Коррупция: многоликая гидра или паразит?
Коррупция – явление многогранное. Под него подпадают и безответственный студент, бездельничавший в течение семестра, а на сессии вкладывающий между листами зачетки энную сумму, и врач, выдающий фиктивный больничный лист, и делец, присваивающий бюджетные деньги миллионами, а то и миллиардами…
Своя «бухгалтерия»
В этом году Майкопский городской суд вынес обвинительный приговор гражданину П., 1987 года рождения, которому вменялось совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст.292, ч.4 ст.159 УК РФ, — служебный подлог и мошенничество в особо крупном размере. По версии правоохранительных органов, его «трудами» Министерство обороны недосчиталось более 13 миллионов рублей (а именно — 13119600 рублей).
— С января 2011 года подсудимый работал в Федеральном казенном учреждении «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Адыгея» в качестве главного бухгалтера, а позднее главного экономиста, — рассказал фабулу дела пресс-секретарь Майкопского городского суда Илья Каримов. — Исполняя обязанности по начислению денежного довольствия и иных выплат, он внес в платежный документ анкетные данные более трех десятков уволенных военнослужащих. На этом основании на банковские счета этих людей перечислялись денежные средства. Зарплатные банковские карты вместе с ПИН-конвертами находились у подсудимого, который обналичивал деньги через банкоматы, расположенные в Майкопе, Ростове-на-Дону и Волгодонске.
Во время судебного заседания подсудимый полностью признал себя виновным в совершении служебного подлога. От дачи показаний в судебном заседании отказался, воспользовавшись ст.51 Конституции России.
— Суд при определении вида и меры наказания учел признание вины и раскаяние, частичное возмещение ущерба, исключительно положительные характеристики с места учебы, регистрации, жительства и работы, беременность его жены, молодой возраст самого подсудимого. Было учтено активное способствование раскрытию и расследованию преступления. Однако характер совершенных деяний не позволял ограничиться наказанием в виде условного лишения свободы, — добавил наш собеседник в пресс-службе горсуда.
Итог: лишение свободы на 4,5 года в исправительной колонии общего режима. Подсудимый временно не работал, и суд счел нецелесообразным назначать ему дополнительное наказание в виде штрафа. Был частично удовлетворен гражданский иск, заявленный представителем Минобороны. До рассмотрения уголовного дела было возмещено 500 тыс. рублей, но осужденному еще предстоит компенсировать весьма немалую оставшуюся часть – 12,6 млн. рублей.
А вот более свежий пример. Гражданин 1985 года рождения осужден по тем же статьям УК РФ и за подобные же махинации. Только ущерб военному ведомству на этот раз был в десять раз больше! Приговор — лишение свободы на срок 7 лет 8 месяцев, с лишением права занимать государственные и муниципальные должности, связанные с осуществлением финансово-экономических операций, а также штраф в 700 тыс. рублей. Предстоит возместить и ущерб, который составил почти 135 млн. рублей. Приговор был обжалован и в законную силу еще не вступил.
Это не единственные примеры махинаций финансово ответственных лиц — в практике горсуда есть и другие, но эти, вероятно, самые впечатляющие по фигурирующим в них суммам. В этом же ряду — нашумевшее дело об осужденном за хищение бывшем главном бухгалтере МГТУ.
Страдают от недобросовестных работников не только госструктуры, но и частные фирмы. Летом перед судом предстала главбух одной из коммерческих организаций. Ей вменяли хищение вверенного имущества с использованием служебного положения и в крупном размере.
— Как было установлено в судебном заседании, подсудимая оформила электронные платежные поручения по перечислению денежных средств на свой личный счет, указав в назначении платежа «оплата за материалы». В действительности поставщиком товаров для нужд организации она не являлась. По приговору суда ей предстоит возместить имущественный вред более 400 тыс. рублей, а также выплатить штраф в 300 тыс. рублей, — рассказал Илья Каримов.
Что нам стоит дом построить?
Строительные работы – еще одна «золотая жила» для хищений. Нелишне вспомнить, что за прошлые годы в Адыгее имели место резонансные дела о таких нарушениях. Можно вспомнить историю со строительством Майкопского водовода, когда вместо новых труб были поставлены бывшие в употреблении на предприятиях газовой промышленности. Или то, как в 2008 году в результате нарушений при ремонте школы в станице Даховской учебный год в ней начался без функционирующих столовой, туалета, водяных резервуаров для пожаротушения и централизованного водоснабжения.
Специфика таких дел в том, что изначально очень сложно достоверно установить, имело ли место хищение, оценить его размеры. Это может сделать лишь квалифицированный эксперт. Между тем стоимость серьезной строительной экспертизы может составлять сотни тысяч, даже миллионы рублей. А как быть, если в конечном счете эксперт придет к выводу, что нарушений не было? В таких условиях отсутствуют стимулы спешить с возбуждением уголовного дела, чтобы затем не пришлось его прекращать, что повлечет негативные последствия для самого же следователя.
Кстати, знающие люди говорят, что в ходе экспертизы невозможно с точностью до копейки оценить реальные затраты на строительство крупного объекта. Всегда остается некий допустимый «зазор», чем могут воспользоваться недобросовестные подрядчики – воровать строго в рамках этой погрешности. Такое можно безнаказанно проворачивать долгие годы. Однако сказанное не означает, что органы правопорядка не должны бороться с подобными случаями. Есть различные методы выявления коррупционных деяний, к примеру, та же оперативная работа.
Как тут не вспомнить слова Гоголя: «Скоро представилось Чичикову поле гораздо пространнее: образовалась комиссия для построения какого-то казенного весьма капитального строения. В эту комиссию пристроился и он, и оказался одним из деятельнейших членов. Комиссия немедленно приступила к делу. Шесть лет возилась около здания; но климат, что ли, мешал или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше».
Коррупционер не артиллерист — отката не боится
Российское законодательство включает в понятие коррупционных широкий круг правонарушений. Это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, а также многое другое. Часто общим знаменателем является то, что крайними остаются рядовые граждане.
Возьмем практику откатов. Продавец возвращает покупателю часть полученной суммы в качестве благодарности за совершение покупки именно у него. Последствия подобных ухищрений – удорожание товара или снижение его качества, если продавец компенсирует нелегальные выплаты, сокращая производственные затраты. По интересам (и, естественно, карманам) граждан бьет включение в конечную розничную цену сумм взяток и различного рода подношений, которые могут возникнуть по мере продвижения товара от производителя на прилавок. Но наиболее опасны нарушения в сфере распределения бюджетных средств и госзакупок.
У самих нарушителей закона голова болит по другому поводу – как легализовать нечестно нажитое. Иногда для этого используют старый добрый способ, который практиковал еще Аль Капоне, организовывавший с этой целью прачечные, отсюда и термин «отмывание» (в английском языке об отмывании денег так и говорят «launder» — стирать). Предприимчивый гангстер ставил в прачечной кассовый аппарат, и специальный человек целыми днями пробивал чеки на якобы оказанные услуги, перекладывая деньги в кассу. Сегодня вместо прачечной открывается фирма, предоставляющая, например, несуществующие консультационные услуги.
Для национальной экономики практика «распилов» и откатов чревата разрушением рыночных механизмов саморегулирования. Если в честной конкуренции побеждает тот, кто предлагает самый дешевый и качественный товар, то здесь верх берут жулики, сбывающие низкокачественную продукцию. Это можно со всей очевидностью наблюдать на состоянии российских дорог, ведь наша страна отнюдь не исключение: в попытке нажиться за счет бюджета «распил» и откат – явление интернациональное.
Наша специфика обусловлена тем, что еще не так давно мы жили в государстве с административным регулированием экономики. Память об этом сохраняется в сознании чиновничьего сословия. Не случайно одно из положений майских указов Владимира Путина, реализация которых должна поднять общественные и государственные институты нашей страны на новый уровень, — обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами (Указ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»).
Горшочек меда…
За прошлый год в Адыгее выявлено 164 преступления против интересов госвласти, службы в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе 45 фактов получения взяток, 39 — их дачи. Выявлено 284 корыстных преступления, совершенных лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях. За взяточничество осужден ряд должностных лиц — бывших госслужащих, сотрудников правоохранительных органов, сотрудников учреждений медицины и образования. Можно сказать, что за последние годы число выявленных коррупционных преступлений выросло в разы. Хотя в определенной мере это связано с тем, что раньше не было какой-либо целенаправленной борьбы с коррупцией. Пресекались лишь самые вызывающие проявления. Сейчас же идет системная работа.
Говоря о борьбе с коррупцией, надо помнить и о том, что правоохранительные органы здесь имеют дело с опытными, знающими законы и, возможно, занимающими руководящие должности людьми, использующими имеющиеся ресурсы и связи для прикрытия своих махинаций. В частных беседах сотрудники признаются, что доведенное до суда серьезное коррупционное дело может стоить десятка обычных дел.
…и ложка дегтя
Правоохранительные органы Адыгеи выявляли и доводили до суда резонансные коррупционные нарушения. Вместе с тем коренных сдвигов не произошло, по крайней мере, общество их не наблюдает. Достаточно поговорить с людьми, чтобы убедиться, что отношение к борьбе с коррупцией пока еще во многом скептическое. Причем федеральные власти не способствуют укреплению веры в силу закона. Вспомним хотя бы о небезызвестной сотруднице Минобороны, находящейся под домашним арестом и активно занимающейся художественно-песенным творчеством…
По-прежнему увеличение выявленных случаев взяточничества обеспечивается в основном за счет множества эпизодов однородных преступлений, совершаемых «закоренелыми» коррупционерами — сотрудниками поликлиник, незаконно оформлявшими листки нетрудоспособности, педагогами или мелкими чиновниками. Но кто гарантирует, что все благополучно в землепользовании, в закупках для государственных и муниципальных нужд? В Майкопском районе были пресечены попытки присвоения земельных участков, в которых были замешаны должностные лица поселений. И кто гарантирует, что подобные нарушения не совершаются на других территориях? При формировании местных бюджетов с трудом удается свести концы с концами, а ведь рачительное использование земель и природных ресурсов — это база для привлечения инвестиций и социально-экономического развития муниципальных образований и республики в целом.
Особый вопрос — сфера ЖКХ. Возьмем доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея в 2013 году». Вот некоторые выдержки. «Новым видом расходов для жителей стала плата за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды. Абсурдной выглядит ситуация, когда управляющая организация выставляет счет на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды, значительно превышающий плату за предоставленные коммунальные услуги в жилом помещении»…
«Что это за общедомовой расход воды, если в нашем доме только индивидуальное потребление воды?»…
«Следует проверить также обоснованность платы за содержание и ремонт жилья — граждане жалуются, что она установлена без всяких обоснований»…
«Особое внимание обращено на проявления коррупционной направленности в жилищно-коммунальной сфере, чему напрямую способствуют такие факторы, как возможность некачественного проведения ремонта многоквартирного дома уполномоченной организацией, завышение стоимости работ либо стоимости устанавливаемых приборов учета коммунальных ресурсов по сравнению с плановыми затратами, выполнение ремонтных работ на основании смет, не утвержденных собственниками на общем собрании, взимание платы за услугу, которая не оказывается, либо двойное взимание за одну и ту же услугу, взимание платы за техническое обслуживание оборудования, которое в реальности не осуществляется. К этой же схеме можно отнести и необоснованное завышение размеров платы за содержание многоквартирных жилых домов управляющими компаниями, что позволяет должностному лицу впоследствии распорядиться сэкономленными денежными средствами по своему усмотрению».
Соответствующее заключение о нарушении прав граждан было направлено Уполномоченным в адрес начальника Управления государственного регулирования цен и тарифов РА и в прокуратуру РА. Содействие оказало и руководство республики. В результате нормативы на общедомовые нужды были пересмотрены в сторону их снижения, а по водоотведению и вовсе отменены как экономически необоснованные. Но точечными мерами все проблемы не решить.
Президент России своим Указом от 7 мая 2012 г. №600 поручил принять меры по улучшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях. Также речь идет о необходимости создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях модернизации и повышения энергоэффективности, об определении величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов. Ясно, что проблемы в сфере ЖКХ застарелые и больные, потребуется годы усилий и огромные средства для ее приведения в нормальный вид.
Но кто же мог решить, что благоприятные условия для привлечения инвестиций, чего требует руководство России, — это возможность осуществлять «взимание платы за техническое обслуживание оборудования, которое в реальности не осуществляется», и тому подобное? Тем более что люди прекрасно знают, на каких машинах ездят, например, руководители некоторых управляющих компаний, ответственные лица в системе ЖКХ. Думаю, на таких «мелочах» во многом и зиждется неверие многих людей в полезные начинания властей.
Dura lex, sed lex
Взяточнику, если поймают за руку, могут назначить штраф, в десятки, а то и в сотни раз превышающий сумму подношения. Речь может идти о миллионах или десятках миллионов рублей, хотя на практике не всегда удается добиться даже возмещения вреда, причиненного в результате коррупционных действий. Почти такие же солидные штрафы грозят человеку, который дает взятку. Конечно, он тоже нарушает закон, но как быть, если взятку нельзя не заплатить? Много ли людей решатся жаловаться на врача, от которого зависит жизнь близкого? Или на чиновника, который росчерком пера может внести серьезные проблемы в деятельность вашего предприятия? Или, тем более, на недобросовестного сотрудника правоохранительных структур? При этом очевидно, что государство не сможет уничтожить гидру коррупции без поддержки общества.
Однако законы не всегда доброжелательны к проявлению гражданской позиции. Если у человека вымогают взятку, и он хочет зафиксировать это для обращения в правоохранительные органы, ему придется использовать возможности своего телефона или писать на обычный диктофон, что не всегда возможно сделать тайно. Используя диктофон или камеру, замаскированные под шариковую ручку или какой-нибудь неброский аксессуар (в китайских интернет-магазинах полно предложений подобных устройств), он серьезно рискует. В УК есть статья 138.1, карающая за незаконные производство, приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Если попытаться снять на скрытую камеру берущего взятку чиновника, за это грозит лишение свободы вплоть до трех лет. А вот привлекут ли самого взяточника к ответственности — тема особая, ибо доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу приговора суда.
Противодействие угрозам, которые стоят перед Россией, невозможно без поддержки обществом начинаний власти. Государство готово направлять гражданскую активность в полезное русло. Не случайно недавно принят закон, определивший порядок участия общественности в охране общественного порядка. Может, имеет смысл дать зеленый свет тем нашим соотечественникам, кто готов заняться выявлением казнокрадов и мздоимцев? Естественно, таким народным мстителям нужно будет пройти подготовку и знать положения законов касаемо ответственности за заведомо ложный донос, клевету, провокацию взятки и многое другое…
СМИ называют четвертой властью, и они, по идее, также могут и должны привлекать внимание власти и правоохранительных органов к существующим проблемам. Но на деле журналисту, который решил провести расследование по имеющему социальное значение вопросу, необходимо держать в уме положения законов, касающиеся ответственности за клевету, оскорбление, вторжение в личную жизнь, причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации, нормы закона о защите персональных данных и многое другое. Определенным трендом стало ужесточение законодательства в этой сфере. Внесены изменения в Гражданский кодекс, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации. Возвращена в УК из Кодекса об административных правонарушениях статья об ответственности за клевету. Естественно, любое расследование журналиста — если он претендует на то, чтобы называться профессионалом, — должно проходить в рамках закона и профессиональной этики. Но когда даже в случае добросовестного заблуждения могут последовать самые серьезные проблемы — сложно браться за подготовку подобных материалов.
Дмитрий Кизянов