Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Тематическая разделенность по блокам фильмов, которые показывали в стране в рамках фестиваля «Арткино», весьма относительна. Имели место короткометражные фильмы, объединенные в конкурсные блоки: «животное», «мужское», «женское», «нереальное».

«ЖИВОТНОЕ». Отправляясь на просмотр этго блока, зритель с опасением ожидал чего-то чересчур «звериного», насыщенного животным оскалом и далекого от человеческой сути. Однако, к счастью, опасения не оправдались. Зоология здесь была весьма относительная, фоновая: звери лишь присутствовали в кадре, иногда играя роль попутчиков главных героев. К примеру, один тридцатиминутный фильм программы назван «Искусство общения с животными и с людьми», что уже настраивает действительно на искусство, возможно, на умение общаться. Тем не менее нет. Умения такого не появится, и, ожидая его, на протяжении получасового фильма ловишь себя на мысли, что назвать его было бы лучше «Трудности общения…», ведь именно трудностями можно обозначить все происходящее с несчастной молодой женщиной сегодня в российском мегаполисе. Единственным выходом здесь оказывается общение героини с лошадьми, которое скрашивает ее серые будни. В данной расположенности кавказский зритель, для которого исторически конь всегда был первым попутчиком и лучшим другом, хорошо понимает героиню, разделяя ее чувства.

Не менее понятен кавказскому зрителю и главный персонаж другого фильма программы — «Чайка». Киргизское озеро Иссык-Куль, окруженное горами, и белое одноэтажное здание школы. Весьма знаком нам образ ушедшего на пенсию учителя, боящегося остаться без работы и продолжающего жить школьной жизнью. Родные нам по нынешним российским реалиям образовательные невзгоды. Периодически высказывающийся по поводу урезания часов литературы уважаемый учитель, реплики, выражающие его возмущение и несогласие, убедительные аргументы в адрес оппонентов — все это остается в его собственном пространстве и никак не влияет на проводимую правительством программу.

Таким образом, во всех названных фильмах властвует пессимизм — понимаешь жизнь во всех ее невзгодах и несчастьях, в очередной раз ужасаешься и «складываешь ручки», опасаясь посмотреть вперед.

Но вот наступает спасение. Приходит очередь последнего фильма в программе — сухумского «Алхас и Джульетта». В нем есть все: красивая природа, симпатичные и обаятельные герои, острый сюжет, добро и зло во всех положенных им проявлениях, отважный и самоотверженный старец в главной роли и, соответственно, благополучный, обязательный для такого сюжета финал. А Джульеттой здесь выступает очаровательная курочка — добрая знакомая и непременная подруга Алхаса. Насыщенные и сочные художественные полчаса абхазского фильма действительно подарили несказанное удовольствие.

«МУЖСКОЕ». На следующий день фестиваля зрителям предлагают блок, состоящий из семи фильмов. Вот на экране десятиминутный фильм «Решиться на…». Смелый юноша, увлекающийся экстремальными видами спорта, понимающая его в увлечениях и разделяющая их девушка Зоя. Кадр, изображающий пару, которая стоит на мосту и готовится к очередному прыжку с альпинистским снаряжением. Собирающийся прыгать Макс и внезапно отказывающаяся прыгать Зоя. Острота фабулы здесь состоит в этом десятиминутном, недолгом и потому концентрированном противостоянии двух подростков, двух формирующихся характеров.

Достаточно туманным оказывается другой фильм программы — 17-минутная международная лента «Туфельки», посвященная холокосту и его жертвам. Мелькающие на огромном экране ножки порядком смущают рядового зрителя. Режет слух нецензурная лексика героев в другом фильме — «Заблудился». Неуловимым по смыслу для нас остается фильм «Последний бой». Эту картину, насыщенную документальными фактами, картами и записями, посвященными 70-летию Великой Отечественной войны, сложно назвать художественной.

Гораздо больше ясности, понятных человеческих чувств в получасовом фильме «Отец». Сюжет кавказского сценариста выстроен на трудностях и перипетиях коррупционной современности. Фильм «Дневник юного доктора» обращен к человеку не меньше. Он показывает разные человеческие качества: эгоизм жены, самоотверженность героя, ответственную отвагу хирурга и т.д., то есть все, что в необходимой степени культивирует требуемые нравственные приоритеты.

«ЖЕНСКОЕ». Восемь фильмов в названном блоке, насколько представляется по заглавию, наверное, можно было бы объединить наличием ярких центральных персонажей женского пола. Однако нет, такие только в трех фильмах: раздающая волшебные конфеты цветочница («Кэнди»), тщательно исполняющая свои обязанности сотрудница соцопеки («Проверка»), пытающаяся набрать вес офисная служащая («Не меньше 50 кг»). Все перечисленные героини находятся в тягостной и серьезной борьбе, противостоят тем или иным обстоятельствам, складывающимся на их жизненном пути. Главные герои трех других фильмов («Холивар», «Женечка», «Чиппендейл») — мужчины, а восьмого («Снежинка») — девочка. Однако психологическая сюжетика все та же: явно прослеживаемая современная реальность, ее будни и сопровождающие обыденную серость человеческие переживания, знакомые многим.

«НЕРЕАЛЬНОЕ». В обстоятельствах, рисуемых сюжетами шести фильмов, очевидно, гораздо меньше реализма, чем в трех предыдущих блоках. Но в каждом фильме в той или иной степени есть обычная для человека борьба добра и зла, удающиеся человеку победы над внешними и внутренними соблазнами… Порой фильмы можно обозначить как строго мистические, виртуальные («Невеста») либо как приближенные к природе («Нечто»). Иногда презентуемые картины находятся на границе между нереальным пространством и действительностью с соответствующими героями: это научный сотрудник из будущего, исполняющий свои профессиональные обязанности в современном супермаркете, либо обретающая сказку сотрудница налоговой службы («Жизнь после…»).

Время от времени фабула двух других фильмов данной программы приобретает не столь мифическую, сколь детективную насыщенность. Так, в получасовом фильме «Щелчок» центральный персонаж — современный медик, потерявший родного брата и пытающийся отыскать его, сталкивается со странными подробностями произошедшего, но не отказывается от спасительных намерений, что делает честь пожилым, не всегда физически сильным, не всегда материально богатым, но твердо убежденным отечественным гражданам.

Проводимый подобным образом Всероссийский кинофестиваль короткометражного авторского кино (АРТкино), захватывающий в прямом эфире публику двадцати российских городов и предоставляющий ей возможность оценить киноновации, являет собой заметное, отнюдь не бессловесное и вовсе не робкое явление в социально-культурной жизни страны, которое может быть названо его позитивной традицией, достойной того, чтобы быть продолженной.

Ф.Хуако, доктор филологических наук.

17.09.2014 в 07:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.