Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Родительская любовь — это огромная душевная работа. Стать абсолютно безусловным это чувство может не сразу, но его можно взращивать в своей душе. И если желание полюбить ребенка по-настоящему искреннее, то эта душевная работа обязательно даст свои плоды, которые будут дарить всю оставшуюся жизнь невероятное ощущение счастья. Семейного счастья.

Чтобы решиться стать приемными родителями, многим приходится преодолеть немало страхов и моральных препятствий. Нужно взрастить в себе желание искренне и бескорыстно посвящать всего себя кому-то, кто в этом действительно нуждается. Нужно осознать, что это желание не должно и не может исчезнуть — ведь в руках оказывается чья-то маленькая жизнь, которая будет развиваться по тому сценарию, который для нее напишут будущие родители.

Шаг навстречу новой жизни

Когда человек начинает делать шаги к этому, ему просто необходимы поддержка и советы того, кто уже смог справиться со своими страхами и решился на ответственный шаг. Еще большая поддержка нужна после — когда проходит адаптация ребенка к новым условиям жизни. Поэтому большинство приемных родителей с интересом и удовольствием поддерживают связь со своими единомышленниками, чтобы делиться опытом, советоваться и поддерживать друг друга.

С этой целью — поделиться своим богатым родительским опытом — приехала в Адыгею Елена Фортуна — мама шестерых приемных детей и редактор московского журнала для приемных родителей «Родные люди».

— У каждого, кто решает стать приемными родителями, своя собственная история, — говорит Елена. — В моей жизни был неудачный первый брак, развод, после которого я осталась одна. И несмотря на то что у меня была действительно насыщенная жизнь — свой бизнес, который требовал немало времени, мне хотелось, чтобы рядом со мной был кто-то родной.

Так в семье появился первый сын Сева. Его фотографию Елена увидела в базе данных приемных детей: синеглазый блондин, очень красивый и абсолютно здоровый мальчик. Оформление необходимых документов для усыновления, естественно, заняло немало времени, и Елена была практически уверена, что такого мальчика точно заберут. Однако Сева ждал свою маму…

«Вместе ничего не страшно»

Становиться в первый раз мамой, да еще и достаточно взрослого ребенка, у которого уже сформирован свой взгляд на многие вещи (Севе тогда было 4 года), непросто. Поэтому Елена делилась своими страхами и переживаниями, советовалась с единомышленниками в социальных сетях. Там она и познакомилась с Олегом, который очень много знал о том, как живут дети после обретения родителей, и тоже хотел усыновить мальчика. Их с Еленой общение в Интернете складывалось очень гладко, потом они встретились в Москве (Олег жил в другом городе) и поняли, что больше не хотят расставаться — буквально спустя несколько дней после их живого общения они решили пожениться. Так Сева приобрел папу и старшего брата Адиля, которого Елена и Олег с радостью приняли в свою новую семью.

После свадьбы Елена и Олег решили, что вместе им детей воспитывать не страшно, и захотели дочку. Снова обратились к базе данных в Интернете и увидели удивительно красивую девчушку Дашу. Даше был поставлен диагноз — гепатит С, но это ничуть не испугало Елену и Олега.

— Знаете, когда мы пришли в первый раз знакомиться с Дашей, то увидели, что 4 страницы в ее анкете — отказы. То есть люди приходили, знакомились с девочкой, а потом говорили, что не хотят забирать этого ребенка, — рассказывает Елена. — Представьте, что творилось в душе этой маленькой девочки: когда мы в первый раз встретились, она просто стояла в углу, опустив голову, и ничего не говорила, кроме фраз «Оставьте меня уже наконец», «Надоели мне эти ваши знакомства — не нужна мне никакая семья». Чем могла не понравиться эта девочка-красавица, я не знаю. О диагнозе, как правило, люди знают заранее, тем не менее позволяют себе так жестоко обращаться с чьей-то судьбой.

Однако Елена и Олег своими вниманием и заботой смогли залечить рану в маленькой детской душе, и уже через месяц регулярного общения, когда супруги пригласили Дашу в гости, она сказала, что хочет поехать к ним уже насовсем.

Прибавление «втройне»

На одном волонтерском сайте Елена увидела однажды фотографию маленькой Оли. Это была настоящая копия ее первого сына Севы, только судьба у девочки была гораздо трагичнее. В свои восемь лет она была развита как двухлетний ребенок — рядом не было тех, кто работал бы с ней и помогал «расти». Эта малютка до глубины души тронула сердца Елены и Олега, и они решили, что девочка непременно должна обрести семью.

Хотели сестричку и дети. Даша все три года, что находилась в семье, не забывала о своей подружке из детского дома Алисе, которую Елена и Олег по просьбе дочки часто навещали. Даша мечтала, чтобы Алиса тоже стала членом их семьи, и когда Елена и Олег решили забрать Олю, подумали, что Даша может не понять, почему вместо Алисы, о которой она без умолку говорила, у нее появилась другая сестра, и решили забрать обеих девочек.

У Алисы был родной брат Ярик. Обычно родных братьев и сестер не разлучают и, если отдают в семью, то обязательно вместе, но в этом случае были согласны сделать исключение: у Алисы и Ярика были очень плохие отношения, их старались по возможности даже расселять подальше друг от друга. Однако Алиса, побывав в семье и посмотрев на то, какими теплыми и дружескими между братьями и сестрами могут быть отношения, поняла, что на самом деле очень привязана к брату, и поставила условие: пойдет в семью только вместе с Яриком. Так семья обзавелась еще тремя детьми.

— Конечно, детей в детском доме готовят к тому, что они когда-нибудь будут жить в семье. Но когда они в эту самую семью попадают, у них просто-напросто мир переворачивается, и они абсолютно не понимают, как себя вести, — признается Елена. — В первое время после детского дома мне приходилось объяснять детям вещи, кажущиеся очевидными: они не понимали, почему в семье жить лучше, не знали, что значит помогать и поддерживать кого-то. Не знали, что такое обязанности: в детском доме их в принципе не заставляют что-то делать. У нас, например, заведен строгий порядок: обязательное ежедневное чтение. Вы и представить не можете, какие истерики это вызывает. Дети кричат, что ненавидят нас и хотят обратно в детский дом. Но я не поддаюсь на эти провокации, и это приносит свои плоды — Дашка, например, со временем настоящим книголюбом стала.

А если я не смогу полюбить?

Этот вопрос в страхе задают себе многие люди, решившие стать приемными родителями. Любовь ребенка ко взрослому — это какое-то безусловное чувство: малышу нужны внимание и забота, которых раньше не было. И того, кто это даст ребенку, он, несомненно, сможет полюбить. А вот с любовью родителей к приемным детям все сложнее. Она может возникнуть далеко не сразу. Ее нужно взращивать и развивать. Ведь ребенок в процессе адаптации может вести себя как угодно, и в душе взрослого в этот период тоже могут быть самые разные, противоречивые, чувства.

— У меня никогда не стоял вопрос, смогу ли я полюбить «нового» ребенка, — признается Елена. — Я объективно могу оценить, что нужно работать над собой, над своими эмоциями и чувствами. Кого-то из детей я полюбила сразу, с кем-то мне было очень нелегко. Но, думаю, все это жизнь и нормальные человеческие взаимоотношения. Нужно проводить ежедневную душевную работу, а не ждать каких-то знаков свыше. Это же, кстати, касается и выбора ребенка: если человек решил взять именно этого, а никакого другого малыша, то он обязан его взять, а не ждать каких-то «внутренних знаков», которые он якобы должен почувствовать при знакомстве.

Детский дом — это не магазин, как бы грубо это ни звучало. Нельзя прийти, ткнуть пальцем и сказать: «Попробую-ка я пообщаться вот с этим, например, малышом. А там посмотрим — подходит он мне или нет». Это может тяжело травмировать детей, судьба у которых и без того уже трагична. Каждый из них мечтает обрести семью, а те, кто утверждает, что не хотят, просто боятся, что их не заберут. И будущим родителям нужно это понимать, чтобы не делать больно.

Чужаки в роду…

Многие приемные родители сталкиваются и еще с одной проблемой — непониманием со стороны родственников и друзей. Часто приходится слышать: «Вы знаете, какая генетика у этого ребенка? Зачем род портить? Все равно он чужаком до конца жизни будет!» Кого-то это останавливает. А кто-то пытается найти лазейку в этой ситуации: например, сымитировать беременность, а потом взять совсем крошечного, грудного ребенка из детского дома…

— В нашей семье такой проблемы не было: и мои родители, и родители мужа всегда нас поддерживали. Они до безумия любят внуков и гордятся тем, что воспитали нас именно такими. Моя мама однажды после того, как мы гостили у них, позвонила в слезах: она нашла Олин носочек и поняла, как сильно скучает по внукам, — рассказывает Елена. — Но, признаюсь откровенно, даже если бы такого рода проблемы возникли, нас бы это не остановило: мы взрослые люди, и только мы можем решить, стоит идти на этот шаг или нет.

Дело жизни

Кроме того, что Елена многодетная мама, она еще и редактор очень нужного для приемных детей журнала «Родные люди». Кстати, приемные родители из Адыгеи — самые активные подписчики этого журнала. На страницах издания Елена и ее помощники, которым небезразлична судьба детей в детских домах, помогают решать проблемы, которые могут возникнуть с приемным ребенком, а также рассказывают об историях детей, которые уже нашли своих родителей.

В последнее время журнал приостановил свою работу: у Елены, которая выполняет в издании все функции — от главного редактора до верстальщика и корректора, с появлением еще троих детей свободного времени практически не остается. Но, побывав в Адыгее и пообщавшись с приемными мамами, которым, по их признаниям, очень не хватает этого журнала, она пообещала как можно скорее возобновить работу. Тем более что «новые» дети уже практически адаптировались и поняли, что значит жить в семье: они помогают друг другу, старшие с удовольствием «воспитывают» младших.

— Особенно в этом плане у нас отличается старший сын Адиль, — с гордостью говорит Елена. — Он очень любит людей и с удовольствием возится с Олей, которая особенно нуждается в постоянном внимании и заботе. Он нас с Олегом уже не раз в этом смысле выручал, и мы смело можем на него положиться.

Наверное, именно в этом — в умении помогать друг другу и, главное, в желании это делать и заключается то самое семейное счастье. И не важно — кровные в семье дети или приемные: для любящих родителей все они все равно самые любимые и самые родные. А перипетии и коллизии встречаются в судьбе каждого, главное, чтобы сценарии этих судеб имели счастливый конец.

Юлия Мельникова.

05.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+