Маки – горькая память земли
Украина второго мая 2014 года. Одесская Хатынь. В преддверии великого праздника Победы никто не предвидел, да и представить себе не мог, что фашизм возродится вновь. Поэтому так важно чтить память погибших и противостоять нацизму в ХХI веке.
Народ в России знает и помнит, что такое война: их последствия разрушительны, боль от пережитого не утихает…
Год 1950-й. Молдавия, небольшой полустанок Кучурган, где с лязгом и визгом проносятся скоростные поезда – станция узловая. Вот товарняк выгрузил огромную кучу металла, и это все, что осталось от боевых самолетов. Красные яркие звездочки на фюзеляжах, и кое-где мелькают алые, лепестками маков, пятна крови. Это одно из воспоминаний моего детства.
И еще. В один из дней мы мчимся на военном “Студебеккере” с отцом в соседнюю Раздельную за лекарством для меня. Здесь после войны не осталось ни одного целого здания, кругом битый кирпич и стекло. Верхние этажи строения, к которому мы подъехали, снесены, остался только первый этаж, где работает старый аптекарь, который дает нам необходимое лекарство.
Середина дороги на обратном пути расчищена, но разъехаться по ней трудно – машина резко наклоняется к кювету, чтобы разминуться со встречным автомобилем. Сердце замерло, вздрагиваю от ужаса, но сильные руки отца прижимают меня к себе. Сразу стало спокойнее.
И снова Кучурган, окраина. Весна. Яркой, умытой зеленью блестит степь. Она вся покрыта алыми маками. Неподалеку стоит танк с подбитой гусеницей и с башней, повернутой в сторону. На боку боевой машины – красная звездочка. Отец был танкистом, командиром экипажа. Он три раза горел в танке, его спасали товарищи и врачи в госпиталях.
Отец молча рвет маки в большой букет. Цветов много, очень много, они похожи на алые капли крови, разбрызганные по степи.
Мой папа опускается на одно колено рядом с танком. Он низко опускает голову, мне не видно его лица. Его склоненная перед танком фигура навсегда врезалась мне в память. Отец подает мне букет, который не помещается в руках, и говорит:
– Неси маме.
Лариса Червонная, Майкоп.