Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Запрет на импорт аграрной продукции из Евросоюза и США создал на российском продуктовом рынке непростую ситуацию. По непреложным законам экономики естественным следствием снижения импорта и последующего ослабления предложения на национальном продовольственном рынке должен стать рост цен. Предвидя подобное, руководство страны приняло меры для сдерживания необоснованного удорожания социально значимых товаров. Причем в официальной лексике зазвучали слова, не слышанные со времен СССР и планового хозяйства, вроде поручений «не допустить спекулятивных проявлений». 

Применительно к Адыгее рост цен на продукты, импорт которых был запрещен, сдерживать удается. Об этом журналистам республиканских СМИ в ходе пресс-конференции рассказал руководитель регионального управления УФАС Аслан Кубашичев. Он напомнил, что регулирование цен в условиях рыночной экономики — процесс весьма деликатный. Это тот случай, когда нельзя перегнуть палку. Важно в интересах потребителей сдержать «аппетиты» бизнеса, который, естественно, пожелает воспользоваться ситуацией для получения прибыли. Но не менее важно сохранить возможности для развития предпринимательской инициативы, обеспечить развитие собственной пищевой индустрии. А применительно к нашей республике задачу усложняет еще и недостаточный уровень самообеспечения региона по продовольствию.

— В целом значительная масса продуктов завозится в Адыгею из других регионов. Среди них такие социально значимые, как мясо птицы, яйцо, молоко, мука. Заставлять торговать по сниженным ценам в такой ситуации чревато тем, что нужные нам товары будут отгружены не в Адыгею, а на те рынки, где сложились более высокие цены. За этим может последовать уже дефицит, — подчеркнул Аслан Кубашичев. — Но вместе с тем продовольственные товары, попавшие под санкции, вполне могут быть заменены собственными продуктами.

Ввиду запрета на импорт продовольствия под контроль Антимонопольной службы попали цены не на все продовольственные товары, а только на те, закупки которых на мировом рынке были ограничены. Это 11 наименований продовольствия и отнюдь не деликатесы. В перечень вошли говядина и свинина (за исключением бескостного мяса), куры (кроме окорочков), мороженая неразделанная рыба, сливочное масло, питьевое молоко, картофель, капуста, репчатый лук, морковь, яблоки. Рост цен на эти товары сдерживать удается. Для координации усилий в этом направлении в регионе создан Штаб по мониторингу цен под председательством Главы республики Аслана Тхакушинова. 

На территории региона пристальное внимание уделено отпускным ценам трех предприятий, продукция которых имеет значительную долю на рынке Адыгеи. Это молзаводы «Адыгейский» и «Гиагинский», а также производитель свинины «Киево-Жураки». Подобное внимание к крупным производителям продовольствия оправданно. Пример из общероссийской практики. Ранее птицеводы призывали ограничить импорт, обещая, что, избавившись от зарубежных конкурентов, завалят рынок страны своей продукцией. А сейчас курятина дорожает быстрее всего. Был сокращен импорт говядины и свинины для нужд переработчиков мяса. После этого птицеводам стало выгодно массово сбывать продукцию в качестве сырья для колбас, а не в виде охлажденных и замороженных тушек для домохозяек. И вновь заработал закон спроса и предложения — чем меньше на рынке товара при сохранении спроса на него, тем выше цены. Возникают вопросы к производителям и в Адыгее. 

— Коллеги из Московской области уведомили нас о том, что в августе текущего года один из производителей молочной продукции нашего региона сообщил партнерам о намерении увеличить отпускную цену на 20%. Предприятие «Киево-Жураки» также пыталось увеличить отпускные цены на 5,6%. Были приняты меры, и вопросы были сняты. Поэтому в целом ситуация остается стабильной, — привел примеры Аслан Кубашичев. — Никто не заставляет производителей производить необоснованное снижение цен и работать в убыток. Пожалуйста, работайте с рентабельностью. Рост цен, если он происходит, должен быть экономически обоснованным.

В список подлежащих мониторингу продуктов не попали иные социально значимые товары, такие как хлеб, яйца. Россия их не импортирует, и, соответственно, их нехватки на рынке быть не должно. Но и здесь также не исключено удорожание. Примечательно, что за последнее время в торговых сетях региона резко подорожали цитрусовые. Кроме того, закон о торговле не регулирует продажи, к примеру, на колхозных, потребительских рынках, а лишь в торговых сетях. 

УФАС по РА следит за отпускными ценами продовольственных товаров при их производстве в Адыгее. Но потребителя интересуют не отпускные цены, не уровень торговой надбавки, а конкретно то, сколько стоит товар в торговой сети. Не должно выйти так, что под контролем будут цены производителей, но стоимость товаров для потребителей на полках магазинов будет расти. 

— Грядет серьезный разговор с сетевиками. На федеральном уровне идет разработка кодекса добросовестных практик для крупных ретейлеров. На уровне региона предстоит добиваться того, чтобы торговые сети шире включали в свой ассортимент продукты местных производителей, — добавил руководитель регионального УФАС.

КСТАТИ

Закон о торговле регулирует деятельность торговых сетей, стремясь сдержать желание большого бизнеса бесконтрольно повышать цены. На практике крупные фирмы ищут пути, чтобы обойти ограничения. К примеру, если установить максимальную торговую надбавку на те или иные товары, сразу найдутся желающие пустить товар через цепочку поставщиков, чтобы завысить отпускные цены для себя, отсчитывая затем «законные» проценты торговой надбавки с более высокой базы. Или чтобы избежать претензий в том, что рост цен обусловлен сговором, повышение идет по цепочке — первую неделю поменял ценники один продавец, следующую — другой и так далее. 

Но, с другой стороны, есть способы усилить конкуренцию на продовольственном рынке, заставив крупных игроков пойти на снижение цен. Для этого необходимо реально воплотить в жизнь старую идею о том, что мелкие сельхозпроизводители и хозяева подсобных хозяйств должны иметь возможность реализовывать на рынках выращенное своими руками. Это избавит конечного потребителя от необходимости переплачивать перекупщикам. Разговоры об этом идут давно, но на практике, как говорят эксперты, попытки воплотить это в жизнь превратились по большому счету в фикцию. Доходит до того, что торговые ряды на рынках выкупают отдельные лица, которые ставят за прилавки своих работников. Простому фермеру напрямую к покупателю пробиться сложно. Еще одна перспективная идея — использовать автолавки, которые будут перемещаться по дворам многоквартирных домов, предлагая гражданам сельхозпродукцию. Естественно, стоит продолжать практику проведения ярмарок выходного дня. Здесь производители могут получать льготы, но взамен должны держать цены на приемлемом уровне.

Дмитрий Кизянов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея