Найти любой ценой
Криминалисты Адыгеи отметили профессиональный праздник — 60-летие службы криминалистики.
Идеальных преступлений не бывает. После каждого остаются следы. Иногда они бросаются в глаза, но чаще их можно отыскать лишь при помощи специальных навыков и приборов. Часто они сокрыты там, где никому и в голову не придет их искать. И справиться с этими задачами могут только опытные специалисты. Принимая участие в расследовании самых сложных и запутанных преступлений, они могут заинтересоваться любой зацепкой. Даже если преступник позаботился о том, чтобы не оставить на стакане своих отпечатков пальцев, его можно будет найти по следам слюны, оставшимся на стеклянном ободке…
Звучит, как сюжет детективного сериала? Именно так простым обывателям видится работа криминалистов. На месте преступления люди с чемоданчиками, наполненными сложными химическими веществами и порошками, снимают отпечатки пальцев и делают фотоснимки… Каждый рабочий день криминалиста в этих фильмах похож на увлекательное приключение, в котором обстоятельства легко и просто следуют одно за другим, как звенья, и поимка преступника кажется логическим завершением этой цепочки.
В реальной же жизни в работе криминалиста романтики (в том виде, как это подается в кино) мало, зато много бессонных ночей, общения с малоприятными людьми — преступниками, выездов в глухие места, как говорится, и в зной, и в стужу лютую. В нашем регионе все эти задачи ложатся на трех сотрудников отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета России по Адыгее: руководителя Руслана Мамия, старшего следователя-криминалиста Александра Остапенко и следователя-криминалиста Евгения Сорокина, которые готовы независимо от обстоятельств выехать на помощь следователю в любой район республики.
Служебный арсенал
— Работу криминалиста в обычной жизни отождествляют с поисковыми и техническими мероприятиями по обнаружению и исследованию различных следов и вещественных улик, помогающих эффективно и быстро установить картину преступления. Между тем это лишь часть криминалистической деятельности, ее технический уровень, на базе которого разрабатываются приемы, операции и методики, обеспечивающие успех раскрытия и расследования любого преступления, каким бы запутанным и сложным поначалу оно ни казалось, — рассказал Руслан Мамий. — В криминалистической деятельности участвуют следователи, эксперты-криминалисты, прокуроры и судьи, то есть все субъекты уголовного судопроизводства, связанные с информационным обеспечением доказывания. В принципе, каждый криминалист, особенно с большим опытом работы, может дать свое определение криминалистики, в этом заключается уникальная специфика этого направления науки, которая постоянно совершенствуется путем практического применения новых высокотехнологичных средств и методов расследования преступлений.
Только за 9 месяцев текущего года по факту 9 зарегистрированных в республике убийств, 11 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевших, и 13 половых преступлений было назначено более 70 различных экспертиз. Следователи-криминалисты приняли участие в более чем 160 следственных действиях.
Что же имеется в арсенале криминалиста? Когда криминальная служба только формировалась — в далекие 50-е годы, все, чем могли располагать криминалисты, — тот самый чемоданчик, фотоаппарат и одна-две портативные видеокамеры. Так что полагаться приходилось исключительно на свой опыт и навыки. Сегодня же на вооружении криминалистов республики масса высокотехнологичной криминалистической аппаратуры, позволяющей порой делать практически невозможное.
Один из таких высокотехнологичных приборов, используемый практически на каждом месте происшествия, — так называемый источник экспертного света. Это устройство похоже на большой фонарь, в который встроены различные линзы, каждая из них предназначена для обнаружения определенных физиологических выделений человека: крови, потожировых следов, различных волокон — всего того, что не увидишь невооруженным глазом. Из обнаруженного биологического материала впоследствии экспертным путем выделяется ДНК, и найти преступника таким образом из ряда подозреваемых путем сравнительного анализа этих данных не составляет труда.
— В текущем году благодаря этому прибору мы раскрыли более 10 преступлений, — рассказывает Руслан Мамий. – Одно из них — по факту изнасилования. Долгое время это преступление оставалось нераскрытым — потерпевшая не запомнила никаких примет преступника. Однако нашим сотрудником в ходе осмотра комнаты, в которой было совершено преступление, с помощью источника экспертного света был обнаружен биологический материал, направленный впоследствии на молекулярно-генетическую экспертизу. Экспертиза показала, что выделенная из этого материала ДНК принадлежит одному из подозреваемых, который изначально не признавал свою причастность. Свидетелей не было, потерпевшая примет не запомнила — если бы не этот прибор, определить, кто преступник, было бы практически невозможно.
Отпечатки правды
Самым, наверное, известным способом сбора улик является обнаружение и изъятие на месте преступления отпечатков пальцев рук. В кино их берут везде, где удобно, — на мебели, одежде, рукоятках ножей и огнестрельном оружии. Только вот от действительности это далеко. На самом деле качественно изъять отпечаток пальцев рук можно только на гладкой, полированной поверхности — на кожаных, деревянных предметах сделать это с помощью того самого чемоданчика криминалиста с различными порошками и кисточками практически невозможно. Но выход есть: недавно на вооружении криминалистов республики появилось новое оборудование — цианоакрилатная камера: большой стеклянный куб, куда можно поместить предмет, на котором сложно определить и изъять следы пальцев рук, и путем «окуривания» этого предмета специальным веществом проявить скрытые отпечатки. В этом году по делам, представляющим особую сложность, этот способ использовался 5 раз, а ведь бывают случаи, когда эти отпечатки могут быть чуть ли не единственной уликой…
Явки и пароли
Также в арсенале криминалистов недавно появился комплекс по сбору и анализу цифровых данных, который позволяет извлекать любую информацию с мобильных устройств, даже если она давным-давно была из них удалена.
— Сейчас век цифровых технологий, сотовый телефон есть практически у каждого, поэтому новой аппаратурой мы пользуемся активно — только в текущем году данный комплекс применялся около 30 раз, — говорит Руслан Мамий. — Этот прибор действительно уникальный, с его помощью можно рассекретить любой пароль, считать любую информацию с более чем 8 тысяч различных устройств, включая обновления для моделей, которые еще только должны появиться на рынке.
И таких устройств в арсенале криминалистов немало. Безусловно, эта аппаратура значительно упрощает работу, позволяет раскрывать даже самые сложные и запутанные дела — иногда только с ее помощью можно найти хоть какие-то следы преступления. Но даже самая высокотехнологичная аппаратура — ничто без человека, который должен умело и по назначению ее применить. Без его знаний, опыта и желания помогать людям. Не ради геройства, как это обрисовано в детективах, а ради истинного служения долгу.
Юлия Мельникова
Справка
Служба криминалистики была создана указанием Генерального прокурора СССР в 1954 году в каждой прокуратуре с утверждением должности прокурора-криминалиста. В последующем при выделении следствия из органов прокуратуры прокуроры-криминалисты вошли в штат образованного Следственного комитета Российской Федерации.