Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В рамках подготовки к осеннему всероссийскому форуму на площадке регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Республике Адыгея состоялось обсуждение вопросов, связанных с единым государственным экзаменом-2014, его результатов, проблем и путей их решения. К обсуждению присоединились Министр образования и науки РА Аминет Хуажева, представители вузов республики, других учебных заведений.

— Все не так однозначно, как это кажется на первый взгляд, — сказала Министр. — В этом году действительно впервые во всех субъектах Российской Федерации единый государственный экзамен был проведен с принципиально жестким подходом. После аналитической работы, проведенной в прошлом году, результаты ЕГЭ ряда субъектов были поставлены под сомнение, и поэтому возникла необходимость пересмотра мер контроля за ходом проведения экзамена. Действительно, без этих жестких мер добиться реальной картины качества знаний было бы невозможно.

На всех пунктах проведения ЕГЭ стояли видеокамеры. Три пункта снимали в онлайн-режиме, остальные — в оффлайн. Количество пунктов приема экзамена было уменьшено в этом году с 28 до 16, Министерством проводилась серьезная кадровая работа по подбору людей, которые были задействованы в ходе проведения экзамена, начиная от организаторов в аудиториях и заканчивая руководителями пунктов и членами ГЭК.

В этом году впервые Рособрнадзор согласовывал состав предметных комиссий на федеральном уровне, и по их рекомендациям часть людей была заменена.

— Мы посетили каждый район, встречались с родителями и выпускниками, однако не все они поверили, что такие меры контроля будут приняты, — заметила Аминет Шумафовна. — В этом году за использование шпаргалок и телефонов были удалены 34 учащихся, и это — самая большая цифра за весь период проведения ЕГЭ, в прошлом году было 21.

На сегодняшний день результаты экзамена только предварительные, поскольку еще идут дополнительные экзамены, рассматриваются апелляции и точка в статистике не поставлена. При этом в республике наблюдается значительное снижение баллов по ряду предметов по сравнению с прошлым годом. Но, по словам Министра образования и науки РА, Адыгея не является уникальным в этом случае субъектом. Такое же снижение результатов отмечается по всей Российской Федерации.

У нас в республике серьезно упали результаты по математике, физике, химии, обществознанию, однако на уровне всей страны мы выглядим умеренно.

В этом году резко снизилось количество высокобалльников — детей, получивших 80 и более баллов на экзамене. Если в прошлом учебном году оно было выше среднероссийского: из 2800 детей, сдававших ЕГЭ, 1328 получили высокие результаты (это практически половина), то в этом году на 2100 сдававших, по предварительным данным, лишь 241 — высокобалльник. Это дети, которые подтвердили свои результаты.

Что предстоит сделать?

— Сейчас ведется аналитическая работа, совместно с учителями будут выявляться слабые места подготовки, чтобы улучшить наши результаты в будущем году, — заверила Аминет Хуажева.

Присутствующие на круглом столе активно высказывали свои предложения по улучшению ситуации с качеством знаний. Так, было высказано предложение о перенесении экзамена из школ в специальные центры, что позволит сохранить ученикам учебные дни, которые выпадают при проведении пробных экзаменов и не позволяют в полной мере освоить школьный курс по предметам.

— Наш лицей пострадал в этом году очень сильно: с марта по июнь этого года 16 дней было задействовано для проведения ЕГЭ, — сказал руководитель рабочей группы ОНФ в РА «Образование и культура как основы национальной идентичности», учитель физики майкопского лицея №8 Алексей Стальной. — Это дни, когда почти тысяча учащихся не учились, а прибавьте к этому еще предыдущие дни, когда уроки были сокращенные. Естественно, это означает, что программы не были выполнены, несмотря на попытки восстановить эти дни.

Много было сказано и о том, что общество недовольно современным состоянием образования. Председатель Правительства Адыгеи Мурат Кумпилов не раз говорил о том, что, несмотря на увеличение заработной платы учителей, качество знаний учащихся заметно падает. А должно быть наоборот.

Такая ситуация сложилась в том числе, высказались участники встречи, потому, что раньше школа вынуждена была работать не на практический результат, а на баллы. Важно было натаскать на сдачу тестов, а не дать настоящие глубокие знания. Этот год перевернул все — стала ясна настоящая картина качества знаний школьников.

Низкий уровень результатов Единого государственного экзамена говорит о том, что на них повлияли не «драконовские» меры контроля, а отсутствие базовых знаний у учеников, выявленное в этом году. Это проблема внутришкольная и семейная — постоянное натаскивание на тесты и стремление родителей обеспечить не столько знания, сколько хорошие баллы для поступления. А о каком высшем образовании можно говорить, если ребенок, как выяснилось, не тянет даже школьную программу?

Если вспомнить цели, ради которых создавалась система ЕГЭ, то одной из них ставилось отсутствие коррупции на линии вуз — абитуриент. Мы действительно ушли от этой схемы, она трансформировалась в «ученик — учитель».

— В связи с тем, что учителя загружены, они не могут полноценно давать знания, которые необходимы ученику, — сказал председатель Комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Госсовета-Хасэ РА Джанбеч Мирза. — Остается один выход — идти к репетиторам. А это часто те же учителя, которые на уроке знания не дали. Выходит, что если я с деньгами, то дополнительные знания получу, а если нет — урока не хватило, и все.

Вот только какие знания даст репетитор в частном порядке, если он и на уроке не всегда хорошо может подать свой материал? Здесь нужно ставить вопрос о качестве образования в школах в целом. В некоторых регионах существуют центры независимой проверки качества образования, но в Адыгее ни одна школа не приняла участия в этой экспертизе. Это может говорить только о том, что директор боится реальных результатов среза знаний учащихся.

И если ребенок учился на 4 и 5, а на ЕГЭ набирает 20 баллов, два года проходив к репетитору, то у родителей должен возникнуть закономерный вопрос — на своем ли месте эти учителя?

Проблема перед участниками обсуждения стояла серьезная. Было высказано еще много предложений, в том числе ввести пересдачи для не набравших минимальное количество баллов, чтобы дать им возможность поступления в вуз.

Все инициативы и предложения круглого стола будут направлены в штаб Общероссийского народного фронта.

Екатерина Бицура.

P.S. Обсуждение вопроса ЕГЭ на общероссийском уровне еще не закончено: не так давно стало известно, что со следующего года выпускники школ будут писать сочинение, которое станет допуском к единому государственному экзамену.

18.07.2014 в 07:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.