Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Группы продленного дня в школах, возможно, станут платными.

Закончилась первая учебная четверть, но в большинстве школ Адыгеи чаще обсуждают не успеваемость детей, а судьбу групп продленного дня. Главный вопрос — останется ли продленка бесплатной, а если нет, то сколько придется платить?

Сначала сюрпризом для многих мам и пап стало полное отсутствие групп продленного дня. Так что родителям приходилось отпрашиваться с работы в 11-12 часов дня, чтобы забрать чадо из школы, а потом брать с собой на работу, если бабушки живут далеко и оставить ребенка не с кем. На вопросы родителей, будет ли продленка, учителя отвечают честно, что им за это не платят, и ссылаются на новый Закон «Об образовании в РФ».

Действительно, согласно статье 66 ФЗ №273 от 29.12.2012 года данная деятельность выходит за рамки образовательного процесса, а следовательно, руководитель образовательной организации может устанавливать плату за присмотр и уход в группах продленного дня. Иными словами, хочешь в продленку — плати. Поскольку ребенок остается в школе еще на несколько часов, ему необходим дополнительный обед. А значит, к оплате услуг воспитателей-педагогов добавляется еще сумма за питание. В некоторых майкопских школах классные руководители уже предложили родителям записаться в список на получение этой услуги. Однако окончательную стоимость внеурочного досуга пока не называют. 

Ситуация обострилась тем, что глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов официально во время своего рабочего визита в Астрахань в сентябре четко сказал, что «все школы во всех регионах финансированы по достаточному нормативу, в том числе обеспечивающему присмотр и уход за детьми после окончания уроков», а следовательно, нет никаких оснований введения платы за продленку ни в Москве, ни в других субъектах России.

Но решение данных вопросов отнесено к компетенции местных органов власти, а для бюджетов муниципальных образований в регионах финансовое обеспечение организации продленки с оплатой дополнительных часов педагогам и воспитателям не по карману.

Эта же проблема характерна и для столицы Адыгеи, и для других муниципалитетов.

В прошлые годы продленка была бесплатной, ребята оставались в школе почти до шести часов вечера. С ними занимались педагоги школы, за что получали доплату. За это время ученики успевали выполнить домашнее задание, с пользой провести время. Сегодня продленки тоже востребованы, родители просят их организовать, но средств у муниципалитета на их оплату нет. По нашим скромным подсчетам дополнительные часы вместе с питанием обошлись бы родителям в сумму не менее 1,5 тысячи рублей, — рассказала заместитель директора СОШ №4 Гиагинского района Людмила Кесебежева.

В принципе, школа и вовсе может обойтись без продленки, если сумеет предложить детям во второй половине дня бесплатные кружки и секции. Школы страны уже перешли на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) в начальной школе, согласно которым в первом классе предусмотрена внеурочная деятельность после уроков. Это, если говорить коротко, та же кружковая деятельность по разным направлениям — физкультурно-оздоровительное, патриотическое, художественно-эстетическое и т.д. И эта деятельность уж точно предусмотрена в рамках образовательного процесса и оплачивается учителям. Но часов этих не так много.

Когда ФГОС внедрялся в школах в рамках апробации, внеурочная деятельность предполагала дополнительные часы в неделю по 10 разным направлениям. Но практика показала, что дети после уроков и дополнительных занятий сильно переутомлялись. Поэтому решено было сократить количество направлений до пяти. А количество часов по этим направлениям осталось на усмотрение школы. То есть на патриотическое направление может быть отведено и полчаса, и час. Поэтому в некоторых школах Майкопа занятия длятся до 13.00, а где-то до 14.30, — рассказала главный специалист-эксперт Минобра республики Светлана Воздамирова.

На сегодняшний день группы продленного дня работают только в Адыгейской республиканской гимназии. Это решение учредителя — Министерства образования и науки республики. В остальных майкопских школах родители вынуждены забирать детей сразу после внеурочной деятельности — в обед.

А в это время

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в связи с частыми обращениями родителей и педагогической общественности по поводу платы за продленку выработал наконец методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня. В рекомендациях дается расшифровка собственно услуги — «присмотр и уход за детьми в группах продленного дня». Сюда входят организация питания (обед и полдник), хозяйственно-бытовое обслуживание детей (уборка, дезинфекция и т.д.), обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня (прогулки, подвижные игры), дневной сон, приготовление домашних заданий и занятия по интересам.

Конкретные обязательства школы по присмотру и уходу за детьми должны быть предусмотрены в договоре между родителями и общеобразовательной организацией.

«В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в группе продленного дня вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Единственная оговорка, которую дают авторы рекомендаций, — это что в родительскую плату не могут входить расходы за собственно образовательную часть, а также содержание имущества — ремонты, отопление, освещение и т.д.

При этом на местах органами исполнительной власти, местного самоуправления должны быть разработаны собственные нормативные акты о регулировании предоставления такой услуги, куда должны входить перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке, расчет стоимости услуг по присмотру за детьми, перечень льготных категорий родителей и модель договора школы с родителями. Кстати, учредитель вправе снизить размер оплаты или вовсе ее не взимать с семей, относящихся к категории многодетных, социально незащищенных, беженцев, безработных, одиноких матерей и др.

Однако есть в методических рекомендациях и неутешительная информация: помимо оплаты за организацию продленки, школа может оказывать платные образовательные услуги. К примеру, приготовление ребенком домашних заданий не под присмотром учителя, а вместе с ним. Т.е., если родители хотят, чтобы их ребенок был занят с пользой, а не просто слонялся по школе до вечера, снова придется раскошелиться.

В администрации Майкопа уже разрабатывается проект нормативного акта, регулирующего организацию присмотра и ухода за обучающимися общеобразовательных учреждений во внеурочное время. В муниципалитете рассматриваются варианты минимизации размера платы за присмотр и уход в группах продленного дня.

От себя добавим, что ситуацию взяли под контроль активисты регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт за Россию». Мониторинг ситуации показал: организация продленки на платной основе может усугубить положение в неблагополучных семьях, в которых дети лишены возможности получения нормального воспитания вне школы.

Недавно проблема обсуждалась на Всероссийском форуме ОНФ в Пензе, где педагоги Адыгеи предложили свои меры ее решения. Эти предложения будут донесены до депутатов Госдумы РФ. Уже сейчас законопроект о бесплатной продленке внесли в Госдуму депутаты фракций «Справедливая Россия» и КПРФ. Его авторы считают, что он сможет снять «социальную напряженность, возникшую осенью этого года в связи с введением в ряде регионов России платы за пребывание школьников в группах продленного дня». В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что его главной целью является «устранение ошибки, допущенной законодателем» при принятии Федерального закона «Об образовании», по которому учредителям дается право «устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Татьяна Филонова

17.10.2014 в 00:46

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.