Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Согласитесь, далеко не каждому удается встретиться с живой легендой. А журналисту «СА» посчастливилось не только увидеть легендарного дзюдоиста, первого отечественного чемпиона мира в этом виде спортивного единоборства, впоследствии признанного лучшим в мире борцом 20-го столетия, Владимира Невзорова, но и поговорить с ним.

Разговор наш состоялся в фойе спорткомплекса ИФК и дзюдо АГУ во время прохождения турнира по дзюдо памяти великого тренера Я.К.Коблева.

— Владимир Михайлович, помните тот день из мальчишеского возраста, когда первый раз увидели Якуба Камболетовича Коблева?

— Сначала скажу о том, что всем, чего достиг в дзюдо, я обязан этому светлому человеку. Трудно сейчас даже предположить, кем бы я стал во взрослой жизни, если бы не встретил в том возрасте Якуба Камболетовича. А мог же и не встретить, все произошло случайно. Кто-то из друзей предложил заглянуть в борцовский зал и посмотреть на тренера, о котором тогда говорила вся Адыгея.

— И вы не ушли, увидев тренировки, в ходе которых Я.К. Коблев, как говорится, до седьмого пота гонял будущих чемпионов?

— После короткой беседы с тренером вдруг что-то осенило меня, какой-то внутренний голос подсказал: «Володя, не уходи, это твой шанс стать настоящим человеком». Хотите верьте, хотите нет, вот так начинался мой путь в дзюдо. И с той первой встречи мы с Якубом Камболетовичем прошагали вместе весь мой спортивный путь. Он был для меня не только наставником в дзюдо, но и добрым советчиком в жизни.

— После первой встречи каким вам показался Я.К.Коблев?

— Она произошла в спортзале «Буревестника». С первой же встречи Якуб Камболетович мне запомнился своим телосложением, походкой, манерой разговаривать — немногословностью и красивым тембром голоса. Он никогда не повышал на нас голос, а старался непонятные в устном изложении приемы демонстрировать по нескольку раз на татами.

— С какого момента занятий у великого тренера вы поняли, что, занимаясь у него, можете выиграть чемпионаты различных уровней?

— Должен сказать, что мы в первое время занятий и не думали о каких-то медалях, главное было стать физически сильными, ловкими и довести до автоматизма все приемы дзюдо, которые нам показывал тренер. А покорение спортивных вершин происходило шаг за шагом, начиная с чемпионата Краснодарского края. Естественно, Якуб Камболетович каждый раз ставил перед своими воспитанниками новые цели и вел планомерно к их покорению.

— И была в 1976 году взята олимпийская вершина в канадском Монреале. Что вы чувствовали, стоя на первой ступени олимпийского пьедестала?

— В первую очередь был горд за своего тренера, который вылепил из майкопского мальчишки олимпийского чемпиона. Вспоминал и родную Адыгею, чьи борцы дзюдо к тому времени выросли в замечательных мастеров благодаря выдающемуся таланту все того же Я.К.Коблева. Скажу, что это не передаваемое словами ощущение, когда ты стоишь на первой ступени олимпийского пьедестала.

— Приходится ли до сих пор руководствоваться жизненными принципами Я.К.Коблева?

— В сложных ситуациях, которые случались и случаются сейчас, конечно же, в первую очередь мысленно обращаюсь за теми советами, которые давал нам Якуб Камболетович. В первую очередь стараюсь, как он советовал, сохранять внутреннее спокойствие, обдумать возникшую проблему со всех сторон, а только потом принимать решение.

— Турнир памяти Якуба Камболетовича будет продолжен и в следующие годы?

— Да, конечно. Скажу больше: есть задумка сделать его международным, чтобы в нем приняли участие лучшие дзюдоисты Японии, Польши, Германии и из бывших республик Советского Союза. Думаю, что это осуществимая перспектива.

Ибрагим Чич.

Фото Алексея Гусева.

16.12.2014 в 23:59