Бабье лето
Красивая, воспетая поэтами и писателями пора, когда до первых заморозков еще есть время, когда в воздухе блестят на солнце тоненькие паутинки, словно первая, чуть заметная седина в волосах. Когда такое удивительное буйство красок в листве деревьев, в поздних осенних цветах, в переходах от белесого до пронзительно голубого неба…
…Именно в такой день, теплый и солнечный, мы встретились с Тамарой Николаевной Дудко, рукодельницей и старшей дома-пятиэтажки по улице Пионерской. Связанные ею вещи были выставлены на ярмарке прикладного искусства в праздничные дни — в День города и День республики. На выставке-ярмарке мы и познакомились с Тамарой Николаевной. Человек она грамотный, интеллигентный, обладающий пытливым умом.
Родилась в Германии, в Берлине, в семье офицера Советской армии спустя три года после Великой Победы. Детство и юность ее прошли в Майкопе, куда отца перевели по службе. Поступать в институт отправилась в Одессу. А супруг ее оказался родом из Украины, из Херсонской области.
— Какое чудесное было время, — говорит Тамара Николаевна. — Мы — молоды, огромная, дружная, многонациональная страна, все ездят друг к другу в гости, никаких границ между республиками нет. Что нынче с нами стало? Душа болит за родственников, друзей нашей семьи, живущих на Украине. С некоторыми продолжаю общаться, переписываюсь, вместе плачем.
Она работала вместе с супругом на ТЭЦ в Астрахани, он — начальником производственного отдела, она — главным инженером. В свободное время — в отпуск, на выходные — уезжали на рыбалку или на охоту. Времени на рукоделие не хватало. А шить, вязать Тамару Николаевну научила ее мама, Екатерина Михайловна. Мама работала в одном из медицинских учреждений, а по ночам шила, чтобы прокормить семью, ведь родители еще и дом строили по улице Железнодорожной.
— Вот мои детские воспоминания: ночь, горит настольная лампа «грибок», стук швейной машинки… Мама и меня учила кройке и шитью, говорила, что в жизни все пригодится. И вязать — держать в руках спицы — она меня научила еще в раннем детстве, — говорит Тамара Николаевна.
В те годы ни о каких оверлоках и слыхом не слыхивали — края швов обрабатывали вручную. Этим, как правило, и занималась Тамара, помогая маме. Все наряды, в которых, будучи школьницей, щеголяла девушка, были, конечно же, сшиты мамой. А в своем первом вязаном изделии — зеленом свитере — Тамара поступила и окончила институт. В те годы ни шерсти, ни иной пряжи, пригодной для вязания, в продаже не было. Где-то доставали, распускали старые вещи.
Уроки мамы в рукоделии не прошли даром. Тамара Николаевна умеет практически все: она шила меховые шапки, перекроила вышедший из моды кожаный плащ в стильный костюм, а из остатков сшила дамскую сумочку. Еще она занимается цветоводством: в квартире все подоконники уставлены цветочными горшками. И все это цветет и зеленеет круглый год. С супругом отремонтировали своими силами квартиру.
— А что тут сложного? — удивляется Тамара Николаевна. — Для того чтобы выложить кафель на кухне, не нужно обладать особым мастерством.
О таких, как она, говорят: «У нее золотые руки». Вот и заросший бурьяном клочок земли у подъезда превратила в цветник.
В Майкоп семья Дудко переехала в 2006 году, поближе к родне. Именно близкие помогли Тамаре Николаевне пережить страшные трагедии: в 28 лет погиб их сын, а вскоре ушел из жизни и супруг. Долго не могла прийти в себя. Пересилив боль, взяла себя в руки. Надо было жить дальше.
Первое, что вывело ее из глубокой депрессии, — это решение идти учиться в автошколу. И это — в 63 года! Продавать их семейное авто — иномарку за бесценок было жалко, и она села за руль. А в 2014 году соседи уговорили ее стать старшей 60-квартирного дома. Теперь у нее практически нет свободного времени на рукоделие. Но, несмотря на всю занятость, она все же выкраивает ежедневно с полчаса, отрывая их от сна, чтобы взять в руки спицы…