Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Аслан Трахов

В России продолжается развитие современной судебной системы. Основные приоритеты при этом — повышение качества судопроизводства, эффективности защиты и восстановления прав граждан в судах. О том, каких результатов достигла судебная система, «СА» рассказал председатель Верховного суда РА Аслан ТРАХОВ.

— Аслан Исмаилович, как вы определяете перспективы развития современного судопроизводства накануне одного из самых значимых событий в жизни судейского сообщества — IX Всероссийского съезда судей, который будет проходить в начале декабря в Москве с вашим участием?

— Можно смело сказать, что с 1991 года, когда началась судебная реформа в России, сделано очень многое для создания прочной, современной и демократической судебной системы. Изменилась сама функция правосудия — суд из карательного органа стал средством защиты прав и законных интересов граждан. Об этом говорят статистические данные. Если в 1992 году судами Адыгеи рассмотрено около 4 тысяч обращений граждан для разрешения спорных вопросов, то за последние годы эта цифра составила около 45 тысяч обращений — рост почти в 11 раз. Это говорит о том, что граждане цивилизованно стали рассматривать свои вопросы в установленном законном порядке. Также в системе назначения наказаний за уголовные преступления в целом по России только каждому третьему осужденному назначается наказание в виде реального лишения свободы, а для значительно большей части реальный срок заменен на альтернативные виды наказания, такие как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы и другие.

Судебная реформа последних двух десятилетий обеспечила справедливость принимаемых судом решений, демократизацию судебной власти и гуманизацию правосудия. В частности, произошло совершенствование административного судопроизводства, способного обеспечить защиту интересов граждан. Введены апелляционные процедуры, а также изменения, направленные на обеспечение прозрачности, публичности и гласности правосудия.

Существенные изменения связаны с формированием единой судебной практики по рассмотрению экономических споров, установлением подведомственности дел, принятием мер по предотвращению коррупции, ужесточением уголовной ответственности за преступления в банковской сфере, совершенствованием процессуального законодательства.

Но, безусловно, остается еще много вопросов, которые, на взгляд организаторов съезда и его участников, необходимо разрешить в ближайшей перспективе. Именно этой теме было посвящено совещание председателей республиканских, областных, краевых судов, окружного военного суда, арбитражных судов Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов и делегатов IX Всероссийского съезда судей от указанных субъектов, которое проводилось в июле в Сочи председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым. В совещании приняли участие и делегаты съезда от Адыгеи.

На отчетно-выборной конференции судей Адыгеи, состоявшейся 27 апреля этого года, делегатами для участия в IX Всероссийском съезде судей от Адыгеи, помимо меня, избраны председатель Конституционного суда Аскер Тлехатук, председатель Арбитражного суда Игорь Дивин, председатель Теучежского районного суда Байзет Шумен, судья Майкопского гарнизонного военного суда Валерий Соломатин, мировой судья Светлана Имгрунт.

— С чем связана работа съезда, какие задачи он ставит и как его решения могут повлиять на граждан?

— Предстоящий Всероссийский съезд судей — это крупное событие не только в жизни судейского корпуса, но и в общественно-политической жизни страны. В подтверждение можно сказать, что традиционно направление дискуссии определяет Президент России. Предварительно от каждого субъекта избираются делегаты для участия в съезде. Это представители более чем 2,5 тысячи федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, мировой юстиции.

К вопросам съезда, помимо совершенствования судоустройства и судопроизводства, относятся формирование кадрового резерва судов, расширение границ гражданского контроля, связанного с работой правозащитных организаций, развитием института уполномоченных, повышением эффективности защиты прав и свобод граждан, в том числе с оказанием бесплатной правовой помощи социально незащищенным слоям населения, введением альтернативных процедур урегулирования споров (медиации), которые у нас пока недостаточно приживаются.

Сегодня существует разветвленная система инстанционности судов от мирового судьи до высших судебных инстанций, которая позволяет обжаловать и пересматривать судебные решения в апелляции, кассации, порядке надзора, если гражданин не согласен с принятым решением.

Другой стороной обеспечения прав граждан являются гласность судопроизводства и доступ к информации о деятельности судов. Стала привычной возможность присутствия физических и юридических лиц, представителей органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ в открытых судебных заседаниях.

Сегодня в судах Адыгеи используются все доступные формы гласности работы, открытости проведения судебных процессов, вынесения приговоров и принятия решений. Анализ показывает, что отношение людей к судебной власти кардинально меняется в лучшую сторону. И это понятно. У современного суда сегодня важная миссия — не карать, а восстанавливать нарушенные права граждан, стоять на защите их законных интересов. На это и направлена деятельность Верховного суда, городских, районных и мировых судей Адыгеи.

За 2015 год в СМИ республики вышли более 300 материалов, рассказывающих о работе судов Адыгеи и наиболее значимых рассмотренных делах, в том числе социальных. На официальных сайтах судов региона размещено более 500 публикаций. В целом можно говорить о том, что в республике уделяется достаточное внимание улучшению информационной открытости судебных органов, прозрачности отправления правосудия, правдивости и объективности отображения в средствах массовой информации деятельности судебных органов. Кроме того, на сайте Верховного суда Республики Адыгея и горрайсудов размещаются все принятые судами решения.

— Аслан Исмаилович, как известно, Всероссийские съезды судей созываются каждые четыре года. Вы принимали участие в V-VIII Всероссийских съездах судей, какие наиболее значимые решения и изменения вы можете определить за этот период?

— Каждый из прошедших съездов судей имеет свое общественное значение. I Всероссийский съезд судей в октябре 1991 года избрал первый состав Совета судей РФ, в последующие годы были утверждены «Положение об органах судейского сообщества», Кодекс чести судьи РФ и другие документы. На VII Всероссийском съезде судей Президент РФ Владимир Путин указал на необходимость повышения правовой культуры в обществе, а вместе с тем и качества информирования граждан о работе судов. На прошлом съезде приняты постановление «О состоянии судебной системы РФ и основных направлениях ее развития» и новый Кодекс судейской этики.

Уже претворена в жизнь инициатива Владимира Путина об объединении Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. В рамках данного этапа судебной реформы внесены поправки в Конституцию РФ, по-новому определяющие полномочия, порядок образования и деятельности объединенного Верховного суда РФ. Принят ряд федеральных законов, нацеленных на достижение эффективности деятельности всей судебной системы. Главное — последовательно преодолеваются те проблемы, которые, собственно, и послужили причиной проведения этих преобразований. Прежде всего, сделаны важные, принципиальные шаги по обеспечению единства толкования норм права и достижения единообразия судебной практики, чтобы граждане и юридические лица знали о существовании единой судебной практики.

И сама жизнь подтвердила, что создание единой высшей инстанции позволило избежать этих противоречий, позволило объединить потенциалы каждой из судебных подсистем и в целом вывести судебную власть на новый уровень развития.

На VIII Всероссийском съезде судей в декабре 2012 года Президент РФ Владимир Путин указал на необходимость завершения процедуры создания административного судопроизводства путем принятия в кратчайшие сроки соответствующего кодекса и формирования специальных судебных составов. Был принят Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), введение которого в действие в сентябре 2015 года позволило в большей степени раскрыть потенциал правосудия в сфере публичных отношений. Граждане получили возможность в полной мере спорить с властью в судебном порядке.

После объединения высших судебных инстанций в ходе активного обсуждения унификации процессуального законодательства разработана концепция единого Гражданского процессуального кодекса РФ. Ее разработчики не оставили без внимания и упрощенные формы гражданского производства — приказное, заочное и упрощенное производство.

В апреле этого года принят федеральный закон, которым вводится упрощенная форма административного судопроизводства по имеющим бесспорный характер административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций — судебный приказ.

Существование упрощенной формы судопроизводства позволяет оперативно рассматривать бесспорные требования и восстанавливать нарушенные права, а кроме того, реализовать принцип процессуальной экономии, сократив материальные затраты на судопроизводство и уменьшив нагрузку на суды.

Реформируется институт присяжных заседателей. Данная необходимость была обозначена главой государства в Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2015 года в связи с тем, что нынешняя система формирования коллегии присяжных также требует совершенствования. По Конституции РФ правом участвовать в осуществлении правосудия обладают граждане, которые наделяются правами судьи во время участия в рассмотрении дел. В результате с 2018 года расширится сфера деятельности судов с участием присяжных заседателей до уровня районных судов. Сейчас идет масштабная подготовка для создания необходимых условий в судах. Этот вопрос наверняка заслужит отдельного внимания на предстоящем съезде.

Еще одной актуальной темой реформы является предполагаемая декриминализация ряда статей Уголовного кодекса РФ. То есть перевод преступлений, не представляющих большой общественной опасности и совершенных впервые, в разряд административных правонарушений. Реакция на такое реформирование, конечно, неоднозначная. Часть экспертов утверждает, что декриминализация этих статей приведет к росту бытового насилия. Но я убежден, как и большинство моих коллег, в том, что либерализация должна коснуться только тех, кто совершил свой проступок в первый и единственный раз, потому что повторное аналогичное правонарушение уже должно привести к уголовной ответственности.

Реформа была предпринята как раз для решения этих задач — эффективной защиты прав, достоинства, собственности граждан нашей страны, для того, чтобы росло их доверие к суду и к судьям. А здесь очень многое зависит от нашего профессионализма, открытости, стремления детально разобраться в деле и вынести законное, справедливое решение.

— Сегодня мы нередко слышим о модернизации судопроизводства. С чем связано это понятие?

– Важной темой является усовершенствование судопроизводства. Актуальными остаются поручения VIII Всероссийского съезда судей относительно развития системы электронного правосудия и повышения уровня информатизации и технической оснащенности судов.

В 2015 году Судебным департаментом при Верховном суде РФ создан Удостоверяющий центр ГАС «Правосудие», аккредитованный Минкомсвязью России. С его помощью федеральные суды и управления Судебного департамента в субъектах России будут оснащаться ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи. Это позволит в ближайшем будущем обеспечить предусмотренную процессуальным законодательством возможность выдачи судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов в электронном виде. Все они будут заверены квалифицированной электронной подписью, что позволит говорить о внедрении в практику судопроизводства юридически значимого электронного документооборота.

Создаются необходимые условия для создания комплексов сканирования и хранения электронных образцов судебных документов, перевода судебных архивов в электронный вид. С 2018 года планируется повсеместное использование судами программы аудиофиксации хода судебного процесса, что, с одной стороны, требует определенных затрат, а с другой — обеспечивает независимость судебной власти и дополнительные возможности для реализации прав граждан, усиления ответственности.

Кроме того, под модернизацией можно понимать и создание условий для участников судебных процессов, в том числе обеспечивающих доступ к правосудию маломобильных групп населения. Сегодня уже нельзя представить существование судебной системы без интернет-сайтов, информационных киосков и табло, системы видео-конференц-связи и смс-оповещения. Все это значительно облегчает доступ к правосудию и судебной информации.

— Как реализуются полномочия съезда на уровне субъекта?

– Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.

В Адыгее, как и в других субъектах страны, сформированы и действуют органы судейского сообщества, которые переизбираются раз в четыре года.

В соответствии с условиями Федерального закона от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» избранные составы осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.

Сейчас, оценивая работу на уровне региона, есть все основания считать, что это было время динамичного и плодотворного развития судебной системы республики, причем по всем основным направлениям: в плане качества работы, доступности и открытости судов, защиты законных прав граждан и улучшения материально-технического снабжения и обеспечения деятельности судов.

Можно отметить, что работа органов судейского сообщества способствует совершенствованию судейского корпуса, повышению эффективности квалификационной аттестации судей как фактора их профессионального роста. Учитывая, что ст. 46 и 47 Конституции РФ гарантируют каждому право на судебную защиту в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

На протяжении нескольких лет, как было сказано выше, сохраняется тенденция к постоянному увеличению числа граждан, обращающихся в суды за разрешением своих споров, защитой прав и свобод. При этом подавляющее большинство лиц, а это около 90% обратившихся в судебные инстанции, находят правовую защиту.

Елена Маркова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея