Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Выставка эмали академика Российской академии художеств Николая Вдовкина открылась в Северокавказском филиале музея искусства народов Востока.

На торжественное открытие выставки «Рожденная в огне. Искусство эмали» в республику приехал сам мастер. Это событие отнюдь не рядовое для культуры Адыгеи, так как эмаль довольно скупо представлена в фондах республиканских учреждений культуры. Его работы побывали во многих странах мира. Теперь у жителей и гостей Адыгеи есть возможность прикоснуться к этому искусству, за что мастера поблагодарили Министр культуры РА Мухамед Кулов, директор СКФ Музея Востока Нафисет Кушу, директор Картинной галереи РА Абдулах Берсиров, председатель Союза художников РА Рамазан Хуажев.

Эмаль. Рожденная в огне
Эмаль. Рожденная в огне
Эмаль — одно из самых древних и в то же самое время молодых искусств. Эмаль обладает высокой прочностью, не боится перемены климата и яркого света. Ее называют вечным искусством: мир рухнет, но через тысячи лет потомки извлекут эмаль из земли и будут любоваться ее не тронутой временем красотой…

Техника изготовления эмали достаточно сложная, и работать в ней решается далеко не каждый художник. Автор работ академик Российской академии наук, заслуженный художник РФ Николай Вдовкин — один из ведущих мастеров эмальерного искусства страны, возглавляет Гильдию эмальеров России. Выпускник Строгановского высшего художественно-промышленного училища, он много лет работал в области монументального искусства, создавал витражи, мозаики, настенные росписи. Позже он обратился к эмали, развивая этот древний вид искусства и обогащая его новыми технологиями.

В настоящее время Николай Вдовкин живет и работает в Ставропольском крае. Он передает свой опыт студентам Высшей школы дизайна в Железноводске и Ростовской академии архитектуры и искусства.

Эмаль. Рожденная в огне
Эмаль. Рожденная в огне
В Адыгее выставлены 50 произведений — это лишь небольшая часть работ художника. Сюжеты его произведений различны, но вместе с тем объединены темой окружающей многогранной жизни.

В произведениях «Материнство», «Первенец», «Мольба», «Я сберегу тебя, сынок», «Ангел-хранитель» он обращается к теме семьи. В почти иконописном образе матери он стремится передать гармонию и внутреннюю чистоту. Размышления о войне воплощены в работах «Междоусобица», «Анчар», «Реквием».

— Меня как ножом по сердцу полоснула тема пьянства на Руси. В итоге появилось две работы, которые называются «Изготовление домашнего вина». В них довольно глубокий подтекст: алкоголь разрушает жизнь не только самого пьяницы, но и всей его семьи, а в конечном счете спивается целая страна, — рассказал «СА» Николай Вдовкин.

Работы Николая Вдовкина имеют довольно внушительный размер для эмалевой техники. По словам художника, период изготовления каждой работы всегда разный, от эскиза до конечного результата проходит минимум неделя, но иногда процесс может занять несколько лет.

В его мастерской установлено специальное оборудование, позволяющее пользоваться широкой палитрой эмалей высокого и низкого обжига. Оно позволяет достигать необходимого эффекта на поверхности: блестящего и матового, гладкого и фактурного. Ежегодно с 1991 года в своей мастерской Николай Вдовкин проводит творческие симпозиумы международного уровня, передавая свой опыт по технике горячей эмали мастерам из России и из-за рубежа.

В конце августа художник планирует еще раз посетить Адыгею, но уже с целью творческой встречи, на которой он расскажет посетителям музея об истории эмали и современных техниках ее изготовления.

Елена Маркова.

Фото Мурата Шартана.

07.08.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+