Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Среди лауреатов конкурса им.братьев Соловьевых — учитель русского языка и литературы лицея №34 Майкопа Татьяна Валентиновна Раман. Этой премии удостаиваются лучшие жители города, которые своим трудом, своими талантами и делами преумножают славу Майкопа. Педагог, которого в Адыгее знают и уважают, прославила столицу республики уникальными методиками преподавания, которые взяли на вооружение педагоги многих регионов России.

Сегодня, когда единый государственный экзамен прочно вошел в нашу жизнь, школьники и родители обращаются к учителям, репетиторам, чтобы наилучшим образом подготовиться к этому судьбоносному испытанию. От него зависят поступление в престижный вуз и дальнейшая карьера выпускника. Каждый педагог разрабатывает свой подход к обучению школьников. В этом году, когда условия проведения ЕГЭ были максимально ужесточены и результаты итоговой аттестации оказались ниже уровня предыдущих лет, один из немногих в республике не сдал своих позиций майкопский лицей №34.

Выпускники набрали наиболее высокие баллы по русскому языку — 84, 87, 90, 92. В самой сложной части контрольно-измерительных материалов «С», где наивысший возможный балл составлял 23, ученики заработали 20, 21 и 22 балла. Речь идет в первую очередь об учениках Татьяны Валентиновны Раман, которая изобрела свою уникальную методику подготовки к ЕГЭ за 30 занятий. В московском издательстве «АСТ», где ее книга была издана тиражом 800 тысяч экземпляров, рецензенты отметили ее такими эпитетами — «уникальная методика, ускоренный курс, стопроцентный результат».

Книга возникла не спонтанно. Ей предшествовала огромная многолетняя работа. А началось все в 1993 году. К тому моменту русский язык в старших классах школ не преподавался уже 20 лет. За это время грамотность в стране резко упала. В 90-е предмет решили вернуть в старшее звено, но программ и методик преподавания не было. Только линейно-ступенчатый принцип подачи материала, когда в течение нескольких лет ученикам о каждой части речи рассказывали по частям. В итоге складывается смесь из изученных правил, применять которые ученику трудно.

Для старших классов такая методика не подходит. Вместо нее мы взяли за основу концентрический принцип — дети получают весь материал сразу в виде тематического блока. Таким образом, не нарушается познавательный подход. С помощью этого принципа вырабатывается система знаний, пользоваться которой ученику легко и удобно, — говорит Татьяна Раман.

Педагог создала свою авторскую методику преподавания для 10 и 11 классов. Пришлось потрудиться, чтобы сделать грамотно, интересно, на высоком уровне. Позже эти книги были переработаны, одобрены методическим советом Министерства образования и науки республики. Ими активно стали пользоваться учителя в Адыгее. Будучи в Москве, Татьяна Валентиновна предложила свое методическое пособие для 10-х классов в недавно открытое, активно набирающее обороты издательство «АСТ». Там за книгу ухватились. «А где пособие для 11-х классов?» — спросила редактор. «Будет!» — пообещала Татьяна Валентиновна. По методике она уже активно занималась со старшеклассниками, но готового издания еще не было. Через два месяца педагог привезла готовый материал в редакцию. Пособие было настолько высокого уровня, что его сразу приняли, впоследствии обе книги разошлись общим тиражом 1,6 миллиона. «А вы не хотите начать с начала — с 5 класса?» — Татьяне Валентиновне предложили сделать линейку книг вплоть до 9 класса включительно.

Педагог понимала, насколько это непростая задача, и не сразу согласилась. Начинать все надо было с нуля. В редакции предложили сделать поурочное планирование к популярным в России учебникам Т.Ладыженской. На тот момент разработки к учебнику, подготовленные другими авторами, уже были, но учителя хотели что-то новенькое, и это новенькое по условиям контракта должна была создать Татьяна Валентиновна.

Я старалась сделать материалы умно, интересно, чтобы ни одно предложение не совпало с другими авторскими программами. Готовя материалы для 5 класса, я перечитала практически всю детскую литературу, из которой брала примеры для упражнений. Я перечитывала С.Маршака, К.Чуковского и восхищалась, насколько умные, мудрые и добрые книги они создали для наших детей, — вспоминает учитель.

Позже, когда книга была издана, редакция выставила ее на конкурс. Пособие получило одобрение и гриф Российской академии образования.

Постепенно вышла вся линейка поурочных планов для учителей с 5 по 9 класс, сегодня книги разошлись по стране и пользуются популярностью. Спецкурс по ЕГЭ стал логичным продолжением этой работы и своеобразным ее итогом. Но ставить точку пока рано. ЕГЭ меняется, уже в этом году будут изменены контрольно-измерительные материалы. Возвращается сочинение. Так что, возможно, Татьяна Валентиновна подготовит новый спецкурс. Мы попросили учителя дать пять советов учащимся, которым предстоит сдать этот ответственный экзамен.

Топ-5 советов подготовки к ЕГЭ 

от Татьяны Раман:

1. Удачно сдаст ЕГЭ тот, кто имеет четкое представление о системе русского языка.

2. Нужно уметь различать языковые явления и правильно с ними работать.

3. Актуализировать свои знания и применять их в меняющихся условиях. Вопросы могут быть сформулированы по-разному, но, владея материалом по существу, человек поймет суть и ответит правильно.

4. Необходимо иметь высокий уровень общего развития, иметь глубокие познания в музыке, литературе, истории, географии и т.д. В части «С» нужно приводить аргументы на основе полученных ранее знаний. Чем глубже они будут, тем лучше и обоснованнее будет высказанное мнение.

5. Обязательно нужно настроиться: я знаю и хочу показать уровень своих знаний, все, на что я способен, а не бояться, поймают со шпаргалкой или нет. Как говорил Александр Суворов: «Где знают дело, не знают страха».

Татьяна Филонова.

Фото Аркадия Кирноса.

20.09.2014 в 07:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.