Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Кто-то из журналистов дал Валерию Воронину такую характеристику: «Он был красив, как матадор, и работал на тренировках, как чернорабочий». К этому надо добавить, что черновая работа на тренировках в игре воздавалась особой воронинской элегантностью, легкостью, футбольной интеллигентностью.

И не случайно Валерий Воронин идеально вписался в «Торпедо» начала 1960-х годов. Пожалуй, никогда больше в истории советского футбола не было команды столь же изящной, легкой, на всех парусах идущей от победы к победе.

Однако в «Торпедо» он попал, можно сказать, случайно. В юности Валерий занимался в Лужниках, в знаменитой ФШМ — футбольной школе молодежи, воспитавшей многих известных футболистов. К мальчишкам ФШМ присматривались тренеры разных команд, а Воронина в 1955 году его отец сам привел в «Торпедо». Дело в том, что как раз тогда тренером автозаводской команды стал Константин Бесков, с которым Воронин-старший был знаком по армии. Просмотрев Воронина-младшего, Бесков взял его в торпедовский дубль.

Однако в «Торпедо» Бесков работал недолго, в 1957 году клуб завода ЗиЛ возглавил Виктор Маслов. Ему-то и было суждено создать команду-мечту, которая первой потеснила очень узкий круг чемпионов всех прошлых лет, состоящий из «Спартака», «Динамо» и армейцев.

Компания в «Торпедо» подобралась тогда просто блистательная. В нападении играл звездный дуэт — Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов. Оба они уже успели побывать на Олимпийских играх в Мельбурне, где сборная СССР впервые стала олимпийским чемпионом. В 1957 году «Торпедо», также впервые в своей истории, выиграло серебряные медали чемпионата страны. После истории, случившейся вскоре с Эдуардом Стрельцовым, команда чуть притормозила, но вскоре на месте центрального нападающего нашел свою игру очень результативный Геннадий Гусаров. На правом краю действовал стремительный Слава Метревели. А в полузащите прекрасно стали взаимодействовать Николай Маношин и Валерий Воронин.

В 1960 году «Торпедо» без остановок прошло трудный путь к золотым медалям. А для Валерия Воронина этот год оказался памятным еще и тем, что он впервые сыграл в сборной СССР — в товарищеском матче против сборной Австрии в Вене. И пусть тот матч был проигран — 1:3, Воронин остался в сборной надолго.

В 1962 году он отправился на чемпионат мира в Чили. Пожалуй, это была самая сильная сборная за всю историю советского футбола. Она заняла первое место в своей группе, обыграв команды Уругвая и Югославии и сведя к ничьей матч со сборной Колумбии. Но четвертьфинальный матч все-таки был проигран хозяевам турнира — сборной Чили. Тем не менее игра Валерия Воронина произвела большое впечатление на специалистов.

Два года спустя Воронин играл в матчах чемпионата Европы, в том числе и в финальном со сборной Испании. Испанцы победили — 2:1. Но в том же 1964 году парижский еженедельник «Франс футбол» включил Валерия Воронина в десятку лучших футболистов Европы.

Популярность Воронина в Советском Союзе была тогда огромной. К тому же он выделялся не только интеллигентной игрой — его отличала и внутренняя интеллигентность. Его интересовал не только футбол, но и книжные новинки, спектакли, он говорил по-английски. Недаром он стал особенным любимцем у писателей, журналистов, актеров, которые гордились дружбой с футбольной знаменитостью. Всегда со вкусом одетый Валерий Воронин стал частым гостем престижных в ту пору московских творческих клубов — Дома литераторов, Дома актеров, Дома журналистов. Увы, нередко дружеские посиделки стали сопровождаться нарушениями спортивного режима.

Но на поле он блистал по-прежнему. В 1965 году «Торпедо» вместе с вернувшимся в команду Эдуардом Стрельцовым вновь стало чемпионом страны. В том же году «Франс футбол» опять включил Воронина в десятку лучших футболистов Европы.

В 1966 году Воронин великолепно играл на чемпионате мира, проходившем в Англии. Тогда сборная СССР добилась наивысшего успеха, заняв четвертое место, а Валерия Воронина включили в символическую сборную чемпионата. Будь он из другой страны, а не из СССР, лучшие клубы Европы, безусловно, вели бы за блестящим полузащитником настоящую охоту. На родине же его судьба оказалась трагической. В мае 1968 года сборная СССР проводила в Москве четвертьфинальный матч чемпионата Европы со сборной Венгрии. В Будапеште команда проиграла — 0:2, и поэтому ответную московскую игру нужно было выигрывать с крупным счетом. Когда матч закончился, счет на табло был 3:0, советская сборная вышла в полуфинал. Вряд ли тогда зрители, футболисты, сам Валерий Воронин могли предположить, что для него это последний матч в сборной.

Но уже совсем скоро тренер Михаил Якушин отправил Валерия Воронина с подмосковной тренировочной базы домой, отчислив из сборной за частые нарушения дисциплины и режима. Почти сразу же последовала трагедия: «Волга» Воронина на полном ходу врезалась в автокран. От гибели на месте футболиста спасло лишь то, что его сиденье не было должным образом закреплено и в момент удара сдвинулось с места. Как бы то ни было, врачам пришлось буквально сшивать его.

В 1969 году Валерий Воронин все-таки вновь вышел на поле в составе своего клуба «Торпедо» и провел несколько матчей. И это уже было победой, может быть, даже над судьбой, но не над игрой — это был не прежний Воронин, а лишь какое-то его очертание, какой-то неясный силуэт в тумане. Зрители долго и пристально всматривались в него, желая увидеть прежнего Валерку, мысленно доигрывая за него отдельные эпизоды, единоборства, передачи и удары по мячу, но сам он уже этого сделать не мог. И он ушел.

После этого Валерий Воронин еще пятнадцать лет боролся с судьбой за право быть хоть как-то причастным к футболу: тренировал цеховые команды ЗИЛа, писал отчеты и обзоры для футбольного еженедельника, но так и не нашел выхода из тупика. Разрушилась семейная жизнь. На какое-то время его приметила и приютила простая женщина Маша, работавшая в литейном цехе завода: ухаживала, кормила. Это были последние проявления любви к нему. Они жили в маленькой коммунальной квартире и, наверное, были счастливы — до комка в горле, до слез на глазах. А когда она умерла, приехали ее родственники и выставили его. И он остался один.

А ранним утром 22 мая 1984 года Валерия Ивановича Воронина нашли с проломленной головой на глухих задворках неподалеку от Варшавских бань. На сей раз приехавшая «скорая помощь» была бессильна ему помочь. Да, наверное, это было и не нужно. С этой жизнью, жизнью без футбола, без любви, без славы, его уже ничто не связывало.

Сегодня Валерию Воронину исполнилось бы 75 лет…

17.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+