Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Клинки и рапиры, которые можно увидеть в экранизациях по средневековым романам Александра Дюма и Вальтера Скотта, представлены в залах республиканского Национального музея.

«Западноевропейское холодное оружие XVI—XIX веков» — так называется выставка, экспозицию которой составила частная коллекция краснодарского коллекционера. Все представленные здесь предметы — подлинники, уникальные вещи, принадлежавшие когда-то доблестным воинам минувших эпох.

 Мне очень интересен исторический фон, на котором представлен тот или иной предмет, — рассказал «СА» коллекционер. — Я изучаю исторические факты, причем стараюсь черпать информацию преимущественно из первоисточников — ведь все мы знаем, что историю нередко переписывают. А оружием интересовался очень давно — это моя страсть: во все времена, а особенно в древние эпохи, оно было чем-то особенно необходимым. Поэтому, когда появилась возможность, начал приобретать интересные предметы — на аукционах, в далеких глубинках Европы. По большей части все экспонаты относятся к западноевропейской культуре, хотя, надо признать, и русское оружие не менее интересно, но приобрести его крайне сложно: к сожалению, были в истории нашей страны периоды, когда оружие массово изымалось, поэтому и сохранилось его очень мало, и зачастую цена на него неоправданно высока.

Горячая страсть к холодному оружию
Горячая страсть к холодному оружию
В экспозиции выставки представлено самое разнообразное оружие европейских стран — Англии, Франции, Испании, Италии: здесь и английский клинок XVII века, пользовавшийся популярностью среди знати, и рапиры, которые участвовали в реальных дуэлях, и редкий шотландский равнинный меч, предназначенный для сражений королевской свиты… На каждом предмете — клеймо мастера, говорящее об уникальности оружия. Вдоль клинков прописаны буквы и символы, характерные для крестовых походов, на одном их них на латыни выгравирован девиз «Я несу с собой печаль и надежду» — с этими словами в душе шел на сражение владелец клинка.

Условно все предметы коллекции можно разделить на принадлежность к двум эпохам — Средневековью и так называемой Первой Империи — времени, когда французский престол занимал Наполеон Бонапарт. И если главной особенностью представленного в коллекции средневекового оружия является то, что изготавливали его преимущественно индивидуально — для конкретного заказчика, то главной ценностью оружия эпохи правления Наполеона является его историческая наполненность — каждый предмет здесь имеет важнейшее историческое значение. Макеты представленного оружия были утверждены лично Наполеоном, какие-то предметы принадлежали его телохранителям. Например, гренадерская сабля с искусно выгравированной пчелой — символом Наполеона, знаком государственных и семейных традиций.

Кроме оружия, в коллекции представлены предметы воинской экипировки — рыцарская рукавица, шпоры, нагрудник. На нагруднике доспеха начала XVII века виден след от пули — именно так, стреляя, проверяли качество металла, из которого изготавливали доспех. Пуля не должна была прострелить доспех — иначе его не использовали.

Горячая страсть к холодному оружию
Горячая страсть к холодному оружию
Уникальным экспонатом также можно назвать представленную здесь картину — описанный многими европейскими путешественниками портрет Беатриче Ченчи. Автором портрета долгое время считался художник Гвидо Рени, однако по одной из версий работа принадлежит одной из его учениц — Элизабетте Сирани, которая известна тем, что повторяла работы учителя, несколько облегчая и упрощая формы. Оригинал картины находится в Риме — в Национальной галерее старинного искусства в Палаццо Барберини. Одна из копий хранится в Эрмитаже, другая — в частной коллекции краснодарского коллекционера.

 — Эту коллекцию можно назвать поистине уникальной, — отмечают сотрудники музея. — Ничего подобного пока еще в республике не выставлялось. Представленные предметы изготовлены из таких металлов, как сталь, бронза с элементами из золота и серебра. Для рукоятей использовались рога животных, породы ценных деревьев, кожа. Каждый экспонат — это совершенно уникальная история.

Юлия Мельникова.

Фото автора.

16.07.2014 в 07:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.