с систематическим недофинансированием и переброской средств из квартала в квартал. Власти республики работают над этим вопросом с федеральным центром. Тем не менее сегодня основная задача — невзирая на трудности, выполнять указ Президента и дорожную карту по повышению заработной платы педагогов. С этим удается справляться: в 2013 году плановые показатели были выполнены, аналогичная ситуация — по итогам первых 10 месяцев текущего года.

Парламентарии обсудили сложный вопрос — процесс оптимизации и ликвидации малокомплектных школ, на что ориентируется федеральная политика в образовательной сфере. Депутат Тамара Борчаковская обратила внимание на то, что в школах с низкой наполняемостью отмечено снижение заработной платы. Но не скажется ли это на качестве образования? Не потеряют ли школы кадры и не демотивирует ли это учителей? Ведь еще при советской власти дети из сельской глубинки успешно поступали в лучшие вузы страны.

Аминет Хуажева согласилась с тем, что такая ситуация будет влиять на качество образования. По ее мнению, в интересах самих детей необходимо и дальше вести планомерную работу по оптимизации системы образования. Уже в этом году проведен перевод старшеклассников в крупные школы, где они получат более качественное образование.

Депутат Адам Богус отметил, что критика проводимых преобразований со стороны учителей во многом обусловлена федеральной политикой на сокращение числа малых школ. В республике сохранены некоторые малокомплектные школы, но это «размазывает» зарплатный фонд, тем более что сами муниципалитеты находятся в условиях хронической нехватки средств. Власти региона и федеральный центр решают вопросы, связанные с оплатой труда педагогов, однако выплата заработной платы, например техническому персоналу, ложится на местные бюджеты. В ряде случаев заработная плата директоров сельских школ составляет всего 10—14 тыс. рублей. Обслуживающий персонал — сторожа, повара, уборщицы — получают значительно меньше.

Ряд проблемных моментов подняли депутаты Вячеслав Хуако, Анатолий Иванов и другие. В пользу проводимых преобразований выступил председатель Комитета по образованию, науке, СМИ и делам молодежи Анзаур Керашев. Он подчеркнул, что в условиях подушевого финансирования малых сельских школ сложно сформировать достойный фонд оплаты труда. При этом приходится признать, что качество образования в малокомплектных школах отстает. Объективное тому подтверждение — результаты ЕГЭ и олимпиад.

Оппонентом этой позиции выступил депутат Аслан Матыжев, который считает, что нельзя торопиться с сокращением числа малых школ на селе. Иначе может возникнуть ситуация нехватки мест для школьников. На фоне роста демографических показателей регион испытывает нехватку мест в детских садах, но ведь эти дети уже через несколько лет сядут за школьные парты. Более того, для многих малых населенных пунктов школы остаются единственным очагом культуры.

По итогам дискуссии депутаты приняли к сведению информацию Кабмина РА о результатах повышения размера заработной платы учителям средних школ. Также было поддержано предложение депутатов подготовить обращение в федеральный центр, касающееся озвученных проблемных моментов.

Далее депутаты приняли в первом чтении проект республиканского бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. С докладами выступили Министр финансов РА Довлетбий Долев, председатель профильного парламентского комитета Джанбеч Мирза и и.о. председателя Контрольно-счетной палаты РА Павел Стаценко.

В целом бюджет 2015 года будет достаточно сложным, но он сохранит социальную направленность, и все публичные обязательства республики будут выполнены. Республиканский бюджет на 2015 год сформирован: по доходам — в объеме порядка 12,3 млрд. рублей, по расходам — 13,3 млрд. рублей. Дефицит составит порядка 1 млрд. рублей.

В текущих условиях пришлось приостановить строительство Майкопского группового водовода. На эти цели планировалось выделение 195 млн. из республиканского бюджета при условии получения федерального софинансирования. Но федеральный центр не решил вопрос, и от этих планов решено отказаться. Однако в бюджет включено порядка 550 млн. рублей, которые пойдут на реализацию инвестиционной программы, а федеральное софинансирование при этом составит порядка 1,5 млрд. рублей.

В ходе дискуссии по проекту главного финансового документа республики Аслан Тхакушинов подчеркнул, что в условиях общемирового финансового кризиса, снижения цен на нефть и санкций в отношении России федеральный центр изменил систему финансовых поступлений в регионы.

— Республика должна максимально использовать имеющиеся резервы, которые тем не менее не покрывают все потребности региона. Также необходимо работать над продолжением реализации республиканской инвестиционной программы. Власти региона продолжат искать пути для продолжения строительства Майкопского группового водовода, — подчеркнул Аслан Тхакушинов.

Глава региона обратил внимание собравшихся на то, что практически решен вопрос со строительством диагностического центра, однако и здесь к задержке реализации проекта может привести сложная ситуация в экономике. Уже проведены тендеры, и с будущего года начнется строительство республиканского тира. На 2016 год намечено строительство ледового дворца. Решаются вопросы с финансированием завершения строительства в Майкопе физкультурно-оздоровительного комплекса.

Депутаты подняли в своих выступлениях ряд вопросов, касающихся формирования бюджета, путей покрытия дефицита и распределения средств, но в целом было понимание, что этот документ формируется в сложных условиях и при значительном дефиците. Дискуссия прошла в конструктивном русле.

Также в этот день был принят в первом чтении проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Депутаты приняли ряд республиканских законов, обсудили законодательные инициативы коллег из других регионов и дали отзывы на проекты федеральных законов.

Дмитрий Кизянов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея