Профессия как призвание
До недавнего времени, пока не была изобретена электронная почта, письма и другую корреспонденцию, как казенную, так и личную, доставляли почтальоны.
На Руси корреспонденцию государственной важности или торгового характера перевозили из одного населенного пункта в другой ямщики. Затем доставщиков корреспонденции стали называть почтарями. Нынче мы их называем почтальоны. Интересно заметить, что эта профессия мало изменилась за 200 лет. Все так же, пешком («железного коня» — велосипед почтовикам выдают в основном в сельской местности), от дома к дому, от улицы к улице, по 10—12, а то и больше километров преодолевают они каждый день. Вот уж кому не страшна гиподинамия, так это почтальонам!
Профессия эта имеет большую социальную значимость: именно почтальоны непосредственно общаются с жителями, обеспечивая их необходимым спектром почтовых услуг. Кроме доставки отправлений и периодической печати почтальон осуществляет дополнительные услуги: выдачу денежных выплат, подписку на периодические издания, продажу знаков почтовой оплаты, конвертов, открыток.
Только на первый взгляд профессия эта кажется не такой уж и сложной. Зашел в подъезд (если почтальон обслуживает участок с многоквартирными домами), опустил в почтовый ящик газеты или письма — и гуляй себе, дыши воздухом. На самом деле у этой профессии, как и любой другой, имеются свои тонкости. Об этом мне рассказал почтальон 7-го участка главпочтамта, или «нулевки», как его называют почтовики, Игорь Сущенко.
— Только не называйте меня «почтальоном Печкиным», — попросил Игорь. — На мой взгляд, это не совсем положительный персонаж мультфильма.
Игорь совсем еще молодой — и по возрасту своему, и по трудовому стажу. В сфере почтовой связи он работает с 2012 года. Долгие годы его мама, Татьяна Владимировна, работала телеграфистом. Все детство Игорь провел у нее на работе. Окончив школу, пошел работать продавцом-кассиром в одну из торговых сетей. Но дело это было молодому человеку не по душе. И как-то в разговоре с мамиными коллегами услышал предложение: «На центральную почту требуются сотрудники. Может, попробуешь?»
Его сразу же прикрепили к опытному наставнику, почтальону с большим стажем Светлане Фисуновой. Она рассказала Игорю, как сортировать корреспонденцию, как оформлять «ходовик», то есть маршрут следования. И прошла с молодым почтальоном по его участку — это центр города Майкопа: улицы Краснооктябрьская, Ленина, Пролетарская, Комсомольская, Привокзальная.
— Рабочий день почтальона ненормирован, — поясняет Игорь. — Ты можешь пройти весь свой участок до 12 часов, а можешь — особенно в день выплаты денежных пособий — завершить работу к 15-16 часам. На моем участке немало организаций, учреждений. А люди живут — я на других участках не работал, могу судить только о жителях центра города — очень интеллигентные, много читают, выписывают и газеты, и журналы. Им приходят письма из-за рубежа: из Египта, Израиля, Франции, других стран. Для почтальона достаточно важна быстрота ног (улыбается хитро) и выносливость. 12 километров ежедневно быстрым шагом — и тренажеров никаких не надо, физическая форма у почтальонов отличная.
А то, что у почтальона должны быть веселый, легкий характер, выдержка, умение слушать, об этом Игорь говорит вскользь. Нынче время такое — люди перестали общаться между собой, а поговорить, особенно людям старшего поколения, ох как хочется! И о жизни своей, и о детях, внуках, и о политической обстановке в стране. С первым встречным не будешь строить диалог. А почтальону, как и участковому врачу, доверяют все свои тайны.
— Заходишь к пожилой семейной паре, они так рады, приглашают чай с ними попить, — говорит Игорь. — Оно вроде как и не положено: на работе надо работать, а не чаи распивать. Но и не хочется людей обижать, присяду на секунду, приободрю их, пожелаю здоровья — и дальше побежал.
Конечно же, Игорь не собирается останавливаться на достигнутом: он в коллективе на хорошем счету, мечтает пойти учиться. Да только отпускать его никто не хочет — ни коллеги, ни жители его участка. И привыкли уже к нему, и ценят как хорошего работника. А спешить ему, в его-то 29 лет, пока что некуда, успеет еще отучиться. Да и в прогнозы, что наступит время, когда профессия почтальона исчезнет за ненадобностью, Игорь не верит. Электроника, все эти СМС, сообщения в Интернете не смогут заменить живого общения посредством писем и открыток.
Валерия Ломешина. Фото автора.