Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Больше месяца назад приказом Министерства образования и науки республики директором Адыгейского педагогического колледжа им.Х.Андрухаева был назначен Мурат Кагазежев, сменивший на этом посту заслуженного работника народного образования РА Казбека Ачмиза. Первое интервью Мурат Нурбиевич дал нашей газете, рассказал о своем видении дальнейшего развития старейшего учебного заведения Адыгеи, уже принятых решениях и ближайших перспективах.

— Мурат Нурбиевич, когда на руководящую должность приходит новый человек, от него всегда ждут перемен. Наверное, мы не ошибемся, если предположим, что с вашим приходом в педколледже последуют изменения, чего они коснуться в первую очередь?

— Оказаться в роли директора Адыгейского педагогического колледжа им.Х.Андрухаева — большая ответственность. Это одно из старейших учебных заведений республики. В следующем году колледж отметит свое 90-летие. Это серьезная дата. За эти годы колледж выпустил более 12 тысяч выпускников, которые прославили нашу республику в разных сферах — и на т рудовом фронте, и на войне: из этих стен вышли четыре Героя Советского Союза, среди которых и Хусен Андрухаев, чье имя носит педколледж. Мы гордимся этим.

Одно из первых мероприятий, в которых я принял участие в колледже в качестве директора, был день встречи выпускников 25 марта — день основания колледжа, его 89 годовщина. Поразили те теплота и доброта, которыми было проникнуто это событие. Люди, окончившие колледж 50 и более лет назад, приходили, встречались, общались, вспоминали годы, которые они провели в этих стенах. Это дорогого стоит.

Учебное заведение опирается на лучшие свои традиции. Все это должно быть сохранено и приумножено. В то же время мы не имеем права почивать на всем готовом. На сегодняшний день колледж реализует образовательные услуги по подготовке специалистов для дошкольного образования и начальной школы, в том числе «коррекционная педагогика в начальном образовании». Кроме этого есть специальность «библиотековедение» заочной формы обучения. Это наша база.

Та моноподготовка, которая шла в колледже долгие годы, была, безусловно, оправданна: учреждение готовило для региона необходимые педагогические кадры. Но время изменилось, и это подталкивает нас к тому, чтобы мы оказывали образовательные услуги, пользующиеся спросом в республике в настоящее время. Поэтому сегодня мы готовим пакет документов на получение лицензий для открытия двух новых специальностей. Первая — это «дизайн в отрасли культуры и искусства». Выпускник будет получать специальность «дизайнер, преподаватель». Таким образом, мы не отходим от подготовки педагогических кадров. Дизайнеры готовятся и в других учебных заведениях, в частности в МГГТК АГУ, но там готовят дизайнера для промышленных отраслей — транспортных средств, ландшафтного дизайна, моделирования одежды. У нас будет другое направление — дизайн и художественное оформление печатной продукции, дизайн среды, в том числе и образовательной. Наш выпускник сможет работать не только, скажем, в рекламных агентствах, но и в образовательных учреждениях нашего региона.

Мы полагаем, новая специальность будет востребована. Надеемся, что поступать к нам будут выпускники 9 классов, имеющие интерес к художественному творчеству, обучавшиеся в детских школах искусств. Подготовка будет вестись по очной форме обучения. По предварительной договоренности с Адыгейским госуниверситетом, выпускники этого направления смогут продолжить обучение в Институте искусств вуза.

Вторая специальность призвана удовлетворить потребность многих организаций и учреждений республики, она называется «документационное обеспечение управления и архивоведение». Это новое направление не только для колледжа, но и для республики.

В Адыгее никто не готовит специалистов этой отрасли, в то время как практически в любой организации есть документовед, архивариус, системы оборота документации. Поэтому специалисты, грамотно выполняющие такую работу, сегодня, безусловно, востребованы. Обучение будет вестись по заочной форме, что, на мой взгляд, наиболее удобно. Многие сотрудники смогут повысить свой профессиональный уровень. Наш учредитель — Министерство образования и науки республики поддерживает нас в этом вопросе, предварительные договоренности уже сделаны, нам осталось оформить формальности. Так что уже в сентябре этого года планируем открыть набор на новые специальности.

Мы стремимся к тому, чтобы колледж стал более мобильным в оказании образовательных услуг с учетом запросов сегодняшнего дня. Спрос определяет набор на специальности. Для ребят, оканчивающих школу, получение такого образования не является столь востребованным и актуальным. А заочная форма, напротив, широко востребована людьми, которые уже работают в библиотеках республики, которым необходима специальность согласно профилю их работы. Мы должны найти возможность сегодня и завтра готовить специалистов в тех отраслях, которые нужны Адыгее, моментально реагировать на этот спрос и не ограничиваться тем, что уже есть. Мынамерены создать мультиобразовательную среду, которая будет востребована потребителем нашего региона.

— Новые специальности будут платными?

— К сожалению, первое время мы будем делать наборы на коммерческой основе. Наше учреждение имеет аккредитацию на подготовку педагогических кадров, но каждая новая специальность должна получить свою аккредитацию, а это происходит только при первом выпуске. Что касается стоимости обучения, то мы понимаем, что население республики не столь богато. Поэтому апеллировать расценками, которые предлагает Москва (а это 55 тысяч рублей в год), не представляется возможным. Полагаю, что будет разумным взять за основу половину от этой стоимости.

— Новые специальности наверняка потребуют и нового материально-технического оборудования…

— Обе специальности требуют материальной базы. Компьютерное и программное обеспечение должно быть у нас достойным. Поэтому сегодня мы готовим весь пакет электронных программ по графическому дизайну, 3D-дизайну. Также мы заказываем специальную литературу. Вторая специальность тоже требует программного обеспечения, поскольку документооборот сейчас происходит на электронных носителях. Необходимая компьютерная база у нас есть.

— Вернемся к традиционным специальностям, которые много десятилетий готовит колледж. Последние годы в республике ощущается дефицит именно работников дошкольного образования. Как в этом направлении работает колледж по привлечению студентов, какой процент выпускников идет работать по специальности?

— У нас обучаются более 400 студентов. Контрольные цифры приема, которые нам дает наш учредитель – Министерство образования и науки республики, мы выполняем. В настоящее время мы готовимся к следующему учебному году, набор должен составить порядка 150 человек.

Зачастую ребята, которые приходят к нам сразу после 9 класса и, оканчивая педколледж, стремятся получить высшее образование, продолжают обучение в Адыгейском госуниверситете. Их судьбу мы не всегда можем проследить.

Достаточно большое количество наших студентов — это те люди, которые уже работают в детских садах республики, но по каким-то причинам не получили профильное образование. 25 марта мы проводили день открытых дверей. Пришло очень много людей, звонки поступают и до сих пор. Люди заинтересованы в получении наших профессий. Спрос определяется и тем, что нехватка данных кадров в Адыгее действительно существует. Министерство образования и науки республики, намечая нам контрольные цифры приема, учитывает этот дефицит. Набор следующего года на дошкольное образование — 50 человек.

К сожалению, конкурс на эту специальность с каждым годом все меньше. Был период, когда мы попали в так называемую «демографическую яму». Несколько лет назад приходилось даже продлевать сроки приема, это было и в университете. Я не понаслышке знаком с этой проблемой, поскольку более 25 лет проработал в Адыгейском госуниверситете и часть из них заведующим кафедрой педагогики и психологии.

Сейчас ситуация улучшается, выпускников школ становится больше. Нельзя сказать, что появился большой конкурс, но повторных наборов мы уже не делаем. В 2013 году мы набрали 130 человек сразу, хотя ажиотажа не было.

— Что нужно делать, чтобы ажиотаж был?

— Должно сойтись много факторов, в том числе и материальный. Хотя во все времена (и 20, и 30 лет назад) учителя не получали огромных зарплат. И спрос на специальность не был основан на материальной заинтересованности. Но отношение к учителю, воспитателю было другим. Педагог, приступая к работе, ощущал свою ответственность, знал, что он значим и уважаем в обществе. Отношение к нему как человеку, дающему образование нашим детям, готовящему их к профессиональной реализации в будущем, должно быть уважительным. Не зря среди многих наших школьных учителей мы с большой теплотой вспоминаем своего первого учителя. Думаю, такое отношение к профессии сегодня может вернуть конкурс. Любая специальность и любая профессия может приходить и уходить, но думаю профессия учителя, как и медика — на века.

— Планируете ли вы изменить методы подготовки будущих специалистов в колледже?

— Любой человек, приходя на новое место работы, старается привнести в нее что-то свое. Просто стать функционером и остаться на том же уровне, который ты получил, — это недопустимая вольготность. Нужно что-то делать, предпринимать действия, которые могут если не кардинально изменить существующую ситуацию, то улучшить ее. Недавно я участвовал в совете директоров педагогических колледжей ЮФО, который проходил в педколледже станицы Ленинградской Краснодарского края. То, что я увидел там, меня поразило и вдохновило. Я понял, к чему надо стремиться, каким должен стать наш колледж — и в материально-техническом обеспечении, и в организации учебного процесса, и в разнообразии учебного продукта, предлагаемого и выпускникам школ, и взрослому населению. Сейчас должен быть сделан рывок к разнообразию дополнительных специальностей. Это не только долговременное обучение, но и кратковременные курсы для населения республики.

Мы хотели бы взять на себя подготовку и переподготовку педагогических кадров в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном образовании. Мы обговариваем эту возможность с Министерством образования и науки республики, которое нас в этом поддерживает. Это и связь с центрами занятости нашего региона, через который мы могли бы вести переподготовку людей, которые подпадают под сокращение. Работа многообразная, но не хочется быть голословным, более детально можно будет говорить по мере реализации всех планов, а их, поверьте, много. Этот год пройдет под знаком подготовки колледжа к 90-летнему юбилею. Надеюсь, что реализация намеченных планов позволит получить позитивные изменения в жизни колледжа

Беседовала Татьяна Филонова

Наша справка:

Кагазежев Мурат Нурбиевич родился в 1962 году в Майкопе. Окончил школу №5 (сейчас гимназия №5). С 1979 по 1984 годы обучался на физико-математическом факультете Адыгейского государственного педагогического института (сейчас — университет). Далее — работа в школе, служба в Вооруженных силах. С 1989 года — работа в Адыгейском госуниверситете на факультете педагогики и психологии. С 1996 года – заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания, где продолжает преподавать. С 1 марта 2014 года — директор Адыгейского педагогического колледжа им.Х.Андрухаева. Кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Женат, двое детей.

30.04.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+