Создавались в лесах отряды
День партизан и подпольщиков как памятная дата России отмечается с 2010 года. Учреждена она Государственной Думой РФ по инициативе Брянской областной думы в память о самоотверженной борьбе в тылу врага партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны.
Основной целью партизанской войны было разрушение системы обеспечения гитлеровцами нужд фронта — подрыв железнодорожного полотна, мостов, уничтожение вражеских эшелонов с боевой техникой, боеприпасами, живой силой, направлявшихся на фронт.
В общей сложности на оккупированной территории СССР действовало более 6 тысяч партизанских отрядов и соединений, насчитывавших в своих рядах около одного миллиона человек. Особенно массовым партизанское движение было в обширных лесных массивах Украины, Белоруссии, в Брянской, Смоленской и Орловской областях.
Весной и в начале лета 1942 года в связи с приближавшейся угрозой немецкой оккупации развернулась работа по формированию партизанских отрядов в наших краях. Был создан Краснодарский краевой штаб партизанского движения, в который вошли 7 кустовых штабов — Краснодарский, Новороссийский, Армавирский, Славянский, Анапский, Майкопский.
Партизаны Майкопского куста провели более 200 боевых операций, в ходе которых было убито, ранено или взято в плен более 2 тысяч гитлеровских солдат и офицеров и их пособников.
В боях с врагами сложили свои головы комиссар Гиагинского отряда И.Бугрименко, молодые отважные бойцы Н.Абрамов, М.Чубит, С.Ковшинников и другие. Погибли от рук гитлеровских палачей партизанские связные — подпольщики А.Ересько, Г.Чундышко, А.Батыз, сестры Сорокины и другие герои.
Вечная им память. А также уже ушедшим из жизни партизанам — командиру отряда «Народные мстители» С.Я.Козлову, партизанским разведчицам Наталье Служаве и Любови Касотенко и другим.
Здоровья и долгих лет жизни партизанам, дожившим до наших дней, — Амину Шумафовичу Туову, Екатерине Павловне Беловой, которая ушла в партизаны в
14-летнем возрасте, и другим, кто носит гордое имя народных мстителей…
…Октябрь 1942 года выдался теплым. Мы, мальчишки, играли на улице. Вдруг высокие стебли кукурузы зашевелились на огороде тетки Дашки Кебиной. Через плетень стали прыгать люди с оружием и в фуражках с красными звездами. У одного фуражка была надета поверх бинта на голове.
Человек с перевязанной головой подошел к нам и попросил позвать кого-нибудь из взрослых. Мы позвали отца, который был ранен под Ростовом в ноябре 1941 года и после госпиталя отправлен домой на долечивание, где его и застала оккупация.
Отец с палочкой подошел к перевязанному. Тот внимательно посмотрел на него и спросил, не красноармеец ли отец. Тот ответил, что красноармеец, и объяснил, почему он сейчас оказался здесь.
Боец с перевязанной головой попросил табака на закрутку. Отец развязал кисет. Закурили. Отец догадался, что это партизаны, но спросить, откуда они, не решился.
Перевязанный спросил, есть ли в станице немцы. Отец ответил, что немцев нет, только полицаи, снял сушившуюся низанку табака и отдал партизанам. Они ушли огородами по направлению к центру станицы. Вскоре там послышалась стрельба, а прибежавшая соседка рассказала, что партизаны постреляли полицаев, повесили над сельсоветом красный флаг. Переночевав в станице, они ушли на соединение с партизанским кустом в районе Гузерипля…
Несколько лет назад на одной из встреч участников освобождения Майкопа и Адыгеи от немецких захватчиков бывший боец Кошехабльского партизанского отдела Амин Шумафович Туов рассказал, как их отряд перестрелял полицаев в Новосвободной и поднял флаг над сельсоветом. Все совпало с моей памятью.
После встречи я рассказал о некоторых деталях того октябрьского дня 1942-го и спросил Амина Шумафовича, не он ли был с перевязанной головой. Оказалось, он. Партизан долго смотрел на меня, а потом сказал, что я и вправду похож на того новосвободненского мальчишку из октября 1942 года.
Дмитрий Крылов.