Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Именно домом, большим, просторным, уютным, где тебя любят и жалеют, учат, воспитывают, где разделяют все тревоги и радости, стала для 38 ребят-инвалидов по зрению Адыгейская республиканская школа-интернат.

С чего все начиналось?

Мы идем по корпусам, а их в школе-интернате семь, с заместителем директора по воспитательной работе Айщет Уджуху, и она вспоминает, с чего начиналась учеба детей и молодежи — инвалидов по зрению:

Дом, где согреваются сердца
Дом, где согреваются сердца
— В начале 80-х, когда я пришла работать в эту структуру, учебным процессом занималась Московская межобластная очно-заочная школа для слепых и слабовидящих. По всей стране работало около 90 таких филиалов. В Майкопе эта школа находилась на территории УПП ВОС. Учащихся было от 60 до 80 человек. Дети в этой школе не учились. Их приходилось или отдавать в обычную школу, или отвозить в армавирскую.

Дом, где согреваются сердца
Дом, где согреваются сердца
Затем восовское предприятие прекратило свое существование, и школа для молодежи оказалась не нужна. Зато потребовались педагоги для детей-инвалидов по зрению. Таких школьников было 14 человек. В связи с отсутствием помещения детей-инвалидов по зрению расквартировали в Адыгейской республиканской школе-интернате для глухих и слабослышащих детей.

Активистки-педагоги школы для слепых детей А.Х.Уджуху и М.М.Машина куда только не обращались с запросами о строительстве отдельного просторного, комфортабельного корпуса школы-интерната для слепых и слабовидящих детей!

И вот случилось чудо — как раз в это время реализовалась одна из федеральных социальных программ. Школа, рассчитанная на 51 ученика, была построена в кратчайшие сроки и распахнула свои двери в апреле 2010 года.

Дом, где согреваются сердца
Дом, где согреваются сердца
— Так что в следующем году нам исполнится пять лет, — говорит Айщет Уджуху. — Это наш первый юбилей. У нас учатся дети не только из Республики Адыгея, но и из Краснодарского края. Педагогический коллектив, а это учителя и воспитатели, насчитывает 27 человек. Часть наших воспитанников посещают школьные занятия, а около 20 детей здесь живут. Их забирают родители домой только на каникулы.

Здесь много друзей

На то, насколько в интернате нравится детям, указывает такой факт — в день нашего визита детвора как раз возвращалась после каникул. Первоклашки и второклассники радостно шагали по переходу из корпуса в корпус, обмениваясь впечатлениями: «Как же мы соскучились. Здесь много друзей и никогда не бывает скучно!» Кстати, нынче в школе-интернате учатся дети, а у кого и внуки тех учеников, кто в начале 80-х проходил учебу в Майкопском учебно-консультационном пункте. Инвалиды по зрению супруги Шоровы водят в школу-интернат на учебу двоих сыновей, а у Юры Курочкина, третьеклассника, дедушка был учеником УКП.

Самое лучшее — ученики

Какой бы прекрасной суперсовременной ни была школа-интернат, главное в ней, конечно же, педагоги. Мы побывали на уроках у первоклассников. Их всего четверо: смешные, чуть напуганные присутствием чужого человека. А как они внимательно слушали все, что им говорил их учитель Асият Дзеукожева (читай — вторая мама, потому что дети с большой потерей зрения еще не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, ходят, растопырив ручонки, как птенцы…). Услышали голос Айщет Уджуху, тут же обступили ее, стали рассказывать о своих успехах в учебе.

Педколлектив в школе-интернате дружный, сплоченный, считающий, что их ученики — самые лучшие, самые талантливые, музыкально и спортивно одаренные, и ни в коем случае не инвалиды, не изгои. Всем ученикам, впервые поступающим в школу-интернат, с первых же дней пребывания говорят: «Мы постараемся научить тебя всему, что знаем сами, открыть все твои дарования, а ты нам в этом поможешь».

С ребятами и педагоги, и воспитатели занимаются ежеминутно. В школе-интернате имеется прекрасный спортивный зал с тренажерным сектором. Ребята ежедневно совершают прогулки во дворе. В спальном корпусе у всех учащихся, даже у тех, кто посещает интернат как школу, не оставаясь на ночлег, имеется свое место отдыха. Дети-инвалиды практически все ослабленные, и отдохнуть часок после обеда или прогулки никому из ребят не помешает.

— Только вот уложить их спать на тихий час, как, впрочем, и всех детей, целая проблема, — улыбается Айщет Уджуху. — У них столько дел! А вот у старшеклассников, занятых в различных общешкольных мероприятиях, действительно дел немало. Это и подготовка рефератов, и репетиции (многие наши ребята музыкально одаренные), и работа над стенгазетой…

Выступления, победы, медали

В начале октября школа приняла участие в межрегиональной творческой лаборатории на тему «Организация краеведческой и тифлокраеведческой работы библиотек: соотношение традиций и инноваций». Мероприятие это состоялось в специализированной библиотеке для слепых. В нем приняли участие более 70 человек из Адыгеи, Краснодарского края, Ставрополья. Громкими аплодисментами было встречено выступление ребят — учеников школы-интерната Тагира Гучетля, Рамазана Гамзатова, Малики Алиевой, Даниила Семчукова, Анастасии Бычук, Нины Ослиенко. Ученики 6-го класса приняли участие в игре-представлении «Сказка мудростью богата».

А в это время ученики старших классов принимали участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти о боевом содружестве героев Адыгеи и казаков Кубани в годы Первой мировой войны. В гости к ребятам пришли студенты исторического факультета АГУ Байзет Богус и Назир Панеш. Они познакомили учащихся школы-интерната с историей формирования и боевыми действиями Дикой дивизии, а также подарили школьникам книгу Э.А.Шеуджен «Рассказы по истории Адыгеи». Завершился цикл мероприятий научно-практической конференцией «Дикая дивизия — боевая слава содружества горцев Адыгеи и казаков Кубани». В конференции приняли участие ученики 6—10-х классов.

На республиканском фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями дипломами II степени были отмечены выступление певцов-вокалистов Михаила Дрыгина и Тагира Гучетля и игра на музыкальных инструментах Бислана Шорова.

Со Всероссийской спартакиады детей-инвалидов по зрению, которая проводилась в Московской области в октябре и в которой приняли участие более 700 ребят из 47 регионов, воспитанники Адыгейской школы-интерната вернулись с наградами — 7 медалями: двумя золотыми, одной серебряной и четырьмя бронзовыми.

— Вот какие у нас талантливые дети! — радуется Айщет Уджуху. — А какое у них доброе сердце — наши ученики посещают бывшего педагога школы-интерната, ныне пенсионерку Светлану Васильевну Шашлыкову. И умелые руки — об этом говорит уголок детских поделок изумительной красоты. Кто скажет, что всю эту красоту создали слабовидящие и слепые дети?..

Кадровый вопрос

Трудовой стаж у большинства педагогов школы-интерната насчитывает не годы — десятилетия. Многие до этого работали в общеобразовательных школах, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Работа с детьми-инвалидами требует полной самоотдачи. Их нужно научить не только читать и писать, но и жить в этом мире. Те, кто не совсем готов к такой ответственности, в школе-интернате не задерживаются, уходят. В школу-интернат, окончив педагогический колледж им.Х.Андрухаева, вернулась уже воспитателем Асият Дзеукожева.

О достаточно высоком уровне подготовки выпускников говорит тот факт, что их охотно зачисляют в ряды студентов в Кисловодский медицинский колледж. Двое бывших выпускников приобретают профессию массажиста. Гордость школы-интерната — выпускница Алена Щербаченко. Она успешно окончила Адыгейский госуниверситет, факультет социальной педагогики. Поэтому выражение: «Мы подготовили ребенка к поступлению» — не пустые слова: за ними стоит огромная работа всего педагогического коллектива.

В школе за здоровьем детей следят фельдшер и медсестра. Как правило, у таких детей слабый иммунитет, и они требуют особого ухода и внимания. Одно плохо: в школе-интернате, где учатся дети-инвалиды по зрению, нет врача-офтальмолога, хотя медицинское оборудование имеется. Над детворой планирует взять шефство светило детской офтальмологии, автор многих разработок Рахмет Четыз.

А еще школа-интернат поддерживает тесную связь со всеми своими выпускниками. В специальном альбоме хранятся письма от учеников, их семейные фотографии с супругами, уже своими детьми. Как и должно быть в отчем доме, где прошло их детство, юность и где их по-прежнему любят и ждут в гости.

Валерия Ломешина

14.11.2014 в 01:01

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.