Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Много лет отдав Родине на различных фронтах, Юрий Петренко продолжает с достоинством нести службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по РА, где на сегодняшний день занимается оперативной работой.

Мне почему-то всегда казалось, что оперативник — это обязательно сотрудник МВД. Оказалось, нет. Понятно, конечно, что это мнение сложилось благодаря нашему ТВ. Тем приятнее было узнать, что оперативником может быть и сотрудник УФССП. Правда, не любой, а подготовленный.

С подготовкой у Юрия Петренко как раз все в порядке. Он является кавалером ордена Мужества, кроме того, он награжден медалью «Генерал армии Маргелов», медалями Суворова, «За отвагу», «За боевые действия», «За службу на Северном Кавказе» и другими знаками отличия, нагрудными знаками, грамотами и благодарностями, в том числе уже и от УФССП России по РА, и абсолютно легко согласился окунуться в новую для него жизнь, связанную с работой судебного пристава.

«Нам говорили: «Нужна высота!..»

Но все по порядку. Восемнадцатилетним мальчишкой Юрий попал в Афганистан рядовым Воздушно-десантных войск — это была срочная служба в армии. Однако не каждый срочник привезет со службы медаль «За отвагу» — самую ценную солдатскую медаль, которую вручали солдатам еще в Великую Отечественную войну, — звезды на погоны так просто с неба не падают. Но ведь и не каждый солдат будет штурмовать крепость душманов, да еще и не один раз.

…В операции первоначально принимали участие 80 человек. На третий штурм пошли всего лишь 23, остальные были либо ранены, либо убиты. Юрий Петренко пропустил только третий штурм, был ранен в ногу, но до этого успел забросать гранатами вражескую крепость, дав возможность остальным сберечь свои жизни, а кому-то — время при отступлении забрать раненых боевых товарищей…

После 2 лет активных боевых действий в Афгане наступило мирное время: после демобилизации молодой человек вернулся в Майкоп, работал на деревообрабатывающем предприятии, сначала рабочим, потом мастером и так далее… Затем окончил Московский лесотехнический институт, на котором была военная кафедра, и снова в звании офицера ушел в военную сферу. Сначала служил с ракетчиками, а когда начались боевые действия в Чечне, оказался там в составе 131-й отдельной мотострелковой бригады. Дважды в ходе первой Чеченской кампании Юрий Петренко находился в районе боевых действий, за это время он получил пять медалей, «шальных звезд», которые даются тем, кто не боится смотреть смерти в глаза.

Потом был Грузино-Абхазский конфликт, в котором Российская армия выполняла миротворческую миссию. Нашему герою пришлось послужить на обеих сторонах границы, разъединяя конфликтующие стороны.

Всего он 5 раз возвращался в зону боевых действий из относительно мирной части в Адыгее. В 2007 году, когда наступил предельный возраст службы в Вооруженных силах РФ, Юрий Петренко уволился в запас.

«Я уж решил — миновала беда…»

На гражданке в 45 лет тяжело устроиться на работу, даже с таким послужным списком, как у Юрия Петренко. Может, поэтому судьба привела его снова к службе?

— Сразу я пришел в отдел обеспечения установленного порядка деятельности судов, работа там мало отличалась от того, чем я занимался раньше: нужно было обеспечивать безопасность в судах, работать в группе быстрого реагирования, используя оружие, обучать молодых сотрудников, — вспоминает Юрий Петренко. — Так что можно сказать, что новая жизнь стала логическим продолжением старой.

В этом отделе бывший военный проработал 4 года, курировал спортивную и профессиональную подготовку судебных приставов.

— Я всегда радовался, когда наши ребята занимали первые места, — говорит пристав. — Но особенную гордость испытал, когда наш сотрудник завоевал право на ношение зеленого берета — это отличительный знак наиболее подготовленного судебного пристава, прошедшего серьезную подготовку. Всего в квалификационных испытаниях приняли участие 96 приставов из всех субъектов Российской Федерации, и только 8 прошли в финал. В их числе и судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов группы быстрого реагирования УФССП России по Адыгее Василий Лукин. И до сегодняшнего дня он один такой в Адыгее, все остальные носят черные береты.

На тот момент Юрий Петренко работал уже в отделе оперативного дежурства. Подготовку приставов не бросал, хотя задача в новом отделе поменялась — от теории перешел к практике.

— Одна часть нашего отдела несет круглосуточное дежурство, а другая входит в группу быстрого реагирования — в течение 20 минут она готова выехать в любую точку республики, где может понадобиться обеспечение безопасности судебных приставов, — разъяснил он.

Где может понадобиться группа быстрого реагирования? В суде — для обеспечения порядка во время процесса, защиты судей и свидетелей. Для обеспечения безопасности самих судебных приставов-исполнителей на участке, если при исполнении решения суда им воспрепятствуют.

— На дежурстве у нас относительно тихо — регион по сравнению с многими другими спокойный, хороший менталитет: видя форму, люди успокаиваются и чаще всего идут на контакт, — говорит пристав. — Однако бывают случаи, когда приходится применять силу, особенно если миссия приставов связана с приостановлением нелегальной деятельности, арестом имущества на крупную сумму, сносом незаконно возведенных строений.

При этом работа судебного пристава не ограничена 8 часами рабочего дня — если проводится выдворение иностранных граждан, находящихся на территории РФ незаконно, если производятся приводы в суды, зачастую даже в другой регион, или другой трудоемкий процесс, то судебные приставы, бывает, не спят по двое суток.

Однако у этой работы есть и плюсы: можно увидеть всю Россию, побывать во многих городах, пообщаться с коллегами, поделиться опытом. Как мне удалось выяснить, приставы не отмечают города на карте флажочками, у них другая традиция — они магнитики привозят.

«Я бы звезду эту сыну отдал…»

— Моя жена и так со мной работает, — смеется Юрий Петренко. — Если мы дома будем обсуждать и вспоминать рабочие будни, то какая это будет личная жизнь?

Так получилось, что почти вся семья Петренко оказалась «под присягой». Жена еще со времен службы в ВС РФ оказалась с ним в части, потом следом за ним перешла работать в УФССП России по РА, причем ее специальность для женщины редкая — специалист по техническому обеспечению, многие к ней даже за советом по ремонту авто приходят.

Трое детей — две дочери и сын так или иначе связаны с военным делом. Старший после службы в армии, где освоил профессию пожарного, работает в пожарной части №1 в Майкопе при МЧС России по РА. Младшая дочь — курсант 5 курса Волгоградской академии полиции.

Также у Юрия Петренко три внука, младшему 1 год и 4 месяца. Жаль, что сейчас они далеко, приезжают раз в год, но зато этот приезд для деда самый долгожданный.

И, кажется, жизнь удалась у Юрия Петренко. «У меня есть внуки, чего еще желать? — улыбается собеседник. — Хочется доработать оставшиеся годы, хочется, чтобы проблем было меньше, пора уже наступить стабильности».

А коллегам накануне праздника — Дня судебного пристава он пожелал:

— Желаю своей Службе повышения престижа, пусть мои коллеги ощутят в будущем эти изменения. Но при этом легкой службы желать не хочу: каждый должен испытать трудности, чтобы закалить свой характер, сделать жизненные выводы. Также хочется пожелать коллегам успехов, а их семьям благополучия. И главное — не отступать от закона.

Екатерина Пензева

05.11.2014 в 23:40
Возрастная категория материалов: 16+