Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Будто все так же, как было 45 лет назад, когда я пришел на работу в редакцию нашей газеты, называвшейся тогда «Адыгейской правдой». Ей было тогда всего 47 лет, и вот мы вместе дожили до ее 92-й годовщины. Я стал в редакции самым старшим по возрасту и по стажу и очень горжусь тем, что работал с замечательными людьми — газетчиками до мозга костей, целеустремленными, честными и принципиальными людьми.

Тогда, в 1969 году, когда я впервые переступил порог редакции, основной костяк журналистского коллектива составляли фронтовики. Одни и на войне были газетчиками и служили в «дивизионках», другие — танкистами, летчиками, авиамеханиками или обыкновенными пехотинцами — стрелками, пулеметчиками.

Иван Николаевич Григоренко на войне был корреспондентом дивизионной газеты на Ленинградском фронте, а в «Адыгейке» — корреспондентом отделов пропаганды и сельского хозяйства.

Как наши годы-то летят...
Как наши годы-то летят...
Иван Матвеевич Калинин всю войну прошел связистом, а сразу после Победы попал в дивизионную газету. В «Адыгейской правде» был заведующим отделом писем и жалоб трудящихся. Всем обратившимся в редакцию стремился помочь. И шли к нему ходоки со всей Адыгеи, как к его именитому однофамильцу — всесоюзному старосте — со всей страны.

Константин Владимирович Дуденков на фронте был авиамехаником аэродромного обслуживания, в редакции — заместителем ответственного секретаря и переводчиком с болгарского (Адыгея тогда дружила с Тырговиштским округом Народной Республики Болгария, и мы обменивались раз в месяц газетными страницами).

Юрий Васильевич Казьмин был корреспондентом армейской газеты «Защитник Отечества», умел фотографировать, и после удачно проведенных нашими войсками операций его сажали в самолет, и он привозил снимки разбитой гитлеровской техники. В «Адыгейке» был корреспондентом в отделе пропаганды.

Владимир Степанович Копытцев сразу после выпускного вечера 22 июня 1941 года пошел в военкомат. Он — участник самого трудного в истории войны десанта — Керченско-Феодосийского, совершенного нашими воинами в декабре 1941 года. Во время разведки боем Владимир Копытцев был ранен, его нашли на поле боя санитары другой части, и в Майкоп полетела казенная бумага «пропал без вести». А он вернулся после войны, поступил работать сначала в типографию, потом в редакцию, был собкором, корреспондентом отделов промышленности и сельского хозяйства. Последние годы работал заместителем ответственного секретаря.

Григорий Алексеевич Макеев не успел доехать до фронта. Эшелон с новобранцами немцы разбомбили. Макеев потерял один глаз, его подчистую списали. Работал у нас в отделе сельского хозяйства. Лучших доярок области знал по именам и отчествам, тепло и сердечно писал об этих замечательных труженицах.

Федор Игнатьевич Мищенко на фронте был артиллеристом. В «Адыгейке» — заведующим отделом информации.

Николай Иванович Пушилин в действующую армию был призван в конце 1944 года. Пока прошел «учебку», война подошла к концу. Но для Николая Пушилина она длилась до 1947 года — воевал на западе Украины с бандеровцами. В нашей газете Николай Иванович много лет бессменно работал заведующим сельхозотделом.

Василий Иванович Вербицкий был танкистом. Участник прорыва блокады Ленинграда. По ранению списали с военного учета в 1944 году, он вернулся на работу в свою родную «Адыгейку», был разъездным корреспондентом, заместителем ответственного секретаря.

Георгий Владимирович Яворовский — артиллерист. Командовал артдивизионом, истребительным противотанковым полком, участвовал в войне против Японии. В нашей газете был художником-ретушером. Оставил в редакции добрую память о себе — оформил альбом, посвященный журналистам-фронтовикам, который у нас бережно хранится.

Нашу газету всегда любили читатели, в отдельные годы (1970—1990-е) тираж ее доходил до 40 тысяч экземпляров. С уважением к «Адыгейке» относились руководители области, редактор всегда был членом обкома партии, депутатом областного Совета. В честь 50-летия наша газета была награждена орденом «Знак почета», который она до сих пор носит на своем титуле.

Как известно, в газете все зависит от руководителя редакционного коллектива, тогда — редактора, теперь — главного редактора. Мне посчастливилось работать при нескольких редакторах.

Алексей Михайлович Павлов — фронтовик, награжден за редактирование газеты орденом «Дружбы народов». Но самые теплые мои воспоминания о Христофоре Ардавасовиче Баладжияне (награжден орденами «Знак Почета» и «Дружбы народов»). Это редактор-долгожитель, проработал в этой должности 19 лет. Был он человеком необыкновенным — и требовательным, и добрым, обладал чувством юмора, и там, где был Баладжиян, всегда было весело и уютно.

Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и редактор «Адыгейки» в 60-х годах Хаджибачир Халяович Бричев, но мне с ним работать не пришлось.

На долю редактора Анатолия Никифоровича Красникова выпала тяжелая миссия — провести редакционный корабль сквозь ветры и рифы перестройки. При этом редакторе мы многое делали впервые — писали о религии не как об «опиуме для народа», а как о факторе, способствующем духовному возрождению человека. Покупающего и перепродающего что-нибудь гражданина наша газета стала называть предпринимателем, а не спекулянтом, как раньше. Приходилось отступать от старых стереотипов, пропагандистских штампов.

Но в жизни ничего не бывает неизменного. Был у нас главным редактором Анатолий Пренко, ныне известный в Адыгее писатель-прозаик. На смену ему пришел Александр Шелудшев. Чем запомнился он мне как главный редактор, так это внимательным отношением к журналистской инициативе. Бюрократия тогда набирала обороты. А что, если завести в газете страницу «Антибюрократ»? Пробуйте, одобрил главный редактор.

Александр Шелудшев вернулся в редакцию. Он сейчас заместитель редактора — ответственный секретарь. К журналистской инициативе у него отношение прежнее — пробуйте, творите, лишь бы было интересно и полезно для читателя.

Два года назад мы широко отпраздновали 90-летний юбилей «Советской Адыгеи». У нас в гостях тогда побывал и тепло поздравил коллектив редакции Глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов. А мы выпустили специальный юбилейный номер — красочный, на офсетной бумаге. Газета рассказала читателям о тех людях, которые ее делают. Место нашлось для всех.

Перечитал я этот юбилейный выпуск и с грустью отметил, что некоторые уже не работают в нашей газете. На смену пришли новые люди. Хорошо это или плохо — судить читателям. И если судить по читательским откликам, то хорошо: газета, в один голос говорят по телефону и пишут многие и многие наши подписчики, стала интереснее. Значит, правильным курсом ведет газетный корабль ее нынешний кормчий Оксана Гамзаева.

На последней странице того юбилейного выпуска есть снимок четырех симпатичных девушек. Под ним подпись «Внимательно следят за тем, чтобы не «прокралась» ни одна ошибка, набирающиеся опыта корректоры Олеся Цыбанева, Юлия Мельникова, Екатерина Бицура, Татьяна Дьяченко.

«Ба, как сказал бы известный литературный герой, — знакомые все лица…» Да-да, это их фамилии — Юлии Мельниковой и Екатерины Бицуры — вы часто встречаете на страницах «Советской Адыгеи» под серьезными и интересными материалами. Так что они уже не «набирающиеся опыта корректоры», а журналисты, способные освоить любую тему.

А всего-то два года прошло со дня того юбилейного выпуска. Ах, как годы летят… Но если у редакции есть молодые силы, газета никогда не состарится.

Дмитрий Крылов

14.10.2014 в 01:26
Возрастная категория материалов: 16+