Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Нет, таких призывов общественности или приказов начальства пока не существует. Разве что раз в году, 22 сентября, во Всемирный день без автомобиля, средства массовой информации, наглядная агитация на городских улицах взывают к автовладельцам: оставьте на день своего «железного коня» в гараже, сходите на работу пешком или съездите на общественном транспорте, на велосипеде, на роликах.

А вот сама жизнь все чаще и чаще заставляет автовладельцев задуматься над вопросом: а может, действительно, не раз в году, а навсегда бросить руль и ходить пешком?

Какие же конкретные жизненные ситуации подталкивают к такой мысли?

Как с поля боя

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях, числе погибших и раненых при авариях порой напоминают военные сводки. По некоторым данным, на территории нашей страны каждый час происходит до 20 автоаварий.

Например, по данным ГИБДД России, 30 сентября на дорогах нашей страны произошло 522 автоаварии, при которых 68 человек погибли, 632 получили ранения. Что самое печальное — среди жертв двое детей, а ранены 67 ребятишек.

За полгода в автоавариях на территории страны погибли около 11 тысяч человек и почти 107 тысяч получили ранения разной тяжести.

А вот с начала года только тяжких ДТП произошло более 83 тысяч. Число погибших в автоавариях в нынешнем году возросло на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Значительная доля ДТП происходит по вине водителей — за 8 месяцев нынешнего года таковых 88,5%. Это, как правило, элементарное несоблюдение правил дорожного движения, таких как обгон (часто его совершают с выездом на встречную полосу), невнимательность за рулем, езда в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие аварии составили в этом году 8,4%, что на 2,2% больше по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Ничуть не лучше статистика ДТП у нас в Адыгее. За 8 месяцев на дорогах республики произошло 318 аварий, при этом 350 человек получили ранения, а 47 погибли.

Значительная доля ДТП происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог, с начала нынешнего года это почти 29%. К примеру, у нас в Майкопе на некоторых улицах на дорожном полотне много выбоин, утопленных крышек канализационных люков. И, как правило, никаких предупреждающих знаков об опасном состоянии дорожного полотна не вывешивается. Увидев опасность, водитель делает резкий маневр, при этом часто происходит ДТП.

Анализируя причины ДТП, можно прийти к выводу: даже если ты будешь строго соблюдать правила движения, ездить аккуратно, это может не спасти тебя от ДТП — на тебя наедут.

Прогоришь на одном бензине

По паспорту моему автомобилю на 100 км пробега требуется 5 литров. Но это только по паспорту. На самом деле гораздо больше, особенно при езде по городу. Почти перед каждым светофором приходится немного постоять (в Майкопе почему-то не могут организовать «зеленую волну», когда светофоры на соседних перекрестках срабатывают синхронно и «кланяться» каждому не надо). К тому же многие майкопские автомобилисты нерасторопны: если к перекрестку подъехали одновременно 3-4 автомобиля, за один цикл светофора они не всегда успевают проскочить перекресток, приходится ждать второго цикла. А двигатель работает, впустую жжет дорогущий бензин. И уже к паспортным 5 литрам на 100 км пробега надо добавлять шестой, седьмой…

Стоимость же бензина на майкопских АЗС — величина очень непостоянная, цены подрастают почти ежемесячно. Например, на 30 сентября стоимость бензина самых ходовых для легковых машин марок составляла: АИ-92 — 33 руб. 32 коп., АИ-95 — 36 руб. 42 коп.

Путем простых арифметических операций можно подсчитать, что расход только на бензин на каждый километр составит более рубля. Но автомобилям нужен не только бензин…

Перспектив того, что цены на бензин начнут падать или хотя бы стабилизируются, — никаких. По сообщению газеты «Коммерсантъ», в сентябре из-за сокращения поставок бензина на внутренний рынок страны закупочные цены выросли на 1,7%. Что сразу же вызвало скачок розничных цен на АЗС почти на 2%.

Кстати, на рост стоимости бензина не раз обращал внимание Президент РФ Владимир Путин, который считает сдерживание роста цен на бензин задачей вполне выполнимой. А пока за полную заправку бака (20 литров) надо выложить более 660 руб., что в кошельках некоторых автовладельцев делает довольно ощутимую брешь.

Страховка тоже дорожает

В марте нынешнего года страхование автогражданской ответственности мне обошлось в чуть более 1300 руб. (с вписанным в страховой полис еще одним человеком).

Нынче страховка круто полезла вверх. Но некоторым данным, начиная с октября нынешнего года отдельные страховые компании увеличили плату за страховой полис до 30%.

Объясняется это тем, что увеличивается максимальная компенсация за ущерб имуществу до 400 тыс. руб. Однако не всем, а тем, кто приобрел страховой полис после 1 октября. По полисам, приобретенным ранее, компенсация за вред, причиненный в ДТП имуществу, остается прежней — 120 тыс. руб.

В дальнейшем рост стоимости страховых полисов тоже неизбежен. В Минфине РФ подготовлен проект закона о внесении изменений в Федеральный закон об ОСАГО.

Проектом предполагается, что с 1 апреля 2015 года изменения произойдут в правилах расчета суммы страхового возмещения при причинении в ДТП вреда здоровью потерпевшего.

Выплаты будут рассчитываться в зависимости от полученных травм, и лимит выплат «по здоровью» может составить до 500 тыс. руб.

Конкретная сумма выплат будет зависеть от травм и специального коэффициента. Например, при переломе носа пострадавший может получить до 5% страховой суммы, т.е. 25 тыс. руб., при переломе, вывихе плеча — 15%, или 75 тыс. руб.

Максимальная выплата превышает 75% при действительно серьезных увечьях, например при потере конечности, — 300 тыс. руб. Минимальная сумма, 250 рублей, предполагается к выплате за ушибы мягких тканей.

Выплачиваться сумма будет независимо от того, проходит ли пострадавший лечение в рамках ОМС или нет.

При этом, как предполагается законопроектом, пострадавшему надо обращаться в страховую компанию со справкой об аварии и медицинским заключением.

В настоящее время пострадавший в ДТП гражданин имеет право на возмещение ущерба здоровью только на 160 тыс. руб. — в той части, которая не покрывается ОМС.

Все это, естественно, повлечет увеличение стоимости страхового полиса — повышение может составить до 20—25%.

Удовлетворятся ли этим страховые компании, сказать трудно. Не повторится ли ситуация весны и лета нынешнего года, когда страховщики под разными предлогами отказывали клиентам в страховании автогражданской ответственности?

Со второй попытки

Общеизвестен факт, что недавние выпускники автошкол ведут себя за рулем менее уверенно и поэтому или сами становятся виновниками ДТП, или являются пострадавшей стороной. Доля автоаварий с участием молодых (до года стажа) водителей составляет до 3% от всех ДТП, случившихся по вине водителей.

Руководство ГИБДД России давно поднимает вопрос об улучшении подготовки водителей, о проведении государственной аттестации автошкол. И многое уже изменилось в подготовке водителей, например, нельзя сдавать экзамены экстерном: будущий водитель обязательно должен пройти теоретический и практический курс в автошколе — стационарном специализированном учебном заведении.

Повышение качества подготовки водителей требует увеличения платы за обучение, сдачу экзаменов. ГИБДД РФ предлагает ввести новую пошлину на получение водительских прав — как минимум 4500 руб. При этом, если первая попытка сдать экзамены не удалась, заветные права дорожают на 1,5-2 тыс. руб. (за повторную сдачу экзаменов).

Если предлагаемые ГИБДД РФ поправки в соответствующее федеральное законодательство будут приняты, то уже с января 2015 года придется платить больше, чем раньше. Предлагаемые расценки таковы: сдача теоретического экзамена — 1000 руб., сдача езды на площадке — 1500 руб., сдача практической езды по улицам и дорогам — 2000 руб.

Должна вырасти и стоимость изготовления самих водительских документов. Раньше за водительское удостоверение платили 800 руб., предлагаемая новая стоимость этого документа — 2000 руб.

Таким образом, получение удостоверения (не считая платы за учебу) составит 6500 руб. Разумеется, при условии, что обучающийся хорошо усвоил теоретический и практический курсы и все экзамены сдал с первой попытки (сейчас это удается лишь каждому пятому из всех обучающихся в автошколах России). Повторные попытки — платные, и чем их больше, тем дороже стоит каждая.

Введение основной и дополнительной платы за сдачу и пересдачу экзаменов, как считают в ГИБДД, должно стимулировать курсантов лучше изучать теоретический и практический курсы.

В прошлом году было зафиксировано по России более 10 млн. попыток сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений. Получили же вожделенные права только 2,2 млн. человек. Остальные шли на пересдачу, некоторые по 2-3 раза.

Неудачи при сдаче экзаменов объясняются многими факторами, в том числе самочувствием экзаменующегося, его настроением. Многое зависит от личностного фактора, например, экзаменующийся чем-то не приглянулся экзаменатору. В то же время при сдаче экзаменов на компьютере процент счастливчиков с первой попытки значительно выше.

В нашей республике с начала года водительские удостоверения получили около 6 тыс. человек. Конечно, не все они, но очень многие уже сели за руль и ездят по улицам и дорогам. На машинах, на которых они ездят, есть особый знак. При встрече на дороге с ними надо быть особенно осторожными.

Дышать становится труднее

Автомобилизация чревата еще и экологической угрозой. Как известно, при работе двигателя и сгорании бензина в атмосферу выбрасывается много вредных веществ. Кроме углекислого газа в воздух попадают окислы тяжелых металлов, которые добавляют в бензин для повышения октанового числа. Не менее вредны окислы азота.

Причем чем хуже налажен и отрегулирован карбюратор, тем едких, опасных для здоровья человека веществ выбрасывается больше. Раньше перед прохождением ежегодного техосмотра требовали талон на исследование выхлопных газов на наличие углекислого газа. Талон этот водитель обязан был размещать на лобовом стекле рядом с талоном техосмотра. Теперь же исследование токсичности выхлопов якобы входит в саму процедуру техосмотра. На самом деле это не всегда делается.

По данным Роспотребнадзора, до 90 процентов загрязнения воздуха в городах с интенсивным движением автотранспорта приходится на автомобильные выхлопные газы. В нашей республике Роспотребнадзором проводится мониторинг воздуха на загрязненность автомобильными выхлопами более чем в 20 точках. Пока стрелка не зашкаливает. Но ведь число автомобилей интенсивно растет, возрастает соответственно и загрязненность атмосферы выхлопными газами.

Самыми большими загрязнителями являются старые автомобили с изношенными двигателями, трудно регулируемыми карбюраторами. Вывод изношенных автомобилей из эксплуатации — тоже путь уменьшения вредоносности выхлопных газов. Тут было замаячила перспектива — Правительство РФ объявило о возобновлении программы утилизации старых автомобилей, за что автовладелец должен получить скидку при покупке нового автомобиля отечественной сборки. Но вовсю программа еще не заработала, и старые машины не пошли потоком в утиль, а продолжают коптить на улицах и дорогах.

И еще одно новшество ожидает автовладельцев. Минтранс РФ разработал проект федерального закона «Об организации дорожного движения». Законопроект предлагает расширить права органов местного самоуправления в организации движения автотранспорта на подведомственных территориях. И за въезд на определенные участки своих территорий муниципалитеты смогут взимать плату. Это может коснуться центров населенных пунктов или так называемых спальных микрорайонов, чтобы там было меньше задымления автомобильными выхлопными газами.

Дмитрий Крылов

10.10.2014 в 00:38

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.