Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В результате взрыва, произошедшего на атомной электростанции 26 апреля 1986 года, были вынуждены покинуть свои дома около полумиллиона человек. Прямо или косвенно пострадали в этой страшной аварии более 9 млн. человек. Наибольшему риску радиактивного облучения после взрыва подверглись люди, непосредственно проводившие экстренные меры по ликвидации последствий аварии.

По данным ВОЗ, число ликвидиторов составило в общей сложности около 800 тыс. человек, из которых 350 тысяч — это граждане России. Из них около 80 процентов являются инвалидами, более 50 тысяч ликвидаторов уже ушли из жизни. Вот такой страшной ценой человечество расплачивается за техногенную катастрофу.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС во внешнюю среду поступило 50 млн. различных радионуклидов. Загрязненность территорий составляет более 42 тысяч квадратных километров на Украине, свыше 46 тысяч — в Белоруссии, 57 тысяч — территории российских областей и городов.

В период с 1986 по 1990 годы на ликвидацию Чернобыльской аварии от Республики Адыгея было направлено более 800 офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат срочной службы, а также призванных из запаса, получивших впоследствии звание «атомные» солдаты. Около 300 майкопчан участвовали в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В Республике Адыгея на 1 сентября 2014 года ушло из жизни 304 чернобыльца, из них 194 майкопчанина.

— Вот такой грустной, горькой статистикой встречаем мы 28-ю годовщину Чернобыльской трагедии, — сказала в нашей беседе накануне скорбной даты председатель Адыгейского республиканского отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» Любовь Максимовна Нуриахмедова. Для нее этот день навсегда врезался в память. Вместе с супругом, врачом травматологом, они приехали работать в 1971 году на еще только строящуюся Чернобыльскую АЭС. Получили квартиру в Припяти. Любовь Максимовна вспоминает, каким красивым и уютным был их город: весь в розариях, в цветах, зелени. Несколько лет Припять занимала 1-е место по благоустройству. В мае 1986 года горожане собирались широко отмечать 15-летие Припяти, уже была готова концертная программа.

Помнит Любовь Максимовна и это страшное утро. Вначале раздался какой-то хлопок, затем по крышам домов, по подоконникам что-то застучало. Горожане подумали — дождь с градом. Супруга Любови Максимовны, Мунира Гариевича, тут же срочно вызвали на работу. Она видела, как бледнело его лицо, когда он разговаривал с кем-то по телефону. Спросила: «Что случилось?». Он ответил: «Самое страшное ЧП».

Насколько это ЧП окажется катастрофическим, тогда еще никто не знал и даже не догадывался.

Никто во всем мире ранее не сталкивался с подобным. Началась невиданная в истории войн битва за Чернобыль. В стране была проведена мобилизация, началась эвакуация жителей из зараженных радиацией районов. Наша Россия бросила все силы для того, чтобы закрыть саркофагом взорвавшийся энергоблок, не допустить взрывов соседних энергоблоков, провести дезактивацию местности — огромной территории, и все это — в максимально сжатые сроки.

Именно наши «атомные» солдаты, все, кто принимал участие в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, справились с поставленной задачей, жертвуя своей жизнью, здоровьем. Масштабы этой чудовищной катастрофы могли быть неизмеримо больше, если бы не мужество, героизм и отвага ликвидаторов.

Мунир Гариевич, супруг Любови Максимовны, с самого первого дня практически круглосуточно дежурил в медсанбате N126, оперировал пострадвших пожарников. Даже когда его личный дозиметр «зашкаливал», он, чуть отдохнув, шел на дежурство, потому что был человек долга и не мог поступить иначе.

В 1986 году М.Г.Нуриахмедова наградили медалью «За спасение погибавших». До вручения Ордена Мужества он не дожил. Как говорят сами ликвидаторы, с годами эхо Чернобыля все громче и слышнее. С каждым годом редеют ряды ликвидаторов этой страшной аварии.

У Любовь Максимовны ксть данные с горестными сведениями: Майкоп — призывалось 290 человек, 102 человека ушло из жизни; Майкопский район — призывалось 121, умерло 68, Кошехабльский — призывалось 78 человек, умерло 37, Шовгеновский — из 30 призвавшихся каждый второй ушел из жизни. Средний возраст тех, кто пожертвовал своим здоровьем и жизнью в борьбе с оказавшимся далеко не мирным автомом, 50 лет.

Любовь Нуриахметова возглавляет Адыгейское региональное отделение Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» с июля 2013 года, когда скоропостижно ушел из жизни бесменный лидер чернобыльцев Валерий Михайлович Евдачков. Он принимал участие в ликвидации аварии с апреля по июнь 1987 года в должности начальника связи полка ГО. Участвовал в дезактивации помещений станции и прилегающей к ней территории. Это был удивительной души человек, прекрасный организатор. Под его руководством и с его личным участием шел сбор материалов, а затем и выход в 2010 году книги «Чернобыльцы Адыгеи: подвиги и память». В предисловие книги вынесено изречение: «Тысячам, которым обязаны миллионы, посвящается». Это и с его участием возводился мемориальный комплекс памяти ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы. Именно Евдачков «выбил» под штаб чернобыльцев это помещение, где ныне располагается правление Адыгейского регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» и куда ликвидаторы и члены их семей идут за помощью и советом, зная точно — каждая их жалоба будет услышана и взята на заметку.

Интересуюсь у Любови Максимовны планами работы.

— Пунктов в этом плане немало, только практически все упирается в отсутствие финансирования, — вздыхает она. — Года два назад мы выпускали свое печатное издание — газету. Теперь уже не можем этого позволить. Мы подготовили предложения к Правительству Республики Адыгея по увековечиванию памяти чернобыльской трагедии, планируем к 30-летию аварии в Чернобыле издать Книгу Памяти героев-ликвидаторов. И дай Бог, чтобы в их жизни таких весен, как нынешняя, 28-я — со дня аварии было еще очень и очень много.

Валерия Ломешина

26.04.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+