Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сельское хозяйство — важная отрасль материального производства, которая связана с другими отраслями национальной экономики. Поэтому управление сельским хозяйством — многогранная деятельность всех государственных органов, так как сами преобразования в сельском хозяйстве инициированы государством.

В настоящее время российское сельское хозяйство находится на переходном к рыночным отношениям этапе развития. По-прежнему актуальным остается рациональное распределение функций управления между федеральным центром и региональными органами власти, которые, в свою очередь, обеспечивают развитие сельского хозяйства, а также его нормативное правовое регулирование.

Конституция Российской Федерации занимает первый, верхний уровень системы источников законодательства в сфере сельского хозяйства и имеет высшую юридическую силу.

Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации ничего не упоминается о сельскохозяйственной деятельности и законодательстве, регулирующем складывающиеся здесь общественные отношения. Однако в ней упоминаются земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации они отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды содержат нормы, которые регулируют общественные отношения, которые непосредственно связаны с сельскохозяйственным производством. В свою очередь, сельскохозяйственное производство оказывает влияние на всю околоземную экологическую систему, поскольку использует биологические ресурсы.

Кроме того, на основании пунктов «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Конституция Российской Федерации составляет фундамент для формирования и развития законодательства в сфере сельского хозяйства.

К законодательству в указанной сфере также относятся федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие данные правоотношения.

Из анализа федерального законодательства в сфере сельского хозяйства в его системном единстве можно сделать вывод, что в России принято и принимается значительное число нормативных актов — федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как всецело направленных на осуществление земельной и аграрной реформ в стране, так и регулирующих сферу сельского хозяйства отдельными нормами.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея проведен анализ нормативных правовых актов Республики Адыгея в указанной сфере общественных отношений, в ходе которого установлено следующее.

Так, по состоянию на 8 ноября 2016 года в федеральном регистре нормативных правовых актов содержится 29 нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере сельского хозяйства.

Данные нормативные правовые акты по видам издавших их органов государственной власти подразделяются следующим образом:

— 3 Закона Республики Адыгея;

— 2 Указа Главы Республики Адыгея;

— 10 Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея;

— 14 актов иных органов государственной власти Республики Адыгея.

В результате проведенного анализа нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений несоответствия действующему федеральному законодательству и коррупциогенные факторы выявлены не были.

Кроме того, в рассматриваемой сфере правоотношений действует 15 актов ненормативного характера.

По результатам проведенного мониторинга установлено, что изданными в Республике Адыгея 29 нормативными правовыми актами реализована большая часть полномочий органов государственной власти в рассматриваемой сфере правоотношений.

Вместе с тем на сегодняшний день в нормативных правовых актах Республики Адыгея не нашли своего правового закрепления следующие полномочия, предоставленные федеральным законодательством субъектам Российской Федерации:

— Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области племенного животноводства устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 15.1 Федерального закона от 3 августа 1995 года №123-ФЗ «О племенном животноводстве»).

— Порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2011 года №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»).

Таким образом, порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Однако следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее общие требования, в соответствии с которыми устанавливается порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, до настоящего времени не принято.

— Определение числа поколений репродукционных семян осуществляется территориальными органами, специально уполномоченными федеральным органом управления сельским хозяйством или соответствующими органами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ «О семеноводстве»).

По результатам проведенного мониторинга законодательства Республики Адыгея можно сделать вывод, что органы государственной власти республики ведут активную работу в сфере сельского хозяйства путем принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

Л.B.Мегрикьян, главный специалист-эксперт отдела законодательства Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея