Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

29 апреля весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник — Международный день танца. Он празднуется с 1982 года в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».

В Адыгее истоки профессиональной национального танца получили развитие в ансамбле «Нальмэс» — в настоящее время ведущем хореографическом коллективе не только республики, но и Северного Кавказа.

Одним из легендарных танцоров прошлого века был Юсуф Хаджаев — основатель танцевальной династии. Сегодня ансамбль возглавляет его внук — заслуженный артист Адыгеи и Кубани Аслан Хаджаев. Однако пост свой он получил отнюдь не благодаря известной фамилии. Для 40 лет у него на зависть богатая творческая биография, в которой, шутка ли, танцу отдано 35 лет! Танец — это вся жизнь, и даже больше для человека, который начал танцевать чуть ли не раньше, чем ходить.

Сын солистов «Нальмэса» Мурадина и Марзият Хаджаевых в прямом смысле слова рос за кулисами. А первый выход на сцену в составе прославленного ансамбля состоялся в пятилетнем возрасте! Как признается Аслан, у него и выбора-то особого не было. Судьбой ему было предрешено продолжать семейную династию. Правда, было не легко — на плечах лежала ответственность за фамилию, да и отец с дедом спуску не давали. Студентом Майкопского училища искусств он стал уже в 12 лет. Как и все практики, теоретические дисциплины особо не жаловал, потому приходилось заставлять себя учиться отлично. Тем более что в награду за хорошую учебу в дни каникул родители брали его с собой на гастроли «Нальмэса».

Пока родители были в отъезде, воспитанием Аслана занимался дед Юсуф — это его фотография сейчас стоит на рабочем столе худрука «Нальмэса». Он учил внука не только танцевать, но и быть ответственным к своему делу и всегда идти до конца. Детство у мальчика было не таким, как у других детей. Когда в праздник все дети шли в парк гулять, Аслан, одетый в черкеску, как всегда, шел танцевать. Неужели ни разу за всю жизнь не возникло внутреннего протеста против дела, которое отнимает все время?

— Я никогда не мечтал стать, например, летчиком или космонавтом. Сколько себя помню, всегда была стабильная цель — стать танцовщиком. Все мечты так или иначе были связаны с хореографией, — рассказывает Аслан.

В 1991 году он окончил училище и начал карьеру профессионального артиста в только что образованном коллективе «Исламей». Спустя два года резко поменял направление — с национального адыгского танца на казачий народный. Молодого артиста пригласили в Кубанский казачий хор, попасть в состав которого было очень престижно, в принципе, как и сегодня. Поменять профиль оказалось совсем не сложно. К счастью, у него были очень хорошие педагоги.

Аслан окунулся в кубанский колорит и на 11 лет его сценическим костюмом стали широкие шаровары и расшитая крестом рубаха. Он отдавал танцу всего себя, а потому очень скоро ему было присвоено первое, а потому самое ценное, почетное звание — заслуженный артист Кубани. Аслану на тот момент было всего 20 лет.

География гастролей Кубанского казачьего хора в те годы была не сравнима ни с одним коллективом. Он выступал с коллективом в 24 странах мира, в том числе таких экзотических, как Южная Африка, Морокко, Мексика. Не был только на Северном полюсе и в Австралии.

На первых же гастролях с хором в Москве у Аслана выпал шанс исполнить мечту детства — попасть в ансамбль танца имени Игоря Моисеева. И судьба подарила ему счастливый билет. А дело было так. Молодой, но амбициозный, услышав от товарища фразу, что дорога в ансамбль Моисеева открыта только избранным, Аслан решил всем, и самому себе в том числе доказать, что он — как раз из их числа. Как говорят сегодня, на кастинг с ним пошел весь мужской состав хора, поддержать коллегу. Буквально 20 минут выступления хватило, что бы ему сказали заветные слова: вы нам подходите. Счастливый, весь на эмоциях, он позвонил отцу, поделился радостью с руководителями Кубанского казачьего хора. Но на душе было какое-то легкое опустошение. Готовился к этому событию всю жизнь, и вот оно свершилось. А радости почему-то нет. А о чем же мечтать дальше? Решающую роль сыграли слова главного балетмейстера Кубанского казачьего хора Николая Кубаря: «У нас тебе все дороги открыты, ты на хорошем счету. Обещаем, ты увидишь весь мир. А что ждет в ансамбле Моисеева, неизвестно. Готов ты поменять синицу в руках на журавля в небе?» И Аслан не вернулся в Москву.

— Я ни разу не пожалел о своем решении. Годы в Кубанском казачьем хоре стали лучшими в моей молодости. Единственное, о чем сейчас есть сожаление, что в трудовую книжку не успели внести запись о том, что в ансамбль имени Моисеева принят я все-таки был, — говорит артист.

В 2001 году он вновь кардинально поменял направление хореографической деятельности. Получив приглашение в Российскую цирковую компанию в Москве, он не смог удержаться от соблазна попробовать себя в чем-то новом. Хотя возраст для того, чтобы все начинать с нуля, был уже предельный — 28 лет. Да и подготовка требовалась несколько иная: в цирке надо быть скорее спортсменом. Но не тот характер у Аслана Хаджаева, что бы не одолеть очередную вершину! «У меня все получится» — это жизненное кредо артиста.

В цирке Аслан занимался джигитовкой. Джигитовка на лошади — это скорость, драйв и бешенный адреналин. Это, пожалуй, один из самых сложных и опасных жанров, в которых артист работает без страховки, а его жизнь не зависит от него самого. Каждый раз, выезжая на манеж, не знаешь, доживешь ли до конца номера или лошадь покинет арену одна… Не одну травму он «наскакал» за годы на манеже.

Вскоре Аслана как профессионального постановщика пригласили работать в Японию, в знаменитую цирковую компанию «Bolshoi Circus». «Скифы» были первым и одним из лучших номеров, поставленных им в Стране восходящего солнца, и уже восьмой сезон этот номер идет с аншлагом.

11 лет его жизни были связаны с цирком, но он оставлял и национальную хореографию. Параллельно работал преподавателем хореографии в родном учебном заведении — Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х.Тхабисимова. В бешенном графике Аслан Хаджаев находил время и работал в «Нальмэсе» балетмейстером-постановщиком. Правда, совмещать получалось не всегда, поэтому «Нальмэс» был на время оставлен.

Следующим этапом карьеры Аслана Хаджаева было возвращение в ведущий хореографический коллектив Адыгеи уже в качестве художественного руководителя. Представлять артистам новое руководство было не нужно — все его помнят как своего коллегу. Однако в работе Аслан, как и его отец, довольно жесткий и требовательный. Но при этом, он оптимист и из любой ситуации всегда видит выход. Тем более сейчас, когда ансамблю уделяется особое внимание со стороны руководства республики, глобальных проблем в коллективе нет. Недавно «Нальмэс» стал обладателем нового автобуса, а это значит, поездки на гастроли для артистов станут комфортнее. А гастрольный график у «Нальмэса» такой, что вздохнуть некогда — до двух десятков концертов в месяц! И на каждом выступлении присутствует художественный руководитель, чтобы видеть недочеты и их устранить. Личная жизнь у него отсутствует — все время отдано коллективу. Но такой характер у всех Хаджаевых — все, что касается работы, должно быть выполнено на высшем уровне.

«Нальмэс» самобытный и очень зрелищный коллектив, ему есть чем удивить любого, даже самого притязательного зрителя. Творческих планов, касающихся пополнения репертуара «Нальмэса», не мало, но Аслан не любит быть голословным. «Сделаем — покажем», — говорит он.

У Аслана всегда был крепкий тыл. Супруга Ирина — тоже хореограф, стремления мужа прекрасно всегда понимала, поддерживала его и даже некоторое время работала вместе с ним в компании «Bolshoi Circus». Продолжают семейную традицию и сыновья. Младший Даниэль занимается в ансамбле «Зори Майкопа», а старший Иланд учится на хореографическом отделении в колледже искусств. На них теперь тоже лежит ответственность за дело, которому посвятили жизнь его предки — прадед, дед и отец. А значит, семейной традиции суждено жить и продолжаться.

Елена Маркова

28 и 30 апреля в Концертном зале «Нальмэс» пройдет хореографический фестиваль «В ритмах народного танца», посвященный Международному дню танца. 28 апреля на сцену выйдут профессиональные и самодеятельные коллективы Майкопа и районов Адыгеи, а 30 апреля своих поклонников порадует обновленной программой Государственный академический ансамбль народного танца «Нальмэс».

26.04.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+