Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Говорят, чтобы стать хорошим учителем, нужно родиться с определенными качествами характера — быть терпеливым, уравновешенным, уметь любить детей такими, какие они есть. Только с любовью в душе можно справиться с этой нелегкой, но такой важной миссией — дарить детям знания. Особенно если учить нужно особенных детей…

Вероника Черных — преподаватель музыкально-ритмических занятий в республиканской школе-интернате — в педагогике уже около 27 лет. И более 20 лет она посвятила обучению детей с ограниченными возможностями здоровья — инвалидов по слуху. Сегодня — она их главный помощник в жизни. Именно в жизни, потому что на своих музыкально-ритмических уроках она учит их не бояться действительности, жизненных обстоятельств, смело шагать навстречу новому — тому, чего эти дети часто стесняются и опасаются. Шаг за шагом, слово за словом она ведет их к жизни, которая всем нам кажется такой обыденной и которая кажется детям с нарушением слуха такой недоступной. Дети доверяют ей самое сокровенное, но чтобы добиться этого доверия, ей самой пришлось преодолеть нелегкий путь…

С детства Вероника Черных занималась танцами, была творческим человеком, а о том, что станет учителем, и не помышляла. Когда пришло время выбирать профессию, обстоятельства сложились так, что поступила в Адыгейский педагогический институт, который успешно окончила. Начала педагогический путь, работая воспитателем в детском саду, но творческое начало ее не оставляло — дополнительно от дворца пионеров она преподавала танцы. А потом отец, тоже педагог, много лет проработавший в республиканской школе-интернате, настоял, чтобы дочь пришла работать сюда учителем. Не до конца осознавая, с чем ей придется столкнуться, девушка согласилась.

 — Я понятия не имела, какая работа мне предстоит, — вспоминает Вероника Владиславовна. — Это был словно другой мир. Первого сентября я зашла в класс, и ко мне пришло осознание, что я просто не понимаю этих детей, а они, естественно, не понимают меня. Честно признаюсь, я думала, что не справлюсь.

Но все же Вероника Черных справилась: научилась общаться с детьми, привыкла к обстановке и специфике работы, через несколько лет прошла обучение по методике, и все встало на свои места. С тех пор минуло уже более 20 лет, и, как признается Вероника Владиславовна, она абсолютно не жалеет, что выбрала в жизни этот нелегкий путь. Наоборот, она уже не представляет своей жизни без школы, без своих учеников, которые смотрят на нее таким благодарным взглядом. 

Для слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия — это возможность освоить необходимые для нормальной жизни навыки. Через движения дети учатся говорить. Мы прослушиваем музыку, отхлопываем ритм, проговариваем звуки и выполняем несложные ритмические движения. Таким образом у детей развивается речь, нормализуется координация движений, — рассказывает Вероника Черных.

Главная особенность этих занятий еще и в том, что к каждому ребенку у учителя индивидуальный подход. Дети различаются здесь не только по уровню знаний, как это бывает в обычной школе, но и по состоянию своего здоровья, и по психологическому настрою — очень многие дети стесняются своего недуга.

Именно это подвигло Веронику Владиславовну создать в школе музыкально-ритмический кружок, в котором дети могли бы заниматься для развития своих способностей и показывать то, чего достигли, на выступлениях, преодолевая таким образом чувство стеснения. Кружок постепенно вырос в настоящий ансамбль с позитивным названием «Калаш», он — участник и призер многих конкурсов самых различных уровней.

Мы работаем в самых разных жанрах, пробуем разные творческие направления и соединяем все это в сценические номера — отсюда и название ансамбля, — рассказывает Вероника Владиславовна. — Для детей наши репетиции— настоящий праздник, тем более занятия эти дают плоды — мы участвуем и побеждаем в самых разных творческих конкурсах, и, что очень важно, не только среди детей-инвалидов. Для недавно прошедшего фестиваля мы подготовили совместный с учениками школы искусств номер: они танцевали, а мы пели жестами. Это очень положительный опыт, надеюсь, мы его продолжим, ведь для моих учеников так важна адаптация в обществе.

Для воспитанников Вероники Владиславовны каждый конкурс — шаг навстречу нормальной жизни. Жизни без надуманных барьеров. Общаясь с другими детьми, видя, что жизнь их сверстников ничуть не отличается от их собственной, они шаг за шагом преодолевают ступени, уводящие их от чувств забитости и стеснения.

О каждом своем ученике Вероника Черных говорит так, будто это ее собственные дети: такими родными становятся они ей. За годы работы она выпустила в жизнь сотни ребят, но история каждого из них осталась в ее сердце. Со многими уже взрослыми учениками она общается и сейчас — они приходят к ней уже со своими детьми. И это общение и внимание — главная награда для любого педагога. День учителя Вероника Владиславовна отметит вместе со своими учениками ярким концертом, который станет подарком для всех педагогов школы. А главный подарок для нее самой — видеть, как шаг за шагом дети развиваются, преодолевают препятствия, уготованные им судьбой, получают на ее уроках знания, так необходимые им для жизни. Каждое новое слово, произнесенное ее учеником, каждое движение, с которым он смог справиться, укрепляет в ней мысль о том, что педагогике она посвятила жизнь не зря.

Юлия Мельникова.

05.10.2014 в 00:44

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.