Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Коллективу Яблоновской поликлиники приходится бороться не только за здоровье населения, но и за правду Согласно современной стратегии развития здравоохранения основной упор сегодня должен делаться на первичное звено — поликлиники и ФАПы. Такая практика распространена во всем мире: 70% больных проходят именно амбулаторное лечение. Этой стратегии придерживаются и республиканские власти.

 Безусловно, сегодня материально-техническая база первичного звена оставляет желать лучшего, поэтому мы работаем над изменением ситуации. Наша работа направлена именно на улучшение условий в первичном звене: мы ремонтируем поликлиники, оснащаем их необходимым оборудованием, систематизируем работу в них. Одной из наболевших проблем в этой сфере является также замена автопарка, этому вопросу мы уделим уже в текущем году особое внимание, — рассказал в одном из интервью «СА» Министр здравоохранения Рустем Меретуков.

И первые уверенные шаги в этом направлении, действительно, уже делаются: принимаются активные меры по устранению очередей, в рамках модернизации здравоохранения медучреждения оснащаются необходимым компьютерным оборудованием, активно внедряется новые удобные услуги, в частности, электронная запись на прием, медучреждения постепенно становятся по-настоящему современными.

Одной из образцовых поликлиник республики, по словам Министра здравоохранения Адыгеи, должна была стать открытая в 2010 году Яблоновская поликлиника. Это отвечающее всем требованиям времени здание, в котором ежедневно около 800 человек могут получить квалифицированную медицинскую помощь в 9 специализированных отделениях, а также в дневном стационаре, рассчитанном на 50 коек. Однако при всем благополучии технических аспектов в поликлинике далеко не все в порядке: в различные инстанции поступает немалое число писем с жалобами. И усложняет ситуацию то, что изложенные в разных жалобах мнения диаметрально противоположны.

Мы решили разобраться в этой непростой ситуации и отправились в поликлинику, чтобы пообщаться с коллективом и все-таки ответить на извечный вопрос: кто виноват?

Дайте жалобную книгу

Главную цель нашего визита изначально озвучивать мы не стали — просто интересовались у медработников тем, какие на сегодняшний день в поликлинике существуют проблемы. К слову, большинство людей, с которыми нам удалось пообщаться, были очень рады приезду корреспондента, и вместо ожидаемых нами жалоб на небольшую зарплату, устаревшее оборудование и необходимость ремонта говорили совсем о других вещах:

— Конечно, у поликлиники есть и материально-технические проблемы. Но это своего рода производство, а на каком производстве нет проблем? Условно говоря, три года назад какое-либо оборудование, например, было инновационным, а сегодня, в век технического прогресса, идущего такими быстрыми темпами, оно уже устарело и, естественно, требует замены. Но это текущие вопросы, которые находятся на контроле и нашего руководства, и республиканского. Важнее другое — решать эти текущие вопросы просто нет времени: главный врач из-за неоправданных жалоб целый день ходит с отчетами из одной инстанции в другую — когда ей решать производственные дела? — эмоционально поделилась мнением одна из сотрудниц поликлиники.

«Мать мафии»?

Действительно, самая большая ответственность за любое учреждение и происходящие в нем перипетии лежит на руководителе. Яблоновской поликлиникой вот уже полтора года руководит перспективный квалифицированный специалист Лейла Басте. К моменту ее вступления в должность у поликлиники, прямо скажем, положение было не завидным: по результатам финансовой проверки было выявлено немало нарушений, из-за которых предыдущий главврач был отстранен от должности. За медучреждением был закреплен огромный долг, по которому Лейле Басте удалось расплатиться, в результате в поликлинике был наведен порядок. Но такое положение дел устроило не всех представителей коллектива — главврача в одном из доносов оклеймили «матерью мафии», обвинив в нецелевом использовании средств, превышении должностных полномочий и других нарушениях.

Конечно, ситуация, когда руководитель какого-либо учреждения пользуется своим положением в личных целях, сегодня не редкость. И, возможно, стоило бы усомниться в открытости действий Лейлы Басте, но налицо и другой факт: работники, которые всю жизнь трудятся в этой поликлинике, утверждают, что история с жалобами и следующей за ними неразберихой длится уже много лет. И предыдущие главврачи обвинялись в тех же самых «злодеяниях».

— Началась вся эта эпопея еще задолго до вступления в должность Лейлы Аскеровны. Раньше на дверях и заборах писали, как казалось этим людям, правдивые лозунги, сейчас вот до средств массовой информации и правоохранительных органов добрались. Встает один важный вопрос: не могут же все главврачи плохими быть? Абсурд какой-то: у меня под кабинетом толпы людей с острой болью, а мне некогда их лечить, потому что приходится в каких-то разбирательствах участвовать, — возмущается сотрудник поликлиники с 30-летним стажем.

Складывается впечатление, что дело здесь совсем не в некомпетентности и превышении должностных полномочий главного врача, на которые ссылаются авторы бесконечных писем с жалобами, а в нездоровых амбициях и личных обидах людей, которые в силу каких-то причин не смогли реализовать себя, работая в этой поликлинике, в той степени, в которой им хотелось бы.

За что воюем?

Только за год в поликлинике в связи с жалобами провели по несколько проверок такие организации, как УБЭБ, Трудовая инспекция, Минздрав, Росздравнадзор, а также Уполномоченный по правам человека в Адыгее. По результатам этих проверок все жалобы были признаны необоснованными.

Вот и получается, что многие факты, на которые ссылаются авторы жалоб, кстати, тоже медработники, как говорится, просто притянуты за уши. В частности, в одном из писем сотрудник поликлиники обвиняется в том, что использует служебный транспорт в личных целях. Сотрудник этот — штатный механик, график работы у которого, по сути, ненормированный — работать ему приходится зачастую даже глубокой ночью.

— Меня обвинили в том, что я разъезжаю на служебном автомобиле, — рассказывает механик поликлиники. — Но эти люди упускают тот факт, что автомобиль «скорой» может сломаться в любое время суток на любом участке дороги, и в мои обязанности входит приехать и починить его. Мне приходилось и в 2 часа ночи выезжать, и разве это означает, что служебная машина, на которой мне приходится выезжать, в моем личном пользовании находится?

Доходит дело даже до спланированных «подстав» своих же коллег, подделывания подписей и т.д. Официально все эти моменты пока не доказаны, но в условиях сложившейся в поликлинике обстановки у большинства работников не остается сомнений в том, чьих это дело рук. А самое главное то, что все эта негативная обстановка неминуемо отражается и на пациентах поликлиники.

— Замарали поликлинику настолько всеми этими слухами, что большинство пациентов уже заранее приходят на прием озлобленные: «Знаем мы, что у вас тут творится, как вы тут вместо того, чтобы лечить, деньги отмываете…» Естественно, контакт установить с такими людьми не так просто, а для качественного лечения это просто необходимо, — делится другой сотрудник.

— Знаете, горе-авторы этих бесконечных жалоб апеллируют к тому, что их доносы — коллективное мнение. Однако, по-моему, мнение пяти человек, некоторые из которых уже даже не работают в поликлинике, — это не мнение коллектива. В нашем штате 240 сотрудников. Спросите у любого, подходил ли кто-либо к нему с предложением подписаться хотя бы под одним из этих писем? Все ответят отрицательно. И ссылаться на коллективное мнение в этой ситуации — это как минимум нечестно, — вступил в разговор еще один медработник. — У нас непростой район: мы находимся по соседству с Краснодаром, где требования к медицинским услугам предъявляются высочайшие. Мы должны быть на уровне, и для этого у нас есть и возможности, и силы, и желание. Нет только времени, потому что все оно уходит на решение этих по сути абсурдных вопросов, и страдают от этого люди, не имеющие никакого отношения к этим разбирательствам, — наши пациенты. Поэтому и недоверие многих из них понятно.

Действительно, человеческая психика такова, что все мы склонны верить тому, о чем говорят чаще и больше, тем более если дело касается наболевших вопросов. А вопросы здравоохранения в нашей стране действительно наболевшие. Однако люди, которые однажды дали клятву Гиппократа, просто не имеют права думать о чем-то, кроме помощи, которую они должны оказывать нуждающихся в ней людям. И обстановка в медицинском учреждении просто не может быть похожей на военную: люди приходят сюда со своими бедами и доверяют медикам самое дорогое, что у них есть, — свое здоровье, свою жизнь.

— Я приемлю критику, но только ту, которая помогает работе, а не мешает ей, — прокомментировала сложившуюся в поликлинике ситуация Лейла Басте. — То, что происходит сейчас, расстраивает рабочую обстановку, отнимает время, которое правильно было бы посвящать нашим пациентам.

Сложившейся в поликлинике ситуацией обеспокоены республиканские власти. В ходе одной из рабочих встреч Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов обратил внимание на необходимости скорейшего наведения порядка в поликлинике Яблоновского, откуда поступает много жалоб пациентов. Министр здравоохранения Рустем Меретуков заверил, что проблемы находятся на контроле и меры по их урегулированию уже принимаются.

Чтобы решить какую-то проблему, в ней нужно просто разобраться, посмотреть на нее с разных позиций, а не только с той, которая выгодна конкретному человеку. И в этой ситуации не стоит кого-либо критиковать: критика, конечно, важна — именно она в какой-то мере является инструментом совершенствования. Но любая критика должна быть конструктивной. А если это критика ради самой критики, то это, пожалуй, уже нарушение определенных норм. Профессиональных, моральных, этических.

Юлия Мельникова

18.04.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+