Наш «Дед» в ЦСКА

В богатейшей летописи самого титулованного баскетбольного клуба России — московского ЦСКА — есть и славная черкесская страничка: вот уже почти полвека в этой команде работает уроженец аула Старо-Бжегокай Республики Адыгея Аскер Барчо.
Люди его профессии обычно остаются «за кадром». Они избегают публичности, редко общаются с журналистами, но без них, как правило, в команде никак не обойтись. Тем более это касается Деда: Барчо в ЦСКА (а здесь Аскера Исмаиловича называют не иначе как Дед) — не только опытнейший врач и массажист, он — душа коллектива. Руководство клуба, игроки, болельщики и коллеги считают его половиной команды, своим символом, талисманом, оберегом. Тут каждый знает: когда Дед рядом, можно ничего не бояться. Да и фортуна его любит — Барчо приносит армейцам удачу.
— Выбраться на родину, в Адыгею, к сожалению, удается нечасто, но неделю я обязательно посвящаю общению с родными, близкими, друзьями, — рассказал Аскер Исмаилович. — Люблю бывать в родном ауле, где прошли мое детство и юность, объезжаю соседние селения.
Даже на отдыхе он поддерживает великолепную физическую форму: в свои 68 лет Аскер Барчо не позволяет себе расслабляться — утренняя пробежка, разминка, правильное питание, здоровый образ жизни, ничего лишнего.
Дорога в ЦСКА
— В 15 лет я начал заниматься легкой атлетикой в школе. У меня не было тренера, я просто приходил в зал, где мог бегать, прыгать, делать различного рода упражнения, играть в баскетбол и футбол. В 9 классе меня попросили выступить на первенстве области (Республика Адыгея) по бегу на 100 метров, где я сразу же показал результат выше второго мужского разряда. Затем я выиграл забег на 200 метров в первенстве Краснодарского края. А после этих результатов меня познакомили с моим первым тренером Мартьяновым Евгением Владимировичем. Он и сейчас тренирует, является заслуженным тренером СССР и России, раньше тренировал сборную СССР по легкой атлетике.
После школы меня забрали в армию, где я попал в спортивную роту. Но прослужил только полгода, т.к. меня вызвали в сборную Северокавказского округа для участия в первенстве Вооруженных сил среди молодежи в Тбилиси. На том первенстве заслуженные тренеры СССР отбирали лучших спортсменов для ЦСКА. 5 января 1966 года меня командировали в ЦСКА в Москву. Вместе со мной прибыли еще 69 человек. Выбрать среди нас должны были только одного! И как вы думаете, кто стал этим счастливчиком? В течение года я тренировался под началом Бориса Сергеевича Токарева (заслуженный тренер СССР, дважды серебряный призер Олимпийских игр) и выполнил нормативы мастера спорта.
Из спортсмена —
в тренеры
— Однажды меня командировали в Германию, куда позже на сбор прибыл баскетбольный клуб ЦСКА. На тот момент я уже знал Александра Яковлевича Гомельского и второго тренера ЦСКА Артура Николаевича Стародубцева. При встрече А.Я.Гомельский спросил, когда я возвращаюсь в Москву, и предложил стать тренером по легкой атлетике в БК ЦСКА. Я с удовольствием согласился и в ноябре 1976 года вступил в должность тренера.
Затем я окончил физкультурный институт, где нас учили технике массажа. В 1977 году у нас уволили массажиста, и мне пришлось его заменить. Первый, кому я сделал массаж, был Алжан Жармухамедов. Гомельский решил найти нового массажиста, но баскетболисты сказали, что им никто не нужен, у них уже есть я.
Сейчас со мной в команде работают три врача, один из которых тоже умеет делать массаж. Мы все друг другу помогаем, так что медицинская бригада в ЦСКА очень хорошая. Баскетболисты сами приходят к нам после утренней или вечерней тренировки и просят сделать им массаж. Мы естественно никогда им не отказываем. Иногда бывает, что врач назначает для игрока особый массаж при травмах или растяжениях. В день я могу сделать массаж пяти баскетболистам — это максимум. В среднем трачу 40 минут на одного игрока, затем перерыв 10—15 минут, и перехожу на другого.
Смешные случаи
в жизни и карьере
— Однажды на одном из выездных матчей мы собирались на утреннюю тренировку. Я разбудил всех баскетболистов, мы позавтракали, собрались и зашли в автобус. Я сказал водителю, что мы можем выдвигаться на арену. Приехав на стадион, я понял, что забыл главного тренера в гостинице.
А задолго до этого момента Аскер Барчо вдруг решил, что вместо тренировок он хочет плавать на кораблях, и после окончания школы отправился поступать в военно-морское училище в Севастополе.
— У меня ведь брат старший — моряк. Он как-то пришел домой в лейтенантской форме, весь красивый, с кортиком. Я посмотрел на него и решил: буду моряком.
Характеристика у Барчо была отличная: первый разряд, тут выиграл золото, там — серебро, так что никаких проблем с поступлением не было. Ну, по крайней мере, так он думал вначале.
— Подполковник на кафедре, увидев это, сразу сказал: «Все, считай, ты уже поступил». А потом я оглядываюсь и понимаю, что в училище этом выпускают не просто моряков, а моряков атомных подводных лодок. Е-мое! Да бежать отсюда надо! Решил, что завалю экзамен. Прихожу на математику — валяю дурака. А комиссии-то уже рассказали про все мои достижения. Как думаете, что они отвечают? «Ничего-ничего, не волнуйтесь, попробуете еще раз! Приходите на устный». И только когда я завалил еще и устный, решили, что я совсем тупой, и не взяли. Родители ругались страшно!
О травмах
— Самую жуткую травму я видел у футболиста. Мы жили в соседних номерах, и он как-то пришел пьяный — ну, мы и решили с товарищем его запереть в комнате, чтобы он не натворил чего. А он взял и выпрыгнул в окно. Летел через кусты и приземлился на железо. Вот это было жутко: кость из ноги торчала во-о-т так.
А бывают ли травмы у самого Барчо?
— Играли как-то в Греции, и их фанаты начали кидать огромные монеты. Мне прямо в голову прилетело — рассечение, кровища. Жуть!
Никогда не предам ЦСКА!
За почти 50 лет Барчо видел абсолютно всех легенд ЦСКА — от Анатолия Мышкина до Андрея Кириленко, который родился через пять лет после того, как Дед устроился в тренерский штаб клуба. Барчо вспоминает, что именно Кириленко после лондонской Олимпиады подарил ему новый компьютер, и говорит, что время от времени созванивается с большинством бывших армейцев.
— Не надоела ли мне работа за столько лет? Да вы что! Ко мне вот тут недавно ребята в метро подошли: «Дед?» Думаю: ну все, драться хотят. А они: «Bay! Можно поздороваться? Как классно, что вы живете в нашем районе!»
Несколько раз мне поступали предложения из зарубежных клубов (Англия, Арабские Эмираты). Но я отказался. Я не могу бросить свою команду и гнаться за деньгами! Как говорится: «Я родился в ЦСКА, я и умру в ЦСКА!»
Аскер Исмаилович Барчо родился 14 июня 1946 года в ауле Старо-Бжегокай Теучежского района Краснодарского края, бессменный массажист баскетбольного клуба ЦСКА c 1976 года.
Титулы:
Как спортсмен: неоднократный чемпион Вооруженных сил (1965—1975), чемпион СССР в эстафете 4х100 (1969), победитель Кубка СССР (1969—1971).
Как тренер-массажист: бронзовый призер Олимпийских игр (1980); чемпион Европы среди молодежных команд (1980), чемпион Евролиги (2006, 2008), серебряный призер Евролиги (2007), 10-кратный чемпион СССР (1976—1978, 1980—1984, 1988, 1990), победитель седьмой Спартакиады народов СССР (1979), 20-кратный чемпион России (1992—2000, 2003—2013), 4-кратный обладатель Кубка России (2005—2007, 2010).
Награды: заслуженный тренер России, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «За безупречную службу в ВС СССР», медаль «За отличие в воинской службе» II степени, медаль «За укрепление боевого содружества».