Дать миру что-то ценное…

Мы с участием прислушиваемся к проблемам инвалидов, и, по данным опроса, большинство родителей не против, если в классе будет учиться ребенок с физическими нарушениями. А если дело касается умственных нарушений?
Помощь, поддержка и сострадание — критерии духовного здоровья любой нации. Сможем ли мы дружить с необычным ребенком? К сожалению, таких детей становится все больше. Статистика детей с психическими заболеваниями по республике не дается, потому что в России закон запрещает оглашать психиатрические данные. Но, по данным Всемирной организации здоровья, на начало 2013 года диагноз аутизм ставили уже каждому 160 ребенку, а в этом году цифры обещают быть еще менее утешительными.
В Адыгее таким детям помогают в «Центре помощи семье и детям». Он открыт с 1994 года, и сейчас в нем функционирует 3 отделения: организационно-методическое, отделение профилактики беспризорности и отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. В основном в центр обращаются с такими заболеваниями, как аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость с речевыми расстройствами, ДЦП, сахарный диабет. С детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия по специальным программам, предусматривающим социализацию в обществе.
Заведующая отделением реабилитации детей «Центра помощи семье и детям» Марина Щетинина рассказала, что в этом году по государственному заданию центр должен обслужить 250 детей.
— Мы принимаем детей от 3 до 18 лет, в последнее время к нам приводят малышей до трех лет, — рассказывает Марина Щетинина. — Каждый месяц у нас на социальном обслуживании находятся 35 человек. Некоторые за год успевают пройти социальное обслуживание 2-3 раза и получить нашу помощь. Сейчас увеличивается число детей, родители которых обращаются за помощью. Во многих случаях это происходит потому, что организационно-методическое отделение нашего центра ведет мониторинг детей-инвалидов, предлагая каждому обследованному услуги центра.
Дети, чей мир внутри
Большинство малышей-аутистов в нашей стране не ходят в детский сад, их не принимают в школы, считают умственно отсталыми и просто боятся. Диагноз аутизм ставится только детям. После 18 лет он снимается, но ставится худший — шизофрения. А значит — повзрослевших аутистов ждет психоневрологический диспансер.
Аутизм (от греческого «autos» — «сам») — нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами речи и моторики, затруднениями в общении с окружающими людьми, повторяющимся поведением и ограниченным набором интересов. У аутистов может наблюдаться снижение интеллектуальных способностей, но не во всех случаях.
Это заболевание имеет различные формы и степени. Основные симптомы его проявления — нежелание контактировать, боязливость или, наоборот, чрезмерное спокойствие, уход в одиночество. Таких детей не интересуют другие люди, они не смотрят в глаза при общении, сильно привязаны к неодушевленным предметам. Речь ребенка может видоизменяться или отсутствовать полностью, иногда не используются личные местоимения.
…Когда я зашла в светлый, чистый кабинет с весьма скромными игрушками и пособиями, увидела педагога, который занимался с ребенком. Думала, он меня даже не заметит, но мальчуган подал руку, не поднимая на меня глаз. После этого отошел к окну и больше не поворачивался.
— Дети у нас очень разные: некоторые владеют речью, другие нет, кто-то обучается легко, кто-то очень долго. Чтобы натренировать один навык, нужно около 25 часов в неделю, а это возможно лишь при помощи родителей, — объясняет социальный педагог центра Фарида Хабиева.— Но если не сдаваться, а уделять ребенку время и внимание, то результат обязательно будет. Например, если в начале реабилитации упражнения с этим мальчиком делали родители, то сейчас он выполняет задания самостоятельно.
У 9-летней Кати аутизм, она очень сложно привыкала к групповым занятиям. Поначалу плакала, капризничала, сопротивлялась занятиям с педагогом, а сейчас уже занимается с удовольствием, особенно ей нравятся музыкальные уроки: девочка обладает удивительно тонким слухом, правильно воспроизводит услышанные мелодии. Буквально энциклопедические знания о животном мире у 13-летнего Аскера, но при этом он никак не может научиться писать буквы или выполнять элементарные математические действия.
Несмотря на трудности во взаимодействии с окружающими, такие дети обучаемы. Они обладают способностью выполнять определенные действия тщательно и скрупулезно, следуя четкому алгоритму. Часто они отказываются играть, не идут на контакт, их не привлекают другие люди, с ними очень сложно взаимодействовать. Но это не значит, что их нужно полностью изолировать от сверстников и общества в целом, потому что многие из них способны дать миру что-то нужное и ценное. Ван Гог, Билл Гейтс, Григорий Перельман, Агата Кристи — вот далеко не полный список известных науке аутистов, однако плоды их деятельности оценены всем человечеством. Общеизвестный факт — в разработках компании Microsoft самое активное участие принимают высокофункциональные аутисты — выпускники математических факультетов.
Вне толерантности
Родители аутистов зачастую знают о проблемах своих детей намного больше, чем порой даже квалифицированные специалисты. Сколько же силы и любви нужно иметь, чтобы каждый день заботиться о ребенке, который никогда не сможет быть таким, как все!
Двенадцатилетний Коля ходит в центр реабилитации с 5 лет. Коррекционный детский сад ему недоступен, и единственное место, где он может чувствовать себя нужным, — здесь. Родители с радостью отмечают даже малейший успех сына.
— Во дворе к Коле относятся по-разному: кто-то сочувствует, кто-то понимающе поддерживает, а кто-то уводит свое чадо подальше. Поэтому сказать, что у ребенка есть круг общения, кроме нас, я не могу. Мы нередко слышим нелестные выражения в адрес сына от других детей, и это, конечно, вопиющая жестокость, пробелы в воспитании. А на занятия, где ему уделяют столько внимания, сын ходит с огромным удовольствием, тянет меня за руку, торопит, — делится мама мальчика Светлана.
В центре Коля посещает групповые музыкальные и индивидуальные коррекционные занятия с социальными педагогами по трем направлениям: познавательная деятельность, окружающий мир, социально-бытовая ориентировка. Больше всего он любит декоративно-прикладное творчество и занятия по информатике. Также с другими детьми выезжает на адаптивную езду в школу конного спорта. Иппотерапия — самое любимое и эффективное «лекарство» воспитанников центра.
— Педагоги вкладывают душу в каждого ребенка. Мы очень рады, что в городе есть такое учреждение, где с особыми детьми занимаются профессионалы. Больше нам пойти некуда, а детям очень требуется помощь. И хотя сын у нас не разговаривает, прогресс налицо. Он любит заниматься за компьютером и, думаю, знает и разбирается в нем больше, чем я, — добавляет Светлана.
Недавно в семье Коли родились два очаровательных брата-близнеца. Впервые увидев младших братьев, мальчик неожиданно для родных подошел к ним, улыбнулся и нежно погладил новорожденных. А это и есть, может быть, самый главный результат общих усилий педагогов и родителей.
Валентина Остапенко
Фото автора