Мораторий на инновации
Ввести мораторий на инновации — с таким призывом обратились к Рособрнадзору и Министерству образования и науки РФ участники Всероссийского образовательного форума «Качественное образование во имя страны», который проводило в Пензе Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию».
В нем приняли участие 5 педагогов из Адыгеи: директор республиканской естественно-математической школы при АГУ Дауд Мамий, специалист по дополнительному образованию Адыгейского филиала Университета Российской академии образования Лариса Гутова, директора майкопской школы №13 Наталья Ткаченко, майкопской школы №3 Нэлли Хатагова, а также учитель физики лицея №8 Алексей Стальной.
Одно из главных предложений, высказанных педагогами в ходе форума, касалось постоянных инициатив и нововведений. Понятно, что молодое руководство федеральных профильных ведомств внедряет их для улучшения качества образования.
— Но нам нужна пауза, мораторий на инновации. Мы не успеваем перестроиться, как поступают новые изменения, рекомендации. Нужно хотя бы 5 лет поработать по созданной законодательной базе, — подчеркнула специалист по дополнительному образованию Адыгейского филиала Университета Российской академии образования Лариса Гутова.
Подробно об итогах участия в форуме представители делегации Адыгеи рассказали в ходе пресс-конференции, которая была организована ОНФ в Адыгее на базе РЕМШ. Провел ее сопредседатель регионального штаба ОНФ Юрий Горохов.
Как отметил Алексей Стальной, участие в форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» не было спонтанным, подготовка к нему шла в течение года, что позволило вынести на обсуждение наиболее волнующие педагогическое сообщество проблемы и предложить пути их решения. В итоге на форуме было подготовлено более 7 тысяч предложений, касающихся как системы и качества образования, так и подготовки педагогических кадров. Планируется, что после их обобщения будут приниматься постановления Правительства страны для воплощения в жизнь обозначенных инициатив «снизу».
Педагоги Адыгеи участвовали в 10 заседаниях круглых столов, 5 дискуссионных площадках. Обсуждались вопросы подушевого финансирования, кадровой политики, развала системы профобразования, роли муниципальных органов образования, ценности национального образования, массового сокращения профессорско-преподавательского состава в университетах, доступности и качества образования.
После бурных дискуссий на пленарное заседание, в котором принял участие Президент России Владимир Путин, вынесли несколько самых острых и злободневных тем.
Главный вопрос — миссия и статус учителя
На форуме было предложено вернуться к 5-летнему сроку обучения будущих учителей. Новые стандарты подготовки учителей также вызвали неоднозначную реакцию. Умение составлять индивидуальную карту развития ребенка педагоги считают очень сложной задачей и дополнительной нагрузкой.
Оклады педагогов в последнее время выросли — это факт. Но повышение зарплаты привело к увеличению интенсивности труда. Средняя нагрузка стала 1,6 ставки, приблизившись к 30 часам в неделю. По этому поводу очень лаконично и точно высказалась одна из участниц форума: «Если работать на ставку, то есть нечего, а если на две – то некогда».
Поднимался и вопрос бюрократизации системы образования. На вопрос Президента страны о том, кого волнует эта тема, практически весь зал, кроме рядов, отведенных для чиновников федерального министерства, поднял руки. Правда, только два участника форума поднялись и открыто заявили о том, что поток документации исчисляется тысячами.
— На мой взгляд, это связано с низкой культурой сбора и обобщения уже имеющейся информации. А система закупок повергла школы в занятия хозяйственной деятельностью, что не может не отразиться на основной функции школы, — отметила Лариса Гутова.
Мотивировать на учебу
Педагоги Адыгеи не только поддержали многие предложения, высказанные в ходе форума, почерпнули интересные инициативы, но и представили свой опыт работы. В частности, в ходе форума была организована выставка о работе с одаренными детьми в республиканской естественно-математической школе при АГУ, воспитанники которой являются постоянными победителями различных международных и всероссийских олимпиад и конкурсов. Сегодня РЕМШ объединяет около 1100 детей, стремящихся получить дополнительные и углубленные знания по 6 различным направлениям. Все выпускники школы поступают в высшие престижные учебные заведения.
Опыт работы школы был обобщен и представлен коллегам из других регионов во время работы выставки. Многие интересовались проектом РЕМШ по организации летней математической школы, «Всероссийская смена «Юный математик», которую реализует РЕМШ при АГУ с 2005 года во Всероссийском детском центре «Орленок».
Среди рекомендаций — как осуществлять взаимодействия с образовательными учреждениями, мотивировать детей на учебу, как организовать систему работы с одаренными детьми и т.д.
— На площадках форума встретились неравнодушные и талантливые люди, эксперты в своих областях, поэтому для нас так важно участие во всероссийской дискуссии. Сегодня много достижений в системе образования, но и проблем не меньше. Мы готовы и в дальнейшем делиться своим опытом в работе с одаренными детьми и поучиться у коллег. Главное — делать все необходимое для качественного образования наших детей», — отметил директор республиканской естественно-математической школы при АГУ Дауд Мамий.
Елена Малышева