Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Археологи нередко становятся свидетелями по-настоящему загадочных явлений.

Археология всегда ассоциировалась с чем-то потусторонним, мистическим. Практически каждый археолог, который хотя бы раз проводил раскопки, может рассказать историю, которую объяснить логически или обосновать научно очень непросто. Скептики называют все это выдумками и банальными совпадениями, люди впечатлительные — деяниями сил из потустороннего мира, а те, кто побывал в таких обстоятельствах и встретился с необъяснимым явлением, просто теряются в догадках….

— Археология — наука многогранная, и, помимо научных аспектов и изысканий, мы сталкиваемся зачастую с по-настоящему мистическими событиями, которые заставляют быть суеверными, — рассказывает археолог Аслан Тов. — Когда мы исследовали курганы, могильники, с нами происходили такие явления, логически объяснить которые действительно трудно.

Около 10 лет назад экспедиция Музея искусства народов Востока, руководил которой ученый-историк, опытный археолог Владимир Эрлих, исследовала меотский могильник и святилище на южном берегу Краснодарского водохранилища, в ауле Тауйхабль.

 Экспедиция оказалась удачной: были найдены интересные артефакты, комплексы, — говорит Аслан Тов. — По правилам после завершения работ все костные останки нужно прикрыть землей. Я, к сожалению, сделать этого тогда не смог — мне пришлось срочно уехать, поэтому поручил эту работу студентам

…Но студенты по какой-то причине тоже не предали кости земле и, как предполагает археолог, поплатились за это. По традиции, вечером, после завершения всех раскопок, устраивают прощальный ужин, однако поужинать в этот вечер не удалось. Откуда ни возьмись (а погода весь день стояла ясная) на аул налетел жуткий ураган, начался ливень. Стихия оборвала провода, оставив весь аул без электричества. Рядом с домом, в котором базировалась экспедиция, ветер повалил огромное дерево, которое, упав, прорвало газовую трубу, газ стал выходить с таким ревом, что всем поневоле стало жутко.

 С последствиями той стихии бороться пришлось еще долго, — говорит археолог. — Но самое главное — это то, что, вернувшись в аул, я увидел, что кости были «погребены» самой природой: потоки воды во время ливня с ветром нанесли на них землю.

Конечно, такая череда событий может быть и простым совпадением, но этот случай не единичный. Археологи всего мира рассказывают о том, что во время раскопок разного рода могильников с ними действительно происходят странные необъяснимые вещи, сопоставив которые можно на самом деле поверить в существование так называемого проклятья фараонов.

 Был еще один случай, — рассказывает Аслан Тов. — В 90-е годы мы проводили музейную экспедицию — исследовали курган в ауле Уляп. На небе — ни облачка. Но как только трактор тронулся, чтоб снять слой земли с кургана, поднялся жуткий шквалистый ветер, который в буквальном смысле сбивал с ног. Вмиг все потемнело, в воздухе словно зависла черная пыль, перемешанная с поднятым с земли мусором. Трактор продолжал снимать землю слой за слоем, и, как только он прошелся три раза, все вмиг успокоилось. Просто невероятно, будто кто-то нажал на какой-то выключатель — чернота в один миг рассеялась, воздух словно замер.

Тогда, несмотря на это предостережение природы, экспедиция продолжила работу. Удалось найти даже центральное захоронение, которое, к сожалению, было частично разграблено. В этом кургане были найдены интереснейшие артефакты, да и само захоронение представляло собой крайне любопытный объект. Однако по каким-то необъяснимым причинам исследовать этот курган до конца пока не удалось. Может, высшие силы не позволяют этого сделать?

— Люди могут в мистику верить или не верить — это дело каждого, — говорит археолог. — Но все же есть то, что должно оставаться незыблемым: нельзя просто взять и разворошить могилу, ведь это — память о людях, которые когда-то жили на нашей земле. У нас есть правило: когда мы исследуем могильник, то обязательно проводим перезахоронение найденных в нем останков, в отчете указываем место, в котором это перезахоронение произведено, — ведь это люди, которые прожили жизнь, у которых наверняка есть потомки. Об этом правиле, конечно, не знают «черные копатели», которые, ведомые жаждой наживы, забывают о моральных принципах.

Наверное, ореол мистики будет сопровождать такую науку, как археология, всегда. Так устроен человек: когда мы встречаемся с чем-то неизведанным, мы подсознательно пытаемся объяснить себе, как это явление произошло, и порой, не находя логического, так сказать, «земного» объяснения, уповаем на потусторонние силы. На самом же деле работа археолога — это не мистика, а большой труд: и умственный, и физический. Труд, который служит благом всем нам, потому что знания древности — это опыт, который, несомненно, помогает строить цивилизации.

Юлия Мельникова.

08.08.2014 в 07:00