Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ввести мораторий на инновации — с таким призывом обратились к Рособрнадзору и Министерству образования и науки РФ участники Всероссийского образовательного форума «Качественное образование во имя страны», который проводило в Пензе Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию».

В нем приняли участие 5 педагогов из Адыгеи: директор республиканской естественно-математической школы при АГУ Дауд Мамий, специалист по дополнительному образованию Адыгейского филиала Университета Российской академии образования Лариса Гутова, директора майкопской школы №13 Наталья Ткаченко, майкопской школы №3 Нэлли Хатагова, а также учитель физики лицея №8 Алексей Стальной.

Одно из главных предложений, высказанных педагогами в ходе форума, касалось постоянных инициатив и нововведений. Понятно, что молодое руководство федеральных профильных ведомств внедряет их для улучшения качества образования. 

Но нам нужна пауза, мораторий на инновации. Мы не успеваем перестроиться, как поступают новые изменения, рекомендации. Нужно хотя бы 5 лет поработать по созданной законодательной базе, — подчеркнула специалист по дополнительному образованию Адыгейского филиала Университета Российской академии образования Лариса Гутова.

Подробно об итогах участия в форуме представители делегации Адыгеи рассказали в ходе пресс-конференции, которая была организована ОНФ в Адыгее на базе РЕМШ. Провел ее сопредседатель регионального штаба ОНФ Юрий Горохов.

Как отметил Алексей Стальной, участие в форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» не было спонтанным, подготовка к нему шла в течение года, что позволило вынести на обсуждение наиболее волнующие педагогическое сообщество проблемы и предложить пути их решения. В итоге на форуме было подготовлено более 7 тысяч предложений, касающихся как системы и качества образования, так и подготовки педагогических кадров. Планируется, что после их обобщения будут приниматься постановления Правительства страны для воплощения в жизнь обозначенных инициатив «снизу».

Педагоги Адыгеи участвовали в 10 заседаниях круглых столов, 5 дискуссионных площадках. Обсуждались вопросы подушевого финансирования, кадровой политики, развала системы профобразования, роли муниципальных органов образования, ценности национального образования, массового сокращения профессорско-преподавательского состава в университетах, доступности и качества образования. 

После бурных дискуссий на пленарное заседание, в котором принял участие Президент России Владимир Путин, вынесли несколько самых острых и злободневных тем.

Главный вопрос — миссия и статус учителя

На форуме было предложено вернуться к 5-летнему сроку обучения будущих учителей. Новые стандарты подготовки учителей также вызвали неоднозначную реакцию. Умение составлять индивидуальную карту развития ребенка педагоги считают очень сложной задачей и дополнительной нагрузкой.

Оклады педагогов в последнее время выросли — это факт. Но повышение зарплаты привело к увеличению интенсивности труда. Средняя нагрузка стала 1,6 ставки, приблизившись к 30 часам в неделю. По этому поводу очень лаконично и точно высказалась одна из участниц форума: «Если работать на ставку, то есть нечего, а если на две – то некогда».

Поднимался и вопрос бюрократизации системы образования. На вопрос Президента страны о том, кого волнует эта тема, практически весь зал, кроме рядов, отведенных для чиновников федерального министерства, поднял руки. Правда, только два участника форума поднялись и открыто заявили о том, что поток документации исчисляется тысячами.

На мой взгляд, это связано с низкой культурой сбора и обобщения уже имеющейся информации. А система закупок повергла школы в занятия хозяйственной деятельностью, что не может не отразиться на основной функции школы, — отметила Лариса Гутова.

Мотивировать на учебу

Педагоги Адыгеи не только поддержали многие предложения, высказанные в ходе форума, почерпнули интересные инициативы, но и представили свой опыт работы. В частности, в ходе форума была организована выставка о работе с одаренными детьми в республиканской естественно-математической школе при АГУ, воспитанники которой являются постоянными победителями различных международных и всероссийских олимпиад и конкурсов.  Сегодня РЕМШ объединяет около 1100 детей, стремящихся получить дополнительные и углубленные знания по 6 различным направлениям. Все выпускники школы поступают в высшие престижные учебные заведения.

Опыт работы школы был обобщен и представлен коллегам из других регионов во время работы выставки. Многие интересовались проектом РЕМШ по организации летней математической школы, «Всероссийская смена «Юный математик», которую реализует РЕМШ при АГУ с 2005 года во Всероссийском детском центре «Орленок».

Среди рекомендаций — как осуществлять взаимодействия с образовательными учреждениями, мотивировать детей на учебу, как организовать систему работы с одаренными детьми и т.д.

На площадках форума встретились неравнодушные и талантливые люди, эксперты в своих областях, поэтому для нас так важно участие во всероссийской дискуссии. Сегодня много достижений в системе образования, но и проблем не меньше. Мы готовы и в дальнейшем делиться своим опытом в работе с одаренными детьми и поучиться у коллег. Главное — делать все необходимое для качественного образования наших детей», — отметил директор республиканской естественно-математической школы при АГУ Дауд Мамий.

Елена Малышева

22.10.2014 в 00:52
Возрастная категория материалов: 16+