Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
«Зоркий глаз» из поднебесья
«Зоркий глаз» из поднебесья

Великая Отечественная война оставила свой трагический след в истории всех семей нашей страны. Бросив миллионы людей на поля жестоких сражений, она навсегда изменила их судьбы.

Не обошла страшная беда и большую семью Якуба Бишокова из аула Уляп Красногвардейского района. У него было четверо сыновей и четыре дочери. Старший Алмахсид жил в Краснодаре и занимался пошивом обуви. Однако в 1939 году был сослан в Сибирь как враг народа. Младший Талиб, лейтенант, в августе 1941 года в составе Юго-Западного фронта попал в окружение в Белоруссии. Он и его брат Ахмед пропали на войне без вести. И только Ибрагиму, представителю редкой военной профессии — корректировщик огня артиллерии, единственному из четверых братьев, удалось вернуться живым, но вернулся он не в свой родной аул, а в город на Неве, который защищал в годы войны.

Будущий корректировщик огня артиллерии родился в 1916 году. После окончания физико-математического факультета Краснодарского педагогического института работал в аульской школе учителем. В Красную Армию был призван в 1940 году. Начинал воевать штурманом фронтовой авиации. Затем, после учебы на краткосрочных курсах корректировщиков, до конца войны служил офицером летно-подъемной части первого воздухоплавательного Выборгского дивизиона аэростатов артиллерийского наблюдения Ленинградского фронта. О том, как он и его товарищи геройски бились с ненавистным врагом, можно узнать из книги «Воздухоплаватели» Виктора Филиппова, который был капитаном части, где служил наш отважный земляк, и не раз становился свидетелем стойкости и мужества молодого парня из Адыгеи.

Немцы, как огня, боялись появления в воздухе русских аэростатов. Находясь высоко в небе, корректировщики могли видеть сверху всю картину боя и по телефону направлять огонь артиллерийских батарей, действия штурмовой авиации и пехоты. С одной стороны, они были глазами могущественной артиллерии, которую наша пехота уважительно называла «богом войны», с другой — весьма уязвимой мишенью для всех видов германского оружия, и каждый подъем мог стать для отважных воздухоплавателей последним.

Из книги известно, что последнее задание 18 марта 1945 года, перед самым штурмом Гдыни и Данцига, выполняли Виталий Белов, Ибрагим Бишоков и Алексей Клишин. С воздуха обнаружив цель — крейсеры противника, Клишин сообщил о них, но тут же немцы открыли по аэростату ураганный огонь. Командуя подъемом, капитан Бишоков приказал опустить аэростат, а сам пошел в воздух.

Ему была поставлена задача пристрелять репера и провести контроль стрельбы артиллерии с аэростата по Данцигу. Хорошо выполнив эту задачу, он обнаружил батарею противника, стрелявшую по нашим боевым порядкам. Он немедленно вызвал огонь артиллерии, накрыл им батарею. Миномет противника вел интенсивный огонь по наступающей пехоте и преграждал ей путь. Опытный корректировщик видел все это с аэростата и с трех залпов артиллерии заставил огонь стихнуть.

Аэростат находился в воздухе уже более 50 минут, когда у порта Гдыня появились 3 немецких корабля. Приказано было немедленно сообщить координаты и открыть по ним огонь. «Зоркий глаз» из поднебесья успел подготовить данные и дал отклонение двух залпов. Два вражеских самолета подожгли аэростат, ранив смелого корректировщика. В этой критической ситуации тот не растерялся и в самый последний момент атаки успел спрыгнуть с парашютом, смог вовремя выбраться из-под падавшего горящего аэростата. На землю спустился на парашюте, но от удара потерял сознание. Выжить ему помогла молодая санитарка из их части Мария.

К этому времени офицер стал отличным корректировщиком, одним из лучших мастеров в дивизионе по вождению аэростатов на маневровом тросе. И в конце войны был назначен командиром летно-подъемной части Выборгского дивизиона аэростатов артиллерийского наблюдения.

Командование части, в которой он служил, неоднократно награждало уроженца аула Уляп высокими правительственными наградами. Он был удостоен двух орденов Красной Звезды, орденов Отечественной войны I и II степеней, ордена Боевого Красного Знамени, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и польской медали «Заслуженным на поле Славы».

Эти и другие сведения об Ибрагиме Бишокове по крупицам собирала учительница начальных классов Джамбичийской средней школы Аминет Хунагова (Бишокова). Ее дед был его родным братом, и она начала заниматься поисками, чтобы сохранить память о герое давно отгремевшей войны для нынешнего молодого поколения.

Она выяснила, что Ибрагим Бишоков после окончания войны служил в Советской Армии в вертолетных войсках еще 14 лет. Так уж сложилась его личная судьба, что спутницей его жизни стала та самая санитарка Мария, с которой они воспитали троих достойных сыновей.

После боевой работы наш земляк успешно трудился на местном камнеобрабатывающем заводе, изобрел станок для резки и обработки камня, который был представлен в Москве на ВДНХ. Там высоко оценили изобретение, и ему была вручена золотая медаль престижной всесоюзной выставки. А за активное участие в строительстве на заводе памятника к 20-летию Победы он был награжден орденом Октябрьской революции. И на деле доказал, что тот, кто пережил войну и не раз видел землю с высоты птичьего полета, больше, чем другие, ценит возможность мирного труда на ней.

Сергей Бойко.

Фото из семейного архива Бишоковых.

15.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+