Прервать тишину
Насилие над женщинами совершается во всех странах мира и продолжает быть одной из острых проблем современности. По статистике, более 70% всех убийств происходят в быту. От насилия в семье женщины страдают в три раза чаще, чем со стороны незнакомых людей.
Не обходит стороной эта проблема и нашу республику. По данным МВД РА за октябрь этого года, на учете в полиции находятся 652 семейных дебошира, из них 575 — хронические алкоголики. Кроме того, следует учесть, что далеко не все женщины обращаются за помощью, около 70-80% жертв насилия скрывают этот факт, считая виновницей насилия себя, и еще 40% женщин забирают свои заявления после происшествия.
Или бьет, или любит
Одна из таких историй произошла с жительницей ст.Ханской. Марина живет с мужем уже больше десяти лет, у них двое детей. На протяжении последних трех лет супруг периодически вымещает свой гнев на благоверной. Потом извиняется, клянется, что бил в последний раз, дарит подарки. Но проходит несколько месяцев, и малейший повод способен вывести Сергея из себя. На дне рождения жены, когда гости разошлись, между супругами разгорелась ссора.
— Сергей начал ругаться из-за того, что я сделала себе маникюр, не спросив у него разрешения, ведь он — главный в семье и зарабатывает деньги, — рассказала женщина. — Потом избил так, что я упала на пол, а он, наступив мне на правую руку, оторвал плоскогубцами ноготь… Я вызвала полицию, скорую…
Но через два дня Марина забрала заявление, аргументируя тем, что идти ей от него некуда и с двумя детьми она никому не нужна.
Соседи терпят крики, врачи принимают объяснения, что челюсть и нос сломаны сами по себе, а дети… Дети учатся игнорировать скандалы и жить в кошмаре. Старший, Вадим, может играть в телефон, делая вид, что ему безразлично происходящее между родителями, а пятилетний Тимур плачет и просит папу не бить маму.
Страх неблагополучия, финансовая зависимость от мужа, а зачастую боязнь общественной критики останавливают женщину. Но думает ли она о безопасности своих детей? Дети, которыми часто оправдывает свое бездействие женщина, страдают если не физически, то психологически. Атмосфера такой семьи травмирует детскую психику, и, взрослея, человек считает, что ситуация жестокости и насилия в семье является нормой.
По словам психолога высшей категории Ларисы Третьяковой, в парах, когда супруг поднимает руку на жену, виновник бывает не один.
— Чтобы разобраться в конкретном случае, мнения одного человека недостаточно. Возможно, нужно провести экспертизу, исключающую шизофрению. Иногда случаются ситуации, когда женщина обладает определенным психотипом, и, какой бы мужчина рядом с ней ни оказался, ссора может закончиться рукоприкладством, — рассказывает Лариса Третьякова. — Есть негласный закон: если поднял руку один раз, значит, так всегда и будет. Вопрос собственной безопасности женщина определяет сама, и, пока она подвергает риску свою жизнь, прощая и оправдывая поведение мужчины, такие случаи будут происходить неоднократно.
Причиной насилия может послужить то, что в семье мужчины это было нормой поведения. Кроме этого, слабые характером мужчины могут самоутверждаться за счет слабой физически женщины. Чаще всего насилие происходит в пьяном состоянии или под воздействием наркотических веществ. Нередки случаи, когда женщин избивают патологические ревнивцы, деспотичные или психически неустойчивые личности.
— В таких случаях мы в первую очередь убеждаемся, нет ли у партнера садистских наклонностей, — объясняет Лариса Третьякова. — Садиста можно определить по тому, как человек себя ведет после конфликта. Если личность адекватная и мужчина ударил в порыве гнева, то, конечно, его тяготит чувство вины, раскаяние, стыд. А если человек бьет женщину и получает от этого эмоциональное удовлетворение, то стоит задуматься об отклонении.
То, о чем не говорят
Сегодня идея невмешательства в частную жизнь семьи, которая так свойственна российскому менталитету, некоторых пугает больше, чем угроза благополучию, здоровью и жизни уязвимых членов семьи. Терпимость к насилию приводит к тому, что зачастую изнасилованная женщина остается один на один с этой трагедией. Отнюдь не частной. По мировой статистике, каждая пятая женщина была жертвой сексуального насилия, из них около 20% жертв страдают психическими расстройствами.
Часто люди, принуждающие к сексу партнеров, считают это допустимым на основании брака. Стоит помнить, что, если насилие произошло, нужно вызвать наряд немедленного реагирования по телефону 112 и написать заявление в полицию. После этого зафиксировать следы насилия, обследоваться у гинеколога и обратиться за психологической помощью, которую можно получить анонимно.
На телефон доверия о подобных случаях звонки поступают нечасто. Но существует еще один вид насилия — психологическое. Когда мужчина запрещает женщине делать то, что она хочет или должна, например, встречаться с подругами. К этому относятся постоянный контроль над женщиной или ее изоляция, унижение, выражающееся через критику, оскорбления, шантаж. Это может быть насилие по отношению к детям или другим членам семьи. Угрозы насилия по отношению к себе или домашним животным.
— Стоит ли сохранять семью — решает женщина. Нужно взвесить все за и против и принять решение — зачем я живу с этим человеком? К сожалению, часто женщина предпочитает верить в миф, что супруг исправится, — объясняет Лариса Третьякова. — Если вы решили остаться, то нужно учиться предупреждать конфликт. В этом случае следует обговаривать конфликтные ситуации и доносить до партнера свою точку зрения. Не доводить ссору до критической точки, а научиться конструктивно выходить из конфликта, используя женскую мудрость и гибкость.
Валентина Остапенко