Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Аслан Тхакушинов

Власти Адыгеи потребовали от автостраховщиков принять действенные меры по исправлению проблемной ситуации в сфере выдачи полисов ОСАГО.

Адыгея, по данным проведенного Общероссийским народным фронтом мониторинга, стала одним из регионов-лидеров по нарушению прав потребителей при оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности. Длительные очереди, отказ оформить ОСАГО без дополнительных платных услуг страхования — вот лишь часть проблем, с которыми сегодня сталкиваются автовладельцы. Жалобы на эти нарушения поступают в адрес органов государственной власти. В ситуации разбирались в ходе 59-го заседания Государственного Совета — Хасэ Адыгеи, в котором принял участие Глава республики Аслан Тхакушинов. Вели заседание Председатель Госсовета-Хасэ РА Владимир Нарожный и заместитель Председателя Парламента республики Мухамед Ашев.

К обсуждению вопросов сложившейся ситуации в сфере автострахования, помимо представителей исполнительной и законодательной власти, были привлечены сотрудники Госавтоинспекции республики, отделения Национального банка по Адыгее, руководители действующих в республике страховых компаний. С основным докладом по вопросу выступил председатель парламентского Комитета по строительству, транспорту, связи и ЖКХ Игорь Ческидов. По его словам, анализ проблемы показал, что сегодня в Адыгее, как, впрочем, и во многих других регионах страны, наблюдается дефицит полисов ОСАГО. Многие страховые компании отказывают автовладельцам, заявляя, что у них закончились бланки. Между тем, если клиент соглашается купить какую-нибудь дополнительную страховую услугу — например страхование жизни, бланки полиса сразу же находятся.

Хасэ

— Если клиента подобный «сервис» не устраивает, то ему «советуют» обратиться в другую страховую компанию, где будет предложено то же самое. То есть, по сути, приобрести полис ОСАГО «в чистом виде» у водителей нет возможности. Напрямую никто не отказывает, но в нужный момент бланки попросту исчезают, — говорит Игорь Ческидов.

По представленным ОНФ данным, во всех 6 проверенных компаниях были отмечены большие очереди. В одной страховой компании — живая очередь в 60—70 человек, в другой — оформление полиса можно ждать неделями. Опрос автовладельцев показал, что как минимум 4 компании работают с признаками нарушений.

В некоторых компаниях ситуация доходит до абсурда. Как показал анализ информационно-аналитического управления республиканского Парламента, в компании «Росгосстрах» количество людей в очереди ежедневно может доходить до 70 человек, составляется список очередников, который верифицируется ежедневно в определенный час. Автовладелец, лично не подтвердивший свое присутствие в это время, выбывает из списка. За 4 часа работы офиса полис получили только три человека.

Ситуация, отмечают представители ОНФ, тянется с прошлого года и не меняется даже несмотря на двукратное прошлогоднее повышение тарифов по ОСАГО. По данному вопросу, отмечает депутат, есть мнение экспертов: страховщики ждут, когда повысится территориальный коэффициент, который применяется при расчете стоимости ОСАГО.

Между тем сами страховщики существование озвученных проблем едва ли не полностью отрицают. Наличие очередей объясняют просто — слишком много желающих застраховаться.

— Львиная доля страхования ОСАГО приходится именно на «Росгосстарх», и наши сотрудники просто физически не успевают обслужить всех клиентов. В день мы выдаем 15-16 полисов. Средняя стоимость полиса — 7-8 тысяч рублей. По поводу их наличия — могу заверить, что проблем в этом плане нет! — прокомментировал руководитель генерального агентства в Адыгее филиала компании «Росгосстрах» в Краснодарском крае Муслим Тугушев.

Зато, как выяснилось, проблемы есть в этом плане у его коллег — отделения страховой компании «Согаз» в Адыгее. По данным мониторинга информационно-аналитического отдела, сейчас в компании клиентам предлагают только продлить действие ранее выданного полиса. Новые же полисы на территории Адыгеи не выдают, желающим его получить советуют обратиться в головной офис компании в Краснодаре.

— Информация о том, что мы не выдаем новые полисы, не соответствует действительности, — безапелляционно заявил и.о. гендиректора краснодарского филиала компании «Согаз» Александр Винокуров. — Мы же коммерческая структура, естественно, заинтересованы в получении прибыли, а это ситуация мешает бизнесу. Очереди, поверьте, нам не в пользу.

В сложившейся ситуации, по его мнению, во многом виноваты, в частности, автоюристы, многие из которых работают недобросовестно, что делает страхование ОСАГО убыточным. По словам Александра Винокурова, зачастую оценка после ДТП проводится неаккредитованными и коррупционно заинтересованными специалистами. В Краснодарском крае для решения этой проблемы компания предложила рассмотреть вопрос о выдаче страховых выплат «в натуральном выражении»: не выплачивать автовладельцам наличные средства на ремонт автомобиля, а ремонтировать на станции техобслуживания, сотрудничающей с компанией. Это частично снимет напряженность, считают в «Согазе».

Напряженность, сложившаяся с ОСАГО, сказывается и на работе ГИБДД. Как отметил заместитель начальника Управления Госавтоинспекции по Адыгее Казбек Мамиек, в соответствии с действующим регламентом при постановке автомобиля на регистрационный учет наличие страхового полиса — обязательное условие. И проблемы с их оформлением, естественным образом, вызывают у людей недовольства, которые направлены, в частности, и на сотрудников ГИБДД.

— Люди приходят к нам, объясняют ситуацию, но мы со своей стороны просто не имеем права оформлять автомобили без полиса. С этой проблемой сталкиваются и инспекторы ДПС на дорогах республики, которые вынуждены принимать меры в отношении владельцев незастрахованных автомобилей. Что нам говорить людям? Страховые компании заявляют, что выдают 16 полисов в день. Так вот наше регистрационное подразделение в городе за день ставит на учет около 120 единиц транспортных средств. Хотелось бы услышать конкретные способы разрешения этого вопроса. Пока же он остается открытым, — привел убедительные доводы Казбек Мамиек.

Несколько решений проблемы предложил заместитель управляющего отделением Национального банка по Адыгее Южного главного управления Центрального банка РФ Сергей Самойленко. По его словам, сейчас руководство Банка России инициировало перед Госдумой РФ поправки в федеральное законодательство, которые обяжут страховые компании с 1 января 2017 года осуществлять продажу полисов, в том числе через интернет. Некоторые страховщики используют такую практику и сегодня — по сведениям Банка России, около190 тысяч россиян уже приобрели полисы таким образом, но их доля мала.

Еще один проект, работающий в пользу автовладельцев: в начале июня вступило в силу указание Банка России, согласно которому страхователям предоставляется возможность отказаться от навязанной страховой услуги. На протяжении пяти рабочих дней с момента заключения клиент имеет возможность аннулировать договор. Исключением является наступление страхового случая. Страховщики будут обязаны вернуть клиенту денежные средства в полном объеме в течение 10 дней. Это, считает Сергей Самойленко, необходимо взять на вооружение автовладельцам.

По мнению прокурора республики Василия Пословского, для решения этого вопроса необходимы еще более кардинальные меры.

— Граждане в сложившейся ситуации попросту не могут выполнить требования закона об обязательном страховании гражданской ответственности. Это недопустимо! Могу заверить, что организованной преступности в сфере страхования нет, однако, по поступившим сигналам, 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности, возбуждено одно уголовное дело. Мы работали и работаем по этим направлениям, по всем сигналам и в дальнейшем будем принимать соответствующие меры реагирования, — подчеркнул Василий Пословский.

Глава Адыгеи потребовал от страховщиков в ближайшее время принять кардинальные меры по решению проблемы.

— Страховые компании должны рационально использовать свои возможности, пересмотреть структуру работы и систему управления. Если нужно — увеличить штатную численность сотрудников. А тем компаниям, которые не справляются с работой, — уйти с рынка. Сегодня мы не увидели стремления страховых организаций изменить ситуацию. Тем не менее общественная напряженность в этом вопросе есть, и ее необходимо как можно быстрее снять. Потребности автовладельцев региона в этом вопросе должны быть удовлетворены, — резюмировал Аслан Тхакушинов.

Депутаты Парламента республики, охарактеризовавшие сложившуюся ситуацию как «саботаж и сговор автостраховщиков», поддержали Главу региона и предложили снова поднять этот вопрос на следующем заседании Госсовета-Хасэ Адыгеи. До этого момента ответственные лица должны принять конкретные меры.

Еще одним вопросом, рассмотренным в рамках «правительственного часа» в ходе заседания, стало состояние гидротехнических сооружений в республике и готовность к паводкам. По информации начальника регионального Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Сергея Колесникова, ежегодный ущерб от паводка достигает около 150 млн. рублей. В связи с этим в последнее время в республике проведен ряд противопаводковых мероприятий на сумму 1,1 млрд. рублей, в том числе 29 млн. рублей было направлено из республиканского бюджета.

С 2007 года расчищено 60,5 км русел рек на 20 участках. Благодаря этому защищено более 4,5 тыс. человек, оценочно предотвращен ущерб на сумму не менее 1 млрд. рублей в год. Проведены берегоукрепительные работы, капитально отремонтированы защитные дамбы. Ежегодно на эксплуатацию 5 гидротехнических сооружений, находящихся в собственности республики, направляется 1,5 млн. рублей. По оценке Ростехнадзора, сооружения Краснодарского водохранилища к пропуску паводковых вод готовы. Реконструкцию Шапсугского водохранилища планируется завершить в 2017 году. На эти цели Минсельхозом России выделено 420 млн. рублей. Для дальнейшего обеспечения безопасности проводится новая инвентаризация гидротехнических сооружений.

Парламентарии также приняли ряд значимых законов и постановлений. В соответствии с одним из них выборы депутатов Государственного Совета — Хасэ Адыгеи назначены на 18 сентября. Также на повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся муниципальной службы, исполнения регионального бюджета, регулирования земельных отношений, определения налоговой базы по имущественным налогам и другие. Принято 9 законов, 5 — в первом чтении. Всего в ходе заседания депутаты рассмотрели более 100 вопросов.

Юлия Мельникова.

Фото Алексея Гусева.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея